Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №1/2006

Архив

ФакультативРисунок художника Соломона Телингатера (1906–1969). Бумага, тушь, перо. 1925 г.

Светлана Рябова


Светлана Николаевна Рябова (1978) — руководитель объединения юнкоров «Первопроходцы» МОУ средней общеобразовательной школы № 1 г. Петушки Владимирской области.

От классных сочинений — к школьной газете

Опыт элективных курсов

1. Заметки и статьи в школьную прессу: теория и практика

Элективный курс для 7-го класса

Пояснительная записка

Цель программы — развитие навыков учащихся 7-го класса в работе над статьями и заметками в общешкольную газету. Перспективная цель — подготовка учащихся к сотрудничеству с областными и федеральными периодическими изданиями.

Программа охватывает основные категории журналистского мастерства, помогает школьникам их постичь.

Содержание курса включает в себя изучение основных жанров газеты, принципов оформления школьной газеты, искусства коммуникации, необходимого для развития юных корреспондентов. При отборе главных тем для изучения составитель учитывает возраст корреспондентов, их интересы, зону ближайшего развития (по Л.С. Выготскому). Теория и практика в курсе слиты воедино, так как при создании газеты невозможно отдельно изучать теорию и применять на практике полученные знания. Учащиеся в процессе изучения курса совершенствуют своё мастерство, видят перспективную цель — подготовка заметок, которые могут быть приняты редакцией “большой прессы”. Ученикам предлагается изучить теорию и отработать её на практике с учётом внутришкольных задач (о чём писать в данный момент школьной жизни). Предусматривается как индивидуальная, так и групповая деятельность учащихся.

Программа рассчитана на 10 часов, предназначена для ведения элективного курса в 7-м классе. Это поможет своевременно развить способности, инициативу, логическое и образное мышление школьников.

Требования к уровню освоения курса

Учащиеся должны знать:

  • основные газетные жанры;
  • отличия заметки от статьи;
  • своеобразие вступления, основной части, заключения;
  • законы построения газетной речи.

Учащиеся должны уметь:

  • логично излагать материал;
  • выразить свою позицию;
  • брать интервью и оформлять его;
  • создавать заметки и статьи;
  • использовать цитаты из художественного произведения для подтверждения своих мыслей (по мере необходимости);
  • правильно строить текст;
  • осуществлять орфографическую, пунктуационную, стилистическую правку текста.

Тематический план

(Каждое занятие, за исключением оговорённых случаев, рассчитано на 1 час.)

1. Организационное занятие. Что вокруг нас можно описать? 2. Сообщение о школьном мероприятии.
3. Репортаж с урока, классного часа. 4. Интервью с интересным человеком (2 часа). 5. Подготовка новостей из жизни класса, школы. 6. Рейд, его назначение. Мониторинг результатов. 7. Государственные праздники в газете. 8. Стихи в школьной газете. 9. Оформление газеты. Подведение итогов.

Содержание курса

Тема 1. О чём пишем в школьной газете? Что интересного вокруг нас? Литературный язык — основа работы юнкора. Сбор фактов. Составление плана перед написанием заметки, статьи. Работа над ней.

Форма занятия: лекция.

Тема 2. Посещение мероприятия. Правила поведения юного корреспондента. Что записать в первую очередь? Проверка фактов, дат, фамилий. Обработка материалов. Заголовок.

Форма занятия: посещение мероприятия и домашнее задание (его описание).

Тема 3. Тема урока, классного часа. Участники. Что нового вы узнали? О чём интересно будет читать? Запись в процессе урока, классного часа. Обработка материалов. Работа со словарём, учебником (при описании урока в своём классе).

Форма занятия: посещение мероприятия и домашнее задание (его описание).

Тема 4. Интервью. Время и место беседы. Культура речи. Постановка вопросов. Запись слов собеседника. Уточнения. Особенности речи собеседника, их передача. Тема беседы. Внимание к слову, фактам, подробностям. Обработка полученных сведений. Подготовка статьи. Чтение статей. Обсуждение.

Форма занятия: практикум.

Тема 5. Роль новостей в газете. “Краткость — сестра таланта”. Расположение новостей. Самое важное. Единый стиль представления новостей.

Форма занятия: лекция, практические упражнения.

Тема 6. Школьный рейд. Предмет рейда. Культура проведения рейда. Сопоставление фактов. Мониторинг. Подготовка заметки для школьной газеты.

