Архив
Содержание «Литературы» за 2005 год
МИФОЛОГИЯ И ФОЛЬКЛОР
Алютина А. Как мстили в старину: Летописный рассказ об ослеплении Василька Теребовльского и скандинавские саги. — 23.
Ветрова Т. Коллекция сказок. — 15.
Колтышева Л. Жить по народной мудрости: Урок литературы в 7-м классе. — 3.
Мингелене Е. Конкурс «По дорогам сказок»: 5-й класс. — 15.
Сакаева А. Душа, воплощённая в песне…: Урок-концерт в 8-м классе. — 1.
АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Свердлов М. Превращения басни. — 5.
Свердлов М. Греческая драма. — 12.
Харина Л. Изучение басен на уроках литературы в 6-м классе. — 5.
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Алютина А. Как мстили в старину: Летописный рассказ об ослеплении Василька Теребовльского и скандинавские саги. — 23.
Кертес М. По следам «Слова о полку Игореве». — 19.
Статьи и заметки о творчестве писателей
Г.Х. АНДЕРСЕН
Осипов В. «Девочка со спичками» Г.Х. Андерсена и «Мальчик у Христа на ёлке» Ф.М. Достоевского. — 3.
Шуралёв А. При свете вечности. — 6.
А.А. АХМАТОВА
Герцик А. Лирика Ахматовой на уроках литературы. — 6.
Заднепровский Г. Литературно-мемориальный музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме. — 23.
Лунина С. Величие ахматовского стиха. — 6.
Машевский А. Маленькое эссе об Ахматовой. — 6.
Сухарина О. Анализ лирического стихотворения на уроках литературы. — 7.
И.Э. БАБЕЛЬ
Горбушин С. Над страницами прозы Бабеля: «Конармия». — 16.
Маньковская Е. Анализ рассказа И.Э. Бабеля «Измена». — 16.
О.БАЛЬЗАК
Свердлов М. Реалистический роман: “Магическое зеркало”. — 2.
К.Д. БАЛЬМОНТ
Белякова Л. Аромат солнца в искусстве символизма. — 12.
Андрей БЕЛЫЙ
Лекманов О. “Лёгкость необыкновенная в мыслях”. — 13.
А.А. БЛОК
Белова В. Анализ стихотворения А.Блока «Русь». — 24.
Никитина С. Анализ стихотворения А.Блока «На смерть Комиссаржевской». — 24.
Ш.БОДЛЕР
Свердлов М. Символизм: Бодлер и Верлен. — 3.
М.А. БУЛГАКОВ
Блинова З. Зеркало эпохи: Материалы к урокам в 11-м классе. — 14.
Герцик А. Роман «Мастер и Маргарита» в школьном изучении. — 5.
Максимова С. Интеллектуальная игра «Умники и умницы» по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». — 22.
Харитонова О. “Ошеломляющий” роман. — 22.
Кир БУЛЫЧЁВ
Кутейникова Н. Где начинается и где заканчивается Сказка?: Урок-презентация романа Кира Булычёва «Убежище»: 5–6-е классы. — 24.
И.А. БУНИН
Асимова М. И.А. Бунин. «Тёмные аллеи». — 13.
Белова В. Рецензия на рассказ И.А. Бунина «Чистый понедельник». — 18.
Лекманов О. “Зачем (-то)”?: Лев Толстой в «Чистом понедельнике» Бунина. — 23.
П.ВЕРЛЕН
Свердлов М. Символизм: Бодлер и Верлен. — 3.
Г.Н. ВЛАДИМОВ
Рамзаева В. Роман Георгия Владимова «Генерал и его армия»: Урок внеклассного чтения в 11-м классе. — 15.
М.А. ВОЛОШИН
Скиба А. Апокалиптические прозрения Максимилиана Волошина. — 21.
К.Д. ВОРОБЬЁВ
Абелюк Е. Правда Константина Воробьёва. — 9.
И.В. ГЁТЕ
Страшко И. Тайны баллады И.В. Гёте «Лесной царь»: 6–7-й классы. — 5.
Н.В. ГОГОЛЬ
Аракелян О. Материалы к урокам по изучению поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души». — 13.
Гобушин С. «Женитьба» Н.В. Гоголя: Попытка интерпретации. — 3.
Гоголевские места на Полтавщине. — 14.
Горанчаровская Е. Литературная викторина по произведениям Н.В. Гоголя для учащихся 8-го класса. — 3.
Золотусский И. Пушкин в «Выбранных местах из переписки с друзьями». — 3.
Калганова Т. Изучение повести Н.В. Гоголя «Невский проспект» в 10-м классе. — 14.
Кошелев В. Пушкинская “мысль «Ревизора»”. — 14.
Манн Ю. “Странные вещи”: К характеристике гоголевского стиля. — 12.
Манн Ю. “…Умнее я ничего не читывал по-русски”: О пьесе Гоголя «Театральный разъезд после представления новой комедии». — 1.
Ткаченко О. Повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»: Система заданий. 7-й класс. — 24.
Черкашина М. Языковые средства изображения “города-обмана” в повести Н.В. Гоголя «Невский проспект». — 14.
И.А. ГОНЧАРОВ
Хубларова Д. Дом в романе И.А. Гончарова «Обломов». — 8.
Р.Д.Г. ГАЛЬЕГО
Барабанова М. Произведение Рубена Давида Гонсалеса Гальего «Белое на чёрном» в школе. — 21.
А.М. ГОРЬКИЙ
Зонова Т. Обитатели ночлежки в пьесе М.Горького «На дне». — 23.
Свердлов М. Правда и ложь в пьесе Максима Горького «На дне». — 23.
А.С. ГРИБОЕДОВ
Горский М. Мотив глухоты в комедии «Горе от ума». — 12.
