Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №24/2005

Архив

Содержание «Литературы» за 2005 год

МИФОЛОГИЯ И ФОЛЬКЛОР

Алютина А. Как мстили в старину: Летописный рассказ об ослеплении Василька Теребовльского и скандинавские саги. — 23.

Ветрова Т. Коллекция сказок. — 15.

Колтышева Л. Жить по народной мудрости: Урок литературы в 7-м классе. — 3.

Мингелене Е. Конкурс «По дорогам сказок»: 5-й класс. — 15.

Сакаева А. Душа, воплощённая в песне…: Урок-концерт в 8-м классе. — 1.

АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Свердлов М. Превращения басни. — 5.

Свердлов М. Греческая драма. — 12.

Харина Л. Изучение басен на уроках литературы в 6-м классе. — 5.

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Алютина А. Как мстили в старину: Летописный рассказ об ослеплении Василька Теребовльского и скандинавские саги. — 23.

Кертес М. По следам «Слова о полку Игореве». — 19.

Статьи и заметки о творчестве писателей

Г.Х. АНДЕРСЕН

Осипов В. «Девочка со спичками» Г.Х. Андерсена и «Мальчик у Христа на ёлке» Ф.М. Достоевского. — 3.

Шуралёв А. При свете вечности. — 6.

А.А. АХМАТОВА

Герцик А. Лирика Ахматовой на уроках литературы. — 6.

Заднепровский Г. Литературно-мемориальный музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме. — 23.

Лунина С. Величие ахматовского стиха. — 6.

Машевский А. Маленькое эссе об Ахматовой. — 6.

Сухарина О. Анализ лирического стихотворения на уроках литературы. — 7.

И.Э. БАБЕЛЬ

Горбушин С. Над страницами прозы Бабеля: «Конармия». — 16.

Маньковская Е. Анализ рассказа И.Э. Бабеля «Измена». — 16.

О.БАЛЬЗАК

Свердлов М. Реалистический роман: “Магическое зеркало”. — 2.

К.Д. БАЛЬМОНТ

Белякова Л. Аромат солнца в искусстве символизма. — 12.

Андрей БЕЛЫЙ

Лекманов О. “Лёгкость необыкновенная в мыслях”. — 13.

А.А. БЛОК

Белова В. Анализ стихотворения А.Блока «Русь». — 24.

Никитина С. Анализ стихотворения А.Блока «На смерть Комиссаржевской». — 24.

Ш.БОДЛЕР

Свердлов М. Символизм: Бодлер и Верлен. — 3.

М.А. БУЛГАКОВ

Блинова З. Зеркало эпохи: Материалы к урокам в 11-м классе. — 14.

Герцик А. Роман «Мастер и Маргарита» в школьном изучении. — 5.

Максимова С. Интеллектуальная игра «Умники и умницы» по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». — 22.

Харитонова О. “Ошеломляющий” роман. — 22.

Кир БУЛЫЧЁВ

Кутейникова Н. Где начинается и где заканчивается Сказка?: Урок-презентация романа Кира Булычёва «Убежище»: 5–6-е классы. — 24.

И.А. БУНИН

Асимова М. И.А. Бунин. «Тёмные аллеи». — 13.

Белова В. Рецензия на рассказ И.А. Бунина «Чистый понедельник». — 18.

Лекманов О. “Зачем (-то)”?: Лев Толстой в «Чистом понедельнике» Бунина. — 23.

П.ВЕРЛЕН

Свердлов М. Символизм: Бодлер и Верлен. — 3.

Г.Н. ВЛАДИМОВ

Рамзаева В. Роман Георгия Владимова «Генерал и его армия»: Урок внеклассного чтения в 11-м классе. — 15.

М.А. ВОЛОШИН

Скиба А. Апокалиптические прозрения Максимилиана Волошина. — 21.

К.Д. ВОРОБЬЁВ

Абелюк Е. Правда Константина Воробьёва. — 9.

И.В. ГЁТЕ

Страшко И. Тайны баллады И.В. Гёте «Лесной царь»: 6–7-й классы. — 5.

Н.В. ГОГОЛЬ

Аракелян О. Материалы к урокам по изучению поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души». — 13.

Гобушин С. «Женитьба» Н.В. Гоголя: Попытка интерпретации. — 3.

Гоголевские места на Полтавщине. — 14.

Горанчаровская Е. Литературная викторина по произведениям Н.В. Гоголя для учащихся 8-го класса. — 3.

Золотусский И. Пушкин в «Выбранных местах из переписки с друзьями». — 3.

Калганова Т. Изучение повести Н.В. Гоголя «Невский проспект» в 10-м классе. — 14.

Кошелев В. Пушкинская “мысль «Ревизора»”. — 14.

Манн Ю. “Странные вещи”: К характеристике гоголевского стиля. — 12.

Манн Ю. “…Умнее я ничего не читывал по-русски”: О пьесе Гоголя «Театральный разъезд после представления новой комедии». — 1.

