Архив
Отвечаем на ваши вопросы
В редакцию поступило несколько писем, в которых словесники просят рассказать о контроле руководителей школы за преподаванием литературы: существует ли для директора, его заместителей и завуча норма посещений уроков, по каким критериям оценивается урок литературы, как проводится анализ урока.
Раньше руководители учебных заведений контролировали учебный процесс, ориентируясь на специальное Положение, по которому каждый из них наряду с проверкой учебной документации должен был выполнять еженедельную норму посещения уроков и записывать их краткое содержание в журнал контроля.
В соответствии с Законом 1992 года «Об образовании» за руководителями учебного заведения сохраняется функция контроля, но отменено прежнее Положение и норма посещений уроков.
Посещая уроки учителей, директор, заместитель, завуч руководствуются статьёй 55, пункт 4 Закона «Об образовании», где говорится: “При исполнении профессиональных обязанностей преподаватели имеют право на свободу выбора и использование методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников”.
Это означает, что учитель может выбрать любой вариант методики проведения урока по данной теме в соответствии с содержанием учебного материала, поставленными целями и задачами, ибо весь арсенал форм и методов обучения невозможно вместить в один урок. Учитель должен обосновать целесообразность использования выбранных методов для данного урока литературы и правильно применить их, например, грамотно формулировать вопросы к учащимся, анализировать произведение, использовать наглядность и т.п.
Следует помнить, что на уроке литературы должна быть работа с текстом произведения, школьники должны говорить и писать. Эта деятельность учащихся может быть осуществлена на уроках в разных пропорциях. Урок литературы рассматривается сегодня как совместное творчество ученика и учителя.
Основным критерием оценки деятельности учителя являются знания, умения и навыки учащихся, соответствующие Государственному образовательному стандарту по литературе. Все административные контрольные работы должны проводиться в соответствии с прохождением учебной программы.
Разбор посещённого урока способствует росту методического мастерства словесника. Сначала слово предоставляется учителю, он проводит так называемый “самоанализ” урока, который помогает ему сопоставить планируемые цели с достигнутыми реальными результатами. Анализируя свой урок, учитель может обратить внимание на то, какие цели и задачи ставились, какой учебный материал был отобран для их достижения, какая форма урока и какие методы использовались и почему, что следует изменить при повторном проведении этого урока.