Максимова С. Интеллектуальная игра «Умники и умницы» по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». — 18.
Писарев А.И. Несколько слов о мыслях одного критика и о комедии «Горе от ума». — 18.
Писарев А.И. Против замечаний неизвестного Y.Y. на суждения о комедии «Горе от ума». — 18.
Рылова А. Роль костюма в комедии «Горе от ума». — 12.
Симакина Г. Грибоедовская Хмелита. — 1.
А.С. ГРИН
Панаиоти И. Феодосийский литературно-мемориальный музей А.С. Грина. — 6.
В.ГЮГО
Свердлов М. Роман-драма: Виктор Гюго. — 8.
ДАНТЕ
Ванюшева Н. Урок-лаборатория по творчеству Данте. — 2.
Г.Р. ДЕРЖАВИН
Богачёва Е. Новаторский характер поэзии Державина. — 1.
Охлопкова М. Изучение творчества Г.Р. Державина на уроках литературы. — 4.
А.К. ДОЙЛ
Ярхо В. Старые тайны Артура Конан Дойла. — 3.
Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ
Заднепровский Г., Шаглина Р. Литературно-мемориальный музей Ф.М. Достоевского в Санкт-Петербурге. — 2.
Осипов В. «Девочка со спичками» Г.Х. Андерсена и «Мальчик у Христа на ёлке» Ф.М. Достоевского. — 3.
Панкратова Е. Итоговый урок по творчеству Ф.М. Достоевского. — 2.
Смирнова И. Святочный рассказ на уроке в 5-м классе. — 1.
С.А. ЕСЕНИН
Жирмунская Т. “Ты прости, что я в Бога не верую…” — 23.
В.К. ЖЕЛЕЗНИКОВ
Кустова И. Повесть Владимира Железникова «Чучело». — 1.
А.М. ЖЕМЧУЖНИКОВ
Машевский А. Алексей Жемчужников. — 7.
Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ
Ерёмина О. Николай Заболоцкий. Цикл «Последняя любовь»: опыт восприятия. — 19.
Е.И. ЗАМЯТИН
Рассказова Т. Мифологический подтекст романа Е.Замятина «Мы». — 4.
М.М. ЗОЩЕНКО
Лунина С. Михаил Зощенко. Своеобразие личности и творчества. — 8.
В.В. КАМЕНСКИЙ
Заярная И. Игровая поэтика Василия Каменского в зеркале барокко. — 22.
Н.М. КАРАМЗИН
Игнатенко Т. Изучение повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» в 9-м классе. — 3.
И.А. КРЫЛОВ
Тумакова И. Басни Крылова: играя, учимся. — 14.
Харина Л. Изучение басен на уроках литературы в 6-м классе. — 5.
А.И. КУПРИН
Сухарина О. Поисковая деятельность учащихся при изучении произведений А.И. Куприна «Олеся», «Гранатовый браслет». — 3.
А.С. КУШНЕР
“И третье, видимо, нельзя тысячелетье представить с ямбами, зачем они ему?..”. Корреспондент газеты «Литература» Р.Храмцова беседует с поэтом А.Кушнером. — 7.
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ
Влащенко В. “Из пламя и света рождённое слово”. — 8.
Демиденко Е. “Мчись же быстрее, летучее время…”. — 14.
Зобин Г. На поединке правды. — 15.
Селиванова Т. Тема пророческого служения в русской лирике. — 5.
Н.С. ЛЕСКОВ
Мингелене Е. Урок по рассказу Н.С. Лескова «Левша»: 6-й класс. — 1.
Новикова А. Дом-музей Н.С. Лескова в Орле. — 8.
Шуралёв А. При свете вечности. — 6.
А.ЛИНДГРЕН
Ерёмина О. Астрид Линдгрен. «Расмус-бродяга»: Урок внеклассного чтения в 6-м классе. — 12.
О.Э. МАНДЕЛЬШТАМ
Лекманов О. “Лёгкость необыкновенная в мыслях”. — 13.
Сазикова Е. Анализ стихотворения Осипа Мандельштама «Ленинград» в 11-м классе. — 23.
С.Я. МАРШАК
Сарнов Б. Квартира Маршака. — 2.
В.В. МАЯКОВСКИЙ
Халфин Ю. Базаров и Маяковский. — 10.
Сухарина О. Анализ лирического стихотворения на уроках литературы. — 7.
Чугреева О. Стихотворение В.В. Маяковского «Скрипка и немножко нервно». — 17.
П. МЕРИМЕ
Гольдфаин И. Неромантическая версия. — 3.
Ги де МОПАССАН
Половинкина О. От реализма к натурализму. — 6.
В.В. НАБОКОВ
Селев П. «Приглашение на казнь» в школе. — 23.
Ю.М. НАГИБИН
Кушевич Т. Жизнь и творчество Юрия Нагибина. — 22.
В.П. НЕКРАСОВ
Павлова М. “Обычная история… Война…”: Рассказ Виктора Некрасова «Посвящается Хемингуэю». — 18.
Н.А. НЕКРАСОВ
Грищенко А. Жизненный и творческий путь Н.А. Некрасова. — 12.
Е.И. НОСОВ
Либерцева В. Рассказ Евгения Носова «Трудный хлеб». — 2.
А.Н. ОСТРОВСКИЙ
Савельева Г. “А как же вы в афишке пропустили грозу? Ведь она тоже действующее лицо”. — 13.
Н.А. ОСТРОВСКИЙ
Блинова З. Зеркало эпохи: Материалы к урокам в 11-м классе. — 14.
Ребель Г. Несостоявшееся возвращение. — 8.
Б.Л. ПАСТЕРНАК
Сергеева-Клятис А. Искусство перевода: Борис Пастернак. — 13.