Форма занятия: практическое занятие.

Тема 7. Важнейшие даты в жизни страны. Историческая намять народа. Орфография. Роль прописных букв в материалах. Стихи при рассказе о государственных праздниках. Дни воинской славы России.

Форма занятия: лекция.

Тема 8. Стихи как жанр. Ритмика. Размер. Рифма. Стихи в школьной газете. Псевдоним, его функция. Стихи как эпиграф. Стихотворная цитата как подтверждение мысли. Поэтический заголовок. Правила цитирования.

Форма занятия: практикум.

Тема 9. “Шапка” газеты. Выходные данные. Порядковый номер газеты. Расположение материала. Блок новостей. Иллюстрации и фотографии в школьной прессе. Компьютер — помощник при создании газеты. Рубрики. Оформление газеты силами слушателей курса. Подведение итогов работы.

Форма занятия: практикум.

Варианты заданий

К теме № 3

Напишите заметку о классном часе: а) запишите тему классного часа, дату и место проведения; б) укажите фамилию, имя, отчество классного руководителя; в) расскажите о выступивших гостях, учителях, ребятах, родителях; г) назовите форму проведения классного часа (диспут, деловая игра, личностно-ориентированный классный час, классный час вместе с родителями, традиционный классный час); д) опишите оформление кабинета (плакаты, иллюстрации, рисунки ребят, книжная выставка или что-то другое); е) найдите в классном часе его идею, цель проведения; ж) расскажите о реакции учеников на происходящее; з) побеседуйте с учениками после классного часа, запишите 2–3 отзыва ребят о мероприятии, включите их в заметку; и) сделайте вывод; к) напишите заметку, проверьте орфографию и пунктуацию.

К теме № 5

Подготовьте блок новостей, распределите их по значению:

а) прочитайте собранные юнкорами новости;

б) выберите из них главную, поместите её на первое место;

в) расклассифицируйте остальные факты, придерживаясь традиционного оформления:

  • победы в областных конкурсах, викторинах, соревнованиях;
  • победы в районных, городских конкурсах, викторинах, соревнованиях;
  • общешкольные события;
  • спортивная жизнь школы;
  • предметные декады;
  • события в классах;
  • поездки, экскурсии;

г) ещё раз проверьте орфографию и пунктуацию.

Приложение. (Новости.)

  • 2-е место в районных соревнованиях по волейболу;
  • поход 6 “А” в д. Леоново;
  • конкурс рисунков в начальной школе;
  • декада русского языка и литературы;
  • сокращение количества двоек в 8 “Б” на 11%;
  • новые стенды в кабинете ИЗО.

К теме № 9

Оформите газету при наличии готового материала:

а) определите два основных цвета для газеты;

б) сделайте заголовок, укажите порядковый номер, девиз, выходные данные, рамку (если нужно);

в) распределите место в газете;

г) оформите новости;

д) сделайте остальные заголовки;

е) определите место для иллюстраций;

ж) оформите материалы;

з) проверьте ошибки.

2. Развитие культуры речи учащихся при подготовке школьной газеты

Элективный курс для 9-го класса

Пояснительная записка

Предлагаемая программа нацелена на развитие культуры речи учащихся 9-х классов, занимающихся подготовкой и выпуском школьной газеты.

Программа знакомит школьников с главными аспектами культуры письменной речи, помогает им совершенствовать навыки работы над статьями на школьную тематику. Программа не только помогает школьникам раскрыть свои творческие способности, но и готовит их к обучению в 10–11-м классах гуманитарного профиля.

Особенность курса. Помимо изучения теории учащиеся постоянно выполняют разнообразные практические задания как для школьной прессы, так и для районной газеты. Ученикам предлагается не только рассказывать о школьных событиях, но и создавать работы, приуроченные к знаменательным датам для тематических газет, выпускаемых ежемесячно объединением юнкоров «Первопроходцы». В процессе работы расширяется кругозор школьников, развивается логическое мышление, усваиваются нормы культуры речи. На занятиях решаются теоретические и практические задачи, школьники приобретают опыт выражения своих мыслей и суждений.

Программа рассчитана на 20 часов, предназначена для девятиклассников, готовящихся выбрать в 10–11-м классах гуманитарный профиль обучения.

Цели курса. Теоретическое и практическое знакомство с газетными жанрами и принципами создания школьной газеты. Формирование культуры речи учащихся.