Ткаченко О. Повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»: Система заданий. 7-й класс. — 24.

Черкашина М. Языковые средства изображения “города-обмана” в повести Н.В. Гоголя «Невский проспект». — 14.

И.А. ГОНЧАРОВ

Хубларова Д. Дом в романе И.А. Гончарова «Обломов». — 8.

Р.Д.Г. ГАЛЬЕГО

Барабанова М. Произведение Рубена Давида Гонсалеса Гальего «Белое на чёрном» в школе. — 21.

А.М. ГОРЬКИЙ

Зонова Т. Обитатели ночлежки в пьесе М.Горького «На дне». — 23.

Свердлов М. Правда и ложь в пьесе Максима Горького «На дне». — 23.

А.С. ГРИБОЕДОВ

Горский М. Мотив глухоты в комедии «Горе от ума». — 12.

Максимова С. Интеллектуальная игра «Умники и умницы» по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». — 18.

Писарев А.И. Несколько слов о мыслях одного критика и о комедии «Горе от ума». — 18.

Писарев А.И. Против замечаний неизвестного Y.Y. на суждения о комедии «Горе от ума». — 18.

Рылова А. Роль костюма в комедии «Горе от ума». — 12.

Симакина Г. Грибоедовская Хмелита. — 1.

А.С. ГРИН

Панаиоти И. Феодосийский литературно-мемориальный музей А.С. Грина. — 6.

В.ГЮГО

Свердлов М. Роман-драма: Виктор Гюго. — 8.

ДАНТЕ

Ванюшева Н. Урок-лаборатория по творчеству Данте. — 2.

Г.Р. ДЕРЖАВИН

Богачёва Е. Новаторский характер поэзии Державина. — 1.

Охлопкова М. Изучение творчества Г.Р. Державина на уроках литературы. — 4.

А.К. ДОЙЛ

Ярхо В. Старые тайны Артура Конан Дойла. — 3.

Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ

Заднепровский Г., Шаглина Р. Литературно-мемориальный музей Ф.М. Достоевского в Санкт-Петербурге. — 2.

Осипов В. «Девочка со спичками» Г.Х. Андерсена и «Мальчик у Христа на ёлке» Ф.М. Достоевского. — 3.

Панкратова Е. Итоговый урок по творчеству Ф.М. Достоевского. — 2.

Смирнова И. Святочный рассказ на уроке в 5-м классе. — 1.

С.А. ЕСЕНИН

Жирмунская Т. “Ты прости, что я в Бога не верую…” — 23.

В.К. ЖЕЛЕЗНИКОВ

Кустова И. Повесть Владимира Железникова «Чучело». — 1.

А.М. ЖЕМЧУЖНИКОВ

Машевский А. Алексей Жемчужников. — 7.

Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ

Ерёмина О. Николай Заболоцкий. Цикл «Последняя любовь»: опыт восприятия. — 19.

Е.И. ЗАМЯТИН

Рассказова Т. Мифологический подтекст романа Е.Замятина «Мы». — 4.

М.М. ЗОЩЕНКО

Лунина С. Михаил Зощенко. Своеобразие личности и творчества. — 8.

В.В. КАМЕНСКИЙ

Заярная И. Игровая поэтика Василия Каменского в зеркале барокко. — 22.

Н.М. КАРАМЗИН

Игнатенко Т. Изучение повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» в 9-м классе. — 3.

И.А. КРЫЛОВ

Тумакова И. Басни Крылова: играя, учимся. — 14.

Харина Л. Изучение басен на уроках литературы в 6-м классе. — 5.

А.И. КУПРИН

Сухарина О. Поисковая деятельность учащихся при изучении произведений А.И. Куприна «Олеся», «Гранатовый браслет». — 3.

А.С. КУШНЕР

“И третье, видимо, нельзя тысячелетье представить с ямбами, зачем они ему?..”. Корреспондент газеты «Литература» Р.Храмцова беседует с поэтом А.Кушнером. — 7.

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ

Влащенко В. “Из пламя и света рождённое слово”. — 8.

Демиденко Е. “Мчись же быстрее, летучее время…”. — 14.

Зобин Г. На поединке правды. — 15.

Селиванова Т. Тема пророческого служения в русской лирике. — 5.

Н.С. ЛЕСКОВ

Мингелене Е. Урок по рассказу Н.С. Лескова «Левша»: 6-й класс. — 1.

Новикова А. Дом-музей Н.С. Лескова в Орле. — 8.

Шуралёв А. При свете вечности. — 6.

А.ЛИНДГРЕН

Ерёмина О. Астрид Линдгрен. «Расмус-бродяга»: Урок внеклассного чтения в 6-м классе. — 12.

О.Э. МАНДЕЛЬШТАМ

Лекманов О. “Лёгкость необыкновенная в мыслях”. — 13.

Сазикова Е. Анализ стихотворения Осипа Мандельштама «Ленинград» в 11-м классе. — 23.