Шенкман В. Борис Пастернак в Прикамье. — 21.
В.О. ПЕЛЕВИН
Полякова Н. Образ пустоты в повести В.Пелевина «Омон Ра»: Урок в 11-м классе. — 21.
Романичева Е. Учим читать постмодернистский текст: Лабораторная работа по рассказу В.Пелевина «Ника». — 24.
Л.С. ПЕТРУШЕВСКАЯ
Мотеюнайте И. Чтобы мир остался жив: «Настоящие сказки» Людмилы Петрашевской. — 2.
А.П. ПЛАТОНОВ
Блинова З. Зеркало эпохи: Материалы к урокам в 11-м классе. — 14.
Мезенцева В. Моё открытие Платонова: Творчество писателя в школьном изучении. 5–11-й классы. — 20.
Петров И. Урок любви к ближнему: Рассказ А.Платонова «Корова» в школьном курсе литературы. — 3.
Шуралёв А. “Он трудился день и ночь, чтобы жить…”: «Неизвестный цветок» А.П. Платонова и «Стланик» В.Т. Шаламова. — 19.
М.М. ПРИШВИН
Гайсёнок Т. Сказка-быль М.М. Пришвина «Кладовая солнца». — 14.
Колибаб А. Дом-музей М.М. Пришвина в Дунине. — 3.
Музиянова Л. Заключительный урок в 6-м классе по сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца». — 14.
А.С. ПУШКИН
Влащенко В. “Кровавая пища”: Стихотворение А.С. Пушкина «Узник» и проблема его интерпретации. — 4.
Гордиенко А. А.С. Пушкин «Повести Белкина». — 15.
Золотусский И. Пушкин в «Выбранных местах из переписки с друзьями». — 3.
Кадола Ж. Изучение в школе взаимосвязей русской и зарубежных литератур. — 11.
Колибаб А. Государственный историко-литературный музей-заповедник А.С. Пушкина (усадьба Вязёмы). — 11.
Коробейникова К. Чем интересен мне герой повести А.С. Пункина «Капитанская дочка» Пётр Гринёв? — 2.
Котляр П. Историко-культурный комментарий к стихотворению А.С. Пушкина «Была пора: наш праздник молодой…». — 14.
Кошелев В. Пушкинская “мысль «Ревизора».” — 14.
Либерцева В. «Умники и умницы»: Материалы к игре. 9-й класс. — 5.
Музей-квартира А.С. Пушкина на Набережной Мойки, 12 в Санкт-Петербурге. — 15.
Прийма Е. Глава «Вожатый» из повести «Капитанская дочка»: Урок-“погружение”. 8-й класс. — 6.
Ранчин А. В поисках сокрытого смысла: о поэтике эпиграфов в «Евгении Онегине». — 5.
Сазикова Е. Творчество А.С. Пушкина: Материалы к уроку-игре «Литературный ринг». 7-й класс. — 15.
Сергеева-Клятис А. “Приветствую тебя, пустынный уголок…”: К теме пасторальности в творчестве Пушкина. — 11.
Селиванова Т. Тема пророческого служения в русской лирике. — 5.
Щербина И. Глупости и мелкие злодейства на фоне Пушкина. — 11.
Ярхо В. Большой барин. — 11.
Ясинская С. Стихотворение Пушкина «Ворон к ворону летит…». — 11.
Д.И. РУБИНА
Гневнова Л. «Высокая вода венецианцев»: Изучение повести Д.Рубиной на уроке внеклассного чтения в 11-м классе. — 2.
М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН
Москаленко О. Уроки по «Господам Головлёвым». — 18.
А.С. СЕРАФИМОВИЧ
Блинова З. Зеркало эпохи: Материалы к урокам в 11-м классе. — 14.
Ф.К. СОЛОГУБ
Тарханова Д. Читаем в классе символистскую драму. — 12.
В.А. СОЛОУХИН
Ерёмина О. Владимир Солоухин: «Закон набата», «Мочёные яблоки». — 2.
СТЕНДАЛЬ
Свердлов М. Реалистический роман: “Магическое зеркало”. — 2.
А.А. ТАРКОВСКИЙ
Бояркова Г. Филологический анализ стихотворения Арсения Тарковского из цикла «Пушкинские эпиграфы». — 19.
Л.Н. ТОЛСТОЙ
Алёхина Е., Захарова Т., Кузина Е., Федосеева Г. Государственный мемориальный и природный заповедник «Музей-усадьба Л.Н. Толстого “Ясная Поляна”». — 17.
Едигарева Е. Пьер Безухов и Андрей Болконский. — 8.
Лекманов О. “Зачем (-то)”?: Лев Толстой в «Чистом понедельнике» Бунина. — 23.
Полтавец Е. Изучение творчества Льва Толстого в школе. — 17.
Ранчин А. Символика в «Войне и мире». — 17.
Реутова Е. Анализ сцены бала в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». — 17.
Хайнади З. Поэтический переворот Льва Толстого. — 17.
И.С. ТУРГЕНЕВ
Брагина А. Язык флоры и фауны в произведениях И.С. Тургенева. — 18.
Вандакурова Н. Викторина «Умники и умницы» по повести И.С. Тургенева «Муму». — 3.
Вахрушева О. Любовь в романе «Отцы и дети». — 10.
Грачёва И. Маленькая загадка большого романа. — 10.
Киркина Е. Человек между светом и тьмой: Материалы к урокам по рассказу И.С. Тургенева «Бежин луг». — 21.
Ляпустина Г. Загадка Базарова. — 10.
Музеи Тургенева на орловской земле. — 10.
Халфина Н. “Связь времён” в романах И.С. Тургенева. — 10.
Халфин Ю. Базаров и Маяковский. — 10.
Халфин Ю. Тургенев и Базаров. — 10.
Ф.И. ТЮТЧЕВ
Конькова В. Категория времени в лирике Ф.И. Тютчева: Материалы к уроку: 10-й класс. — 4.
Селиванова Т. Тема пророческого служения в русской лирике. — 5.
А.А. ФАДЕЕВ
Блинова З. Зеркало эпохи: Материалы к урокам в 11-м классе. — 14.
А.А. ФЕТ
Кучмай Ф. «Звучащая книга поэта». Афанасий Фет. — 18.
Г.ФЛОБЕР
Половинкина О. От реализма к натурализму. — 6.
В.Ф. ХОДАСЕВИЧ
Успенский П. Об одном приёме в поэзии Владислава Ходасевича. — 17.
М.И. ЦВЕТАЕВА
Садова Н. Литературно-художественный музей Марины и Анастасии Цветаевых в Александрове Владимирской области. — 13.
А.П. ЧЕХОВ
Баранова О. О чём плачет Василиса: Материалы к уроку по рассказу А.П. Чехова «Студент». — 19.
Кошелев В. “Человек без селезёнки”. — 16.
Минзанова А. Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник А.П. Чехова в Мелихово. — 16.
Хайнади З. Русская Психея: Чехов. «Душечка». — 16.
Яновская С. Рассказ А.П. Чехова «Анна на шее» и его интерпретация в кино и в балете. — 3.
Ясинская С. Обучение композиционному анализу текста на уроках литературы в 10-м классе. — 14.
В.Т. ШАЛАМОВ
Шуралёв А. “Он трудился день и ночь, чтобы жить…”: «Неизвестный цветок» А.П. Платонова и «Стланик» В.Т. Шаламова. — 19.
Ясинская С. Обучение композиционному анализу текста на уроках литературы в 10-м классе. — 14.
У.ШЕКСПИР
Горбачёва С. “Не хвастай, время, властью надо мной”: Урок в 8-м классе по трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта». — 2.
Исаева Е. “Нет повести прекраснее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте…”. — 19.
Кадола Ж. Изучение в школе взаимосвязей русской и зарубежных литератур. — 11.
М.А. ШОЛОХОВ
Жукова В. Материалы к изучению романа М.А. Шолохова «Поднятая целина». — 1.
Корчагина Л. Тема гражданской войны в «Донских рассказах» М.А. Шолохова. — 10.
Черепанова И. “Сбочь дороги — могильный курган…”: Анализ фрагмента романа «Поднятая целина». — 22.
В.М. ШУКШИН
Веснина Т. Изучение творчества Василия Шукшина на уроках литературы в 5–11-х классах. — 18.
А. де СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ
Торопчина Л. «Маленький принц» и его читатели. — 22.
СОДЕРЖАНИЕ ГАЗЕТЫ ПО РУБРИКАМ
Архив
Писарев А.И. Несколько слов о мыслях одного критика и о комедии «Горе от ума». — Против замечаний неизвестного Y.Y. на суждения о комедии «Горе от ума». (Републикация, вступление и комментарии Л.И. Соболева). — 18.
Галерея
Базаров (Халфин Ю. Базаров и Маяковский. — 10); Душечка (Хайнади З. Русская Психея. — 16); Троекуров (Ярхо В. Большой барин. — 11).
Готовимся к сочинению
Консультации по подготовке к письменному экзамену по русскому языку и литературе за курс средней (полной) школы в 2004/2005 учебном году. — 9.
Перечень тем сочинений для подготовки к письменному экзамену по русскому языку и литературе за курс средней (полной) школы в 2004/2005 учебном году. — 7.
Интервью у классной доски
“И третье, видимо, нельзя тысячелетье представить с ямбами, зачем они ему?..”. Корреспондент газеты «Литература» Р.Храмцова беседует с поэтом А.Кушнером. — 7.
Каталог
1–24.
Ключ к номеру
1–24.
Книжная полка
1–8, 10–24.
Аникеев М. “Куда ж нам плыть?”: О методических пособиях к учебнику-хрестоматии по литературе, 9-й класс. — 1.
Литературная карта
Алёхина Е., Захарова Т., Кузина Е., Федосеева Г. Государственный мемориальный и природный заповедник «Музей-усадьба Л.Н. Толстого “Ясная Поляна”». — 17.
Гоголевские места на Полтавщине. — 14.
Заднепровский Г. Литературно-мемориальный музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме. — 23.
Заднепровский Г., Шаглина Р. Литературно-мемориальный музей Ф.М. Достоевского в Санкт-Петербурге. — 2.
Колибаб А. Государственный историко-литературный музей-заповедник А.С. Пушкина (усадьба Вязёмы). — 11.
Колибаб А. Дом-музей М.М. Пришвина в Дунине. — 3.
Минзанова А. Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник А.П. Чехова в Мелихово. — 16.
Музеи Тургенева на орловской земле. — 10.
Музей-библиотека Симеона Полоцкого в Полоцке. — 22.
Музей-квартира А.С. Пушкина на Набережной Мойки, 12 в Санкт-Петербурге. — 15.
Новикова А. Дом-музей Н.С. Лескова в Орле. — 8.
Одесский государственный литературный музей. — 7.
Панаиоти И. Феодосийский литературно-мемориальный музей А.С. Грина. — 6.
Садова Н. Литературно-художественный музей Марины и Анастасии Цветаевых в Александрове Владимирской области. — 13.
Санькова Л., Кузина Н. Литературный музей Павла Пропалова в Вязьме. — 5.
«Серебряный век русской литературы»: Экспозиция Государственного Литературного музея. — 12.
Симакина Г. Грибоедовская Хмелита. — 1.
Новое в школьных программах
Барокко как соударение людей и времён. — 22.
Заярная И. Игровая поэтика Василия Каменского в зеркале барокко. — 22.
Мотеюнайте И. Чтобы мир остался жив: «Настоящие сказки» Людмилы Петрашевской. — 2.
Чебанова О. Судьба комедии дель арте в России и драматургия конца XIX — первой трети XX века. — 19.
Новости и события
Анкета «Литературы». — 2, 20.
Беляева Н. Разумное, доброе и вечное в гимназическом образовании. — 12.
Весеннее оживление. — 7.
День учителя литературы в Республике Калмыкия. — 1.
День учителя литературы: перепады температур. — 8.
Извинение. — 2.
Итоги заключительного этапа X Всероссийской олимпиады школьников по литературе. — 11.
Задания заключительного этапа X Всероссийской олимпиады школьников по литературе. — 13.
Ответы на задания III тура заключительного этапа X Всероссийской олимпиады школьников по литературе. — 15.
Сочинение-2005: зависит от вас. — 4.
Учителя за свободу своих убеждений. — 2.
Объясните, пожалуйста
21–24.
И вновь о планах. — 20.
Пантеон
Анна Ахматова (Машевский А. Маленькое эссе об Ахматовой. — 6); Татьяна Бек — 5; Сергей Есенин (Жирмунская Т. “Ты прости, что я в Бога не верую…” — 23); Алексей Жемчужников (Машевский А. Алексей Жемчужников. — 7); Самуил Маршак (Сарнов Б. Квартира Маршака. — 2); ОБЭРИУТЫ (Машевский А. Чинари-ОБЭРИУТЫ. — 16).
Педагогический университет «Первое сентября». Курсы повышения квалификации
Лектор Е.Л. Демиденко. Изучение фольклора в среднем звене:
Лекция 1. Мифологические представления древних славян. Былички. Легенды и предания. Магическая роль слова. — 17.
Лекция 2. Загадки и их жанровое своеобразие. Пословицы и поговорки. Детский фольклор (заклички, приговорки, дразнилки, считалочки, скороговорки, колыбельные). Олицетворение. Понятие метафоры. Понятие антитезы. — 18.
Лекция 3. Обрядовый фольклор. Календарные обряды. Колядки. Понятие гиперболы. Подблюдные песни и гадания. Свадебный обряд. Песни свадебного обряда. Понятие аллегории. Контрольная работа № 1. — 19.
Лекция 4. Народная песня. Определение жанра. Понятие “стихотворной речи”. Типы народных песен. Понятие лирики. Баллада народная и литературная. Понятие этикета. — 20.
Лекция 5. Сказка. Виды народных сказок. Контрольная работа № 2. — 21.
Лекция 6. Литературные сказки. Особенности жанра. Сказки А.С. Пушкина. Общее и различное с фольклорными сказками. Источники пушкинских сказок. Характеристика персонажа. Тема и идея. Авторский взгляд. — 22.
Лекция 7. Литературные сказки. С.Т. Аксаков «Аленький цветочек» (особенности художественного мира). Сказы П.П. Бажова. Сказка и сказ. Представление о стиле речи. — 23.
Лекция 8. Былины и исторические песни. Особенности былины как жанра. Былины о богатырях (старших и младших). Обобщение темы: слово в фольклоре. — 24.
Лектор Р.А. Храмцова. Анализ поэтического текста в 5–11-м классах:
Лекция 1. Анализ лирического текста на уроках: общий взгляд. — 17.
Лекция 2. Анализ лирики Пушкина (5–7-й классы). — 18.
Лекция 3. Анализ лирики Лермонтова (5–7-й классы). Контрольная работа № 1. — 19.
Лекция 4. Поэзия XVIII века (9-й класс). — 20.
Лекция 5. Тема назначения поэта и поэзии в лирике XVIII–XX веков (8–11-й классы). Контрольная работа № 2. — 21.
Лекция 6. «Вновь я посетил…». Тема возвращения в лирике поэтов XIX–XX веков. — 22.
Лекция 7. Анализ стихотворений И.А. Бродского (6–11-й классы). — 23.
Лекция 8. Поэзия второй половины XX века: Н.А. Заболоцкий, Д.С. Самойлов, А.А. Тарковский, А.С. Кушнер (6–11-й классы). — 24.
Перечитаем заново
«Бутылочное горлышко» Андерсена. — 6; «Война и мир». — 17; «Женитьба». — 3; «Конармия». — 16; «Матео Фальконе». — 3; «Неизвестный цветок» Платонова. — 19; «Отцы и дети». — 10; «Очарованный странник». — 6; «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника…». — 15; «Ревизор». — 14; «Стланик» Шаламова. — 19; «Театральный разъезд после представления новой комедии». — 1; «Узник». — 4;
Почтовый ящик
Баранова О. Мифы и правда о дистанционных курсах. — 10.
Воронцов В. Давайте спокойно разберёмся. — 1.
Егорова Е. “Планировать уроки литературы всегда сложно…”. — 18.
Кривенкова М. Арифметика литературы. — 24.
Строить планы не по Наполеону, а по Кутузову. — 19.
Словарь
Превращения басни. (Свердлов М.) — 5.
Греческая драма. (Свердлов М.) — 12.
Интертекстуальность. (Федотов О.) — 23.
Искусство перевода. (Сергеева-Клятис А.) — 13.
От реализма к натурализму. (Половинкина О.) — 6.
Реалистический роман. (Свердлов М.) — 2.
Роман-драма. (Свердлов М.) — 8.
Символизм. (Свердлов М.) — 3.
Трагедия. (Свердлов М.) — 12.
Стенд
1, 6–8, 10, 12, 13, 15, 18, 21, 22, 24.
Трибуна
Алексеева Н. Какова цель нововведений? — 6.
Беляева Н. Чему мы учим и что проверяем? — 9.
Борисенко Н. Что им читать? — 7.
Борисенко Н. Что они читают без нас?: Детское чтение в зеркале современных социологических исследований. — 4.
Бусова Н. К вопросу о жанре. — 1.
Валикова Д. “Высокая вода”. — 12.
Волков С. Давайте перестанем притворяться. — 8.
Волков С. Заграница нам поможет? — 7.
Волков С. “Жемчужное зерно” урока. — 10.
Волков С. Неюбилейное. — 12.
Гагаев П. Художественный текст как культурно-исторический феномен. — 5.
Дмитренко С. Изгнание “ё”? Зачем? — 7.
Ключ к номеру — ключ к году. — 1.
Не будем молчать! — 17.
Ребель Г. Несостоявшееся возвращение. — 8.
Храмцова Р. О Пушкине, о завучах… о планах… — 8.
Шапиро Н. Букетов хватит на всех! — 1.
Щербина И. Глупости и мелкие злодейства на фоне Пушкина. — 11.
Щербина И. Если ЕГЭ не сдаётся, значит… — 6.
Юминова Е. Ещё раз о наболевшем. — 6.
Учимся у учеников
Белова В. Анализ стихотворения А.Блока «Русь». — 24.
Белова В. Рецензия на рассказ И.А. Бунина «Чистый понедельник». — 18.
Бояркова Г. Филологический анализ стихотворения Арсения Тарковского из цикла «Пушкинские эпиграфы». — 19.
Брагина А. Язык флоры и фауны в произведениях И.С. Тургенева. — 18.
Вахрушева О. Любовь в романе «Отцы и дети». — 10.
Горский М. Мотив глухоты в комедии «Горе от ума». — 12.
Едигарева Е. Пьер Безухов и Андрей Болконский. — 8.
Коробейникова К. Чем интересен мне герой повести А.С. Пункина «Капитанская дочка» Пётр Гринёв? — 2.
Котляр П. Историко-культурный комментарий к стихотворению А.С. Пушкина «Была пора: наш праздник молодой…». — 14.
Ляпустина Г. Загадка Базарова. — 10.
Маньковская Е. Анализ рассказа И.Э. Бабеля «Измена». — 16.
Маньковская Е. “Благословенна да будет любовь, которая сильнее смерти!”. — 17.
Никитина С. Анализ стихотворения А.Блока «На смерть Комиссаржевской». — 24.
Осипов В. «Девочка со спичками» Г.Х. Андерсена и «Мальчик у Христа на ёлке» Ф.М. Достоевского. — 3.
Реутова Е. Анализ сцены бала в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». — 17.
Успенский П. Об одном приёме в поэзии Владислава Ходасевича. — 17.
Хубларова Д. Дом в романе И.А. Гончарова «Обломов». — 8.
Черепанова И. “Сбочь дороги — могильный курган…”: Анализ фрагмента романа М.А. Шолохова «Поднятая целина». — 22.
Чугреева О. Стихотворение В.В. Маяковского «Скрипка и немножко нервно». — 17.
Факультатив
Алютина А. Как мстили в старину: Летописный рассказ об ослеплении Василька Теребовльского и скандинавские саги. — 23.
Барабанова М. Произведение Рубена Давида Гонсалеса Гальего «Белое на чёрном» в школе. — 21.
Романичева Е. Учим читать постмодернистский текст: Лабораторная работа по рассказу В.Пелевина «Ника». — 24.
Тарханова Д. Читаем в классе символистскую драму. — 12.
Ярхо В. Поединщики. — 15.
Школа в школе
Антоненко Н. Викторина. 8-й класс. — 20.
Бакуревич О. Литература и театр. — 4.
Барабанова М. Экспериментальная методика оценивания на уроках литературы. — 18.
Берестовицкая С. Личностно-ориентированный урок литературы. — 17.
Бороздунова Л., Майорова Т. Своя игра: Урок-викторина в 7-м классе. — 4.
Васюта И., Махотина А. Использование приёмов развития критического мышления на уроках литературы. — 3.
Васькова Е. Роль гимназических работ в развитии читательских интересов подростков. — 14.
Ветрова Т. Коллекция сказок. — 15.
Гордиенко А. А.С. Пушкин «Повести Белкина»: Материалы для игры «Что? Где? Когда?». — 15.
Дрепина В. Творческие работы по литературе как составная часть образования в гимназии. — 14.
Игнатенко Т. Русская литература эпохи Просвещения: Литературный КВН в 9-м классе. — 8.
Карпов И. Интернет-филолог. — 15.
Кертес М. По следам «Слова о полку Игореве». — 19.
Кривошеев В. Роль исторического компонента в школьных учебниках по литературе. — 12.
Курочкина М. Угадай стихотворение: Игра для учащихся 5–6-х классов. — 4.
Либерцева В. «Умники и умницы»: Материалы к игре (поэмы Пушкина и роман «Евгений Онегин»). 9-й класс. — 5.
Максимова С. Интеллектуальная игра «Умники и умницы» по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». — 22.
Максимова С. Интеллектуальная игра «Умники и умницы» по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». — 18.
Марутина И. Методика создания мультимедийных проектов по литературе. — 1.
Мингелене Е. Конкурс «По дорогам сказок»: 5-й класс. — 15.
Петрова Т. В осколке кривого зеркала: Учителя спорят. — 7.
Пранцова Г., Московкина И. Детское слово о Великой Отечественной войне. — 16.
Сазикова Е. Творчество А.С. Пушкина: Материалы к уроку-игре «Литературный ринг». 7-й класс. — 15.
Страшко И. Тайны баллады И.В. Гёте «Лесной царь»: 6–7-й классы. — 5.
Тумакова И. Басни Крылова: играя, учимся. — 14.
Харитонова О. “Ошеломляющий” роман: Интеллектуальная игра по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». — 22.
Шенкман В. Борис Пастернак в Прикамье. — 21.
Штудии
Ветрова Т. Лучший из читателей. — 1.
Влащенко В. “Из пламя и света рождённое слово”: Опыт современной интерпретации лирики М.Ю. Лермонтова. — 8.
Демиденко Е. “Мчись же быстрее, летучее время…”: Образ времени в поэзии Лермонтова. — 14.
Золотусский И. Пушкин в «Выбранных местах из переписки с друзьями». — 3.
Кошелев В. “Человек без селезёнки”. — 16.
Лекманов О. “Зачем (-то)”?: Лев Толстой в «Чистом понедельнике» Бунина. — 23.
Лекманов О. “Лёгкость необыкновенная в мыслях”. — 13.
Манн Ю. “Странные вещи”: К характеристике гоголевского стиля. — 12.
Ранчин А. В поисках сокрытого смысла: о поэтике эпиграфов в «Евгении Онегине». — 5.
Свердлов М. Правда и ложь в пьесе Максима Горького «На дне». — 23.
Сергеева-Клятис А. “Приветствую тебя, пустынный уголок…”: К теме пасторальности в творчестве Пушкина. — 11.
Скиба А. Апокалиптические прозрения Максимилиана Волошина. — 21.
Хайнади З. Поэтический переворот Льва Толстого. — 17.
Халфина Н. “Связь времён” в романах И.С. Тургенева. — 10.
Ярхо В. Старые тайны Артура Конан Дойла. — 3.
Ярхо В. Литературные технологии. — 23.
Я иду на урок
Абелюк Е. Правда Константина Воробьёва. — 9.
Аракелян О. Материалы к урокам по изучению поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души». — 13.
Асимова М. И.А. Бунин. «Темные аллеи». — 13.
Баранова О. О чём плачет Василиса: Материалы к уроку по рассказу А.П. Чехова «Студент». — 19.
Белякова Л. Аромат солнца в искусстве символизма. — 12.
Блинова З. Зеркало эпохи: Материалы к урокам в 11-м классе. — 14.
Богачёва Е. Новаторский характер поэзии Державина. — 1.
Вандакурова Н. Викторина «Умники и умницы» по повести И.С. Тургенева «Муму»: 5-й класс. — 3.
Ванюшева Н. Урок-лаборатория по творчеству Данте. — 2.
Веснина Т. Изучение творчества Василия Шукшина на уроках литературы в 5–11-х классах. — 18.
Гайсёнок Т. Сказка-быль М.М. Пришвина «Кладовая солнца». — 14.
Герцик А. Лирика Ахматовой на уроках литературы. — 6.
Герцик А. Роман «Мастер и Маргарита» в школьном изучении. — 5.
Гневнова Л. «Высокая вода венецианцев»: Изучение повести Д.Рубиной на уроке внеклассного чтения в 11-м классе. — 2.
Горанчаровская Е. Литературная викторина по произведениям Н.В. Гоголя для учащихся 8-го класса. — 3.
Горбачёва С. “Не хвастай, время, властью надо мной”: Урок в 8-м классе по трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта». — 2.
Гришина Т. Волшебство метафоры: Интегрированный урок. 7-й класс. — 23.
Грищенко А. Жизненный и творческий путь Н.А. Некрасова. — 12.
Донченко М. От “искусства чтения” к “мастерству понимания ”. — 13.
Ерёмина О. Астрид Линдгрен. «Расмус-бродяга»: Урок внеклассного чтения в 6-м классе. — 12.
Ерёмина О. Владимир Солоухин: «Закон набата», «Мочёные яблоки»: 7-й класс. — 2.
Ерёмина О. Николай Заболоцкий. Цикл «Последняя любовь»: опыт восприятия. — 19.
Зонова Т. Обитатели ночлежки в пьесе М.Горького «На дне». — 23.
Игнатенко Т. Изучение повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» в 9-м классе. — 3.
Исаева Е. “Нет повести прекраснее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте…”: Анализ пьесы Шекспира в 8-м классе. — 19.
Кадола Ж. Изучение в школе взаимосвязей русской и зарубежных литератур. — 11.
Казанкова И. Стилистика и риторика художественного текста: Материалы к занятиям спецкурса по русской литературе второй половины XIX века. 10-й класс. — 13.
Калганова Т. Изучение повести Н.В. Гоголя «Невский проспект» в 10-м классе: Рабочие материалы для учителя. — 14.
Киркина Е. Человек между светом и тьмой: Материалы к урокам по рассказу И.С. Тургенева «Бежин луг». — 21.
Ковальчук О. “Отречение не от мира, не от людей…”: Оптина пустынь в русской культуре. — 5.
Колтышева Л. Жить по народной мудрости: Урок литературы в 7-м классе. — 3.
Конькова В. Категория времени в лирике Ф.И. Тютчева: Материалы к уроку. 10-й класс. — 4.
Корчагина Л. Тема гражданской войны в «Донских рассказах» М.А. Шолохова. — 10.
Кустова И. Повесть Владимира Железникова «Чучело»: Урок внеклассного чтения в 7-м классе. — 1.
Кутейникова Н. Где начинается и где заканчивается Сказка?: Урок-презентация романа Кира Булычёва «Убежище»: 5–6-е классы. — 24.
Кучмай Ф. «Звучащая книга поэта»: Афанасий Фет: 7–8-й классы. — 18.
Кузнецова Е. Художественный перевод на уроках литературы. — 13.
Кушевич Т. Жизнь и творчество Юрия Нагибина. — 22.
Либерцева В. Рассказ Евгения Носова «Трудный хлеб». — 2.
Лунина С. Величие ахматовского стиха. — 6.
Лунина С. Михаил Зощенко. Своеобразие личности и творчества. — 8.
Мезенцева В. Моё открытие Платонова: Творчество писателя в школьном изучении. 5–11-й классы. — 20.
Мингелене Е. Урок по рассказу Н.С. Лескова «Левша»: 6-й класс. — 1.
Москаленко О. Уроки по «Господам Головлёвым». — 18.
Музиянова Л. Заключительный урок в 6-м классе по сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца». — 14.
Охлопкова М. Изучение творчества Г.Р. Державина на уроках литературы: 9-й класс. — 4.
Павлова М. “Обычная история… Война…”: Рассказ Виктора Некрасова «Посвящается Хемингуэю». — 18.
Панкратова Е. Итоговый урок по творчеству Ф.М. Достоевского: 10-й класс. — 2.
Петров И. Урок любви к ближнему: Рассказ А.Платонова «Корова» в школьном курсе литературы. — 3.
Полтавец Е. Изучение творчества Льва Толстого в школе. — 17.
Полякова Н. Образ пустоты в повести В.Пелевина «Омон Ра»: Урок в 11-м классе. — 21.
Прийма Е. Глава «Вожатый» из повести «Капитанская дочка»: Урок-“погружение”. 8-й класс. — 6.
Рамзаева В. Роман Георгия Владимова «Генерал и его армия»: Урок внеклассного чтения в 11-м классе. — 15.
Рассказова Т. Мифологический подтекст романа Е.Замятина «Мы». — 4.
Рылова А. Роль костюма в комедии «Горе от ума». — 12.
Савельева Г. “А как же вы в афишке пропустили грозу? Ведь она тоже действующее лицо”. — 13.
Сазикова Е. Анализ стихотворения Осипа Мандельштама «Ленинград» в 11-м классе. — 23.
Сазикова Е. Времена года в поэзии, музыке и живописи: Урок в 5-м классе. — 18.
Селиванова Т. Тема пророческого служения в русской лирике. — 5.
Селев П. «Приглашение на казнь» в школе. — 23.
Скляренко Н. Тестирование на уроках литературы. 8-й класс. — 4.
Смирнова И. Святочный рассказ на уроке в 5-м классе. — 1.
Сухарина О. Анализ лирического стихотворения на уроках литературы. — 7.
Сухарина О. Поисковая деятельность учащихся при изучении произведений А.И. Куприна «Олеся», «Гранатовый браслет». — 3.
Ткаченко О. Повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»: Система заданий. 7-й класс. — 24.
Торопчина Л. «Маленький принц» и его читатели. — 22.
Харина Л. Изучение басен на уроках литературы в 6-м классе. — 5.
Харлова Т. Русская стихотворная пародия второй половины XIX века — её место в литературной борьбе: Урок литературы в 10-м классе. — 16.
Черкашина М. Языковые средства изображения “города-обмана” в повести Н.В. Гоголя «Невский проспект»: Урок словесности в 8-м классе. — 14.
Яновская С. Работа с иллюстрациями на уроке литературы в 5–6-х классах с привлечением работ учащихся 10-го класса. — 6.
Яновская С. Рассказ А.П. Чехова «Анна на шее» и его интерпретация в кино и в балете: Урок литературы в 10-м классе. — 3.
Ясинская С. Обучение композиционному анализу текста на уроках литературы в 10-м классе. — 14.
Ясинская С. Стихотворение Пушкина «Ворон к ворону летит…». — 11.
Уроки учителей России
Аракелян О. Материалы к урокам по изучению поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души». — 13.
Асимова М. И.А. Бунин. «Тёмные аллеи». — 13.
Блинова З. Зеркало эпохи: Материалы к урокам в 11-м классе. — 14.
Богачёва Е. Новаторский характер поэзии Державина. — 1.
Донченко М. От “искусства чтения” к “мастерству понимания ”. — 13.
Жукова В. Материалы к изучению романа М.А. Шолохова «Поднятая целина». — 1.
Жукова В. Уроки ростовских словесников. — 1.
Кадола Ж. Изучение в школе взаимосвязей русской и зарубежных литератур. — 11.
Казанкова И. Стилистика и риторика художественного текста: Материалы к занятиям спецкурса по русской литературе второй половины XIX века. 10-й класс. — 13.
Кузнецова Е. Художественный перевод на уроках литературы. — 13.
Мезенцева В. Моё открытие Платонова: Творчество писателя в школьном изучении. 5–11-й классы. — 20.
Романичева Е. Уроки владимирских учителей. — 13.
Савельева Г. “А как же вы в афишке пропустили грозу? Ведь она тоже действующее лицо”. — 13.
Сакаева А. Душа, воплощённая в песне…: Урок-концерт в 8-м классе. — 1.
Литературный календарь (ведёт Лариса Мезенцева)
1 — «2005 год. Январь — июнь. Памятные даты»; 2–12; 13 — «2005. Июль — декабрь. Памятные даты»; 14–24.
Кроссворды (кроссмейстер Виктор Федоринов)
1 — «Рождественский»; 2 — «Литература XVIII века»; 3; 4 — «М.М. Зощенко»; 5 — «Литературная Москва»; 6, 7; 8 — «А.Н. Островский»; 9; 10 — «И.С. Тургенев»; 11 — «А.С. Пушкин»; 12, 13 — «Литература 1920–х годов»; 14; 15 — «Детская литература»; 16, 18; 19 — «Поэты — современники А.С. Пушкина»; 20, 22, 23, 24 — «Новогодний».
Криптограммы (криптограф Виктор Федоринов)
17, 21 — «С.А. Есенин».