Задачи курса

  • расширение представлений о газетных жанрах;
  • развитие коммуникативной компетенции через участие в создании школьной газеты;
  • развитие культуры речи учащихся;
  • развитие познавательного интереса к СМИ;
  • содействие личностному росту учащихся.

методические принципы курса

— личностно-ориентированный подход учитывает особенности учащихся и учит их свободно и творчески мыслить;

— коммуникативная направленность обучения даёт учащимся возможность общаться в процессе создания газеты;

— деятельностный характер обучения позволяет каждому слушателю курса научиться работать как индивидуально, так и в коллективе;

— взаимосвязанное обучение написанию заметок и статей, подготовке постоянных рубрик, разделов, тематических газет;

— поэтапность обучения предполагает изучение курса по принципу “от простого к сложному”, выводит учащихся к свободному владению письменной речью при создании статей;

— принцип автономии учит школьников самостоятельности и позволяет наиболее эффективно решать поставленные перед ними задачи.

Для курса характерны следующие особенности:

— организация обучения как творческой деятельности;

— формирование творческого отношения к работе;

— развитие культуры речи на основе создания собственных заметок и статей;

— обучение средствам выразительности речи;

— совершенствование умения работать в коллективе;

— способствование личностному развитию учащихся;

— возможность для самовыражения школьников, проявления самостоятельности;

— формирование чувства ответственности за результаты общего дела.

Требования к уровню освоения курса

Учащиеся должны знать:

  • основные жанры прессы;
  • специфику создания заметок, статей разных жанров;
  • законы построения номера школьной газеты;
  • принципы организации рубрики в газете;
  • особенности речевой организации школьной газеты;
  • некоторые виды тропов, приёмов построения речи.

Учащиеся должны уметь:

  • логично излагать материал;
  • создавать различные по жанру заметки и статьи;
  • проводить опросы, анкетирование учащихся, осуществлять мониторинг деятельности;
  • брать интервью и оформлять его;
  • работать индивидуально, в соавторстве, в группе;
  • уметь создавать циклы статей на определённую тематику;
  • правильно строить текст;
  • уметь применять некоторые виды тропов, приёмов построения речи;
  • осуществлять орфографическую, пунктуационную, стилистическую правку текста.

Тематический план

(Каждое занятие, за исключением оговорённых случаев, рассчитано на 1 час.)

1. Организационное занятие. Текст

2. Сообщение

3. Репортаж

4. Рубрики в школьной газете

5. Блок новостей

6. Интервью

7. Очерк-биография

8. Заголовок, план статьи

9. Цикл статей на определённую тему (2 часа)

10. Рейд

11. Анкетирование, опросы в школьной прессе

12. Стилистика текста

13. Цитаты, эпиграфы, риторические вопросы, построение текста

14. Правка текста (2 часа)

15. Государственные праздники в газете

16. Традиции школьной газеты

17. День газеты. Номер-презентация

18. Оформление газеты. Подведение итогов

Содержание курса

Тема 1. Оргвопросы. Текст. Виды информации в тексте. Текст статьи. Особенности публицистического текста.

Форма занятия: лекция.

Тема 2. Сообщение. Предмет сообщения. Средства передачи информации. Цель сообщения. Адресат. Лаконизм художественных средств.

Форма занятия: практикум.

Тема 3. Репортаж. Предмет репортажа. Вступление, основная часть, вывод. Многозначность. Параллельная и цепная синтаксическая связь.

Форма занятия: практикум.

Тема 4. Рубрики в школьной газете: постоянные, приуроченные к знаменательным датам. Ведение рубрики. Единство оформления. Выпускающий редактор рубрики. Постоянство, традиции в содержании и оформлении.

Форма занятия: практическое занятие с примерами из архива редакции.

Тема 5. Блок новостей. Новости как жанр. Структура и содержание блока. Оперативность. Лаконичность. Степень важности. Место новостного блока в газете.

Форма занятия: практикум (сбор новостей в данный момент школьной жизни и их представление).

Тема 6. Интервью. Причины, время и место беседы. Запись со слов интервьюированного. Особенности диалога. Постановка вопросов. Уточнения. Запись речи собеседника, её передача. Внимание к слову, людям, датам, подробностям. Учёт пожеланий собеседника. Обработка полученных сведений. Подготовка статьи. Чтение и обсуждение подготовленных интервью.

Форма занятия: практикум.