С.Я. МАРШАК

Сарнов Б. Квартира Маршака. — 2.

В.В. МАЯКОВСКИЙ

Халфин Ю. Базаров и Маяковский. — 10.

Сухарина О. Анализ лирического стихотворения на уроках литературы. — 7.

Чугреева О. Стихотворение В.В. Маяковского «Скрипка и немножко нервно». — 17.

П. МЕРИМЕ

Гольдфаин И. Неромантическая версия. — 3.

Ги де МОПАССАН

Половинкина О. От реализма к натурализму. — 6.

В.В. НАБОКОВ

Селев П. «Приглашение на казнь» в школе. — 23.

Ю.М. НАГИБИН

Кушевич Т. Жизнь и творчество Юрия Нагибина. — 22.

В.П. НЕКРАСОВ

Павлова М. “Обычная история… Война…”: Рассказ Виктора Некрасова «Посвящается Хемингуэю». — 18.

Н.А. НЕКРАСОВ

Грищенко А. Жизненный и творческий путь Н.А. Некрасова. — 12.

Е.И. НОСОВ

Либерцева В. Рассказ Евгения Носова «Трудный хлеб». — 2.

А.Н. ОСТРОВСКИЙ

Савельева Г. “А как же вы в афишке пропустили грозу? Ведь она тоже действующее лицо”. — 13.

Н.А. ОСТРОВСКИЙ

Блинова З. Зеркало эпохи: Материалы к урокам в 11-м классе. — 14.

Ребель Г. Несостоявшееся возвращение. — 8.

Б.Л. ПАСТЕРНАК

Сергеева-Клятис А. Искусство перевода: Борис Пастернак. — 13.

Шенкман В. Борис Пастернак в Прикамье. — 21.

В.О. ПЕЛЕВИН

Полякова Н. Образ пустоты в повести В.Пелевина «Омон Ра»: Урок в 11-м классе. — 21.

Романичева Е. Учим читать постмодернистский текст: Лабораторная работа по рассказу В.Пелевина «Ника». — 24.

Л.С. ПЕТРУШЕВСКАЯ

Мотеюнайте И. Чтобы мир остался жив: «Настоящие сказки» Людмилы Петрашевской. — 2.

А.П. ПЛАТОНОВ

Блинова З. Зеркало эпохи: Материалы к урокам в 11-м классе. — 14.

Мезенцева В. Моё открытие Платонова: Творчество писателя в школьном изучении. 5–11-й классы. — 20.

Петров И. Урок любви к ближнему: Рассказ А.Платонова «Корова» в школьном курсе литературы. — 3.

Шуралёв А. “Он трудился день и ночь, чтобы жить…”: «Неизвестный цветок» А.П. Платонова и «Стланик» В.Т. Шаламова. — 19.

М.М. ПРИШВИН

Гайсёнок Т. Сказка-быль М.М. Пришвина «Кладовая солнца». — 14.

Колибаб А. Дом-музей М.М. Пришвина в Дунине. — 3.

Музиянова Л. Заключительный урок в 6-м классе по сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца». — 14.

А.С. ПУШКИН

Влащенко В. “Кровавая пища”: Стихотворение А.С. Пушкина «Узник» и проблема его интерпретации. — 4.

Гордиенко А. А.С. Пушкин «Повести Белкина». — 15.

Золотусский И. Пушкин в «Выбранных местах из переписки с друзьями». — 3.

Кадола Ж. Изучение в школе взаимосвязей русской и зарубежных литератур. — 11.

Колибаб А. Государственный историко-литературный музей-заповедник А.С. Пушкина (усадьба Вязёмы). — 11.

Коробейникова К. Чем интересен мне герой повести А.С. Пункина «Капитанская дочка» Пётр Гринёв? — 2.

Котляр П. Историко-культурный комментарий к стихотворению А.С. Пушкина «Была пора: наш праздник молодой…». — 14.

Кошелев В. Пушкинская “мысль «Ревизора».” — 14.

Либерцева В. «Умники и умницы»: Материалы к игре. 9-й класс. — 5.

Музей-квартира А.С. Пушкина на Набережной Мойки, 12 в Санкт-Петербурге. — 15.

Прийма Е. Глава «Вожатый» из повести «Капитанская дочка»: Урок-“погружение”. 8-й класс. — 6.

Ранчин А. В поисках сокрытого смысла: о поэтике эпиграфов в «Евгении Онегине». — 5.

Сазикова Е. Творчество А.С. Пушкина: Материалы к уроку-игре «Литературный ринг». 7-й класс. — 15.

Сергеева-Клятис А. “Приветствую тебя, пустынный уголок…”: К теме пасторальности в творчестве Пушкина. — 11.

Селиванова Т. Тема пророческого служения в русской лирике. — 5.

Щербина И. Глупости и мелкие злодейства на фоне Пушкина. — 11.

Ярхо В. Большой