Тема 7. Очерк как жанр. Герой очерка. Сбор материалов. Интервью. Работа по систематизации. План очерка. Лирические отступления. Композиция очерка.

Форма занятия: лекция.

Тема 8. Заголовок, план статьи. Виды заголовков: слово, словосочетание, предложение, цитата, риторический вопрос и другие. План статьи: простой, сложный.

Форма занятия: лекция и домашнее задание (практические упражнения.)

Тема 9. Цикл статей. Тема и подтемы. Стиль. Взаимосвязь заголовков. Авторство и соавторство при создании нескольких статей.

Форма занятия: лекция и домашнее задание (подготовить по статье об учителях школы).

Тема 10. Рейд. Цели. Форма. Мониторинг. Культура поведения.

Форма занятия: смотр классных уголков и мониторинг (групповая работа).

Тема 11. Анкетирование, опросы в школьной прессе.

Мониторинг. Предмет мониторинга.

Время, место проведения. Опросники. Тесты. Анкеты. Подведение итогов, их оформление.

Форма занятия: практическое занятие.

Тема 12. Стилистика текста. Стиль. Тропы и фигуры. Абзацы. Риторические вопросы. Вывод. Композиция. Синтаксис.

Форма занятия: лекция.

Тема 13. Построение текста. Эпиграфы. Цитаты. Связь предложений в тексте. Анализ публицистических текстов в газетах и журналах. Первичная правка текста: орфографическая, стилистическая, пунктуационная. Деление текста на микротемы, абзацы. Статья-текст с продолжением (в двух и более номерах газеты).

Форма занятия: лекция и практические задания.

Тема 14. Правка текста: орфографическая, пунктуационная, авторская, редакционная.

Форма занятия: практикум.

Тема 15. Государственные праздники. Важнейшие даты в жизни России. Патриотизм, историческое и современное значение этого слова. Орфография, прописные буквы. Роль цитат. Дни воинской славы России.

Форма занятия: лекция.

Тема 16. Традиции школьной газеты. День газеты. Приём в редакцию. Поздравление выпускников. Грамоты, поздравительные адреса, дипломы. Представление к награде. Совет газеты. Линейки. Редакционная статья.

Форма занятия: подготовка и проведение линейки для начальной школы.

Тема 17. День газеты. История газеты. Номер-презентация.

Форма занятия: подготовка номера газеты и приглашение учащихся к сотрудничеству.

Тема 18. Оформление газеты силами слушателей курса.

Форма занятия: практическое занятие.

Варианты заданий

К теме № 15

Оформите газету, посвященную Куликовской битве — Дню воинской славы России:

а) изучите исторический и фактический материал;

б) придумайте заголовок;

в) распределите место в газете;

г) оформите “шапку” и заголовки для тематической газеты;

д) сделайте рисунки;

е) оформите материалы;

ж) проверьте ошибки.

Учебно-методическое обеспечение курсов

Бухвалов В.А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества. М., 2000.

Бушко О.М. Школьный словарь литературоведческих терминов. М., 2005.

Вестник гимназиста (www.wegi.narod.ru).

Виноградов В.В. О теории художественной речи. М., 1971.

Клочихина Е.В. Выпускаем стенгазету // Начальная школа. 2004. № 3. С. 61–67.

Лотман Ю.В. Структура художественного текста. М., 1970.

Прахт Е.Н. Формирование толерантности как общечеловеческой ценности на основе диалога культур // Наша школа. Педагогическая мастерская. Вып. 1. Владимир, 2005. С. 53–60.

Пронина Е. Школьная газета: пробуждение “Я” // Вестник образования. 2004. № 2. С. 233–240.

Савельева Н.Ю. Теоретические подходы к анализу воспитательного потенциала учебной дисциплины и учебного занятия: к постановке проблемы. Академический вестник ВООИУУ. Владимир, 2004. С. 22–24.

Семёнов Г. Как создать детское общественное объединение // Воспитание школьников. 2004. № 5. С. 30–38.

Школьная газета «Астероид» (www.iatp.md/LDK/asteroid

Орфографические, лингвистические и энциклопедические словари.

Объединением юнкоров «Первопроходцы» выпущены:

Школьные вести // Избранное. Материалы деятельности объединения юнкоров «Первопроходцы» г. Петушки. Школа № 1. Петушки, 2004; Ч. 2. 2005.

Рейтинг@Mail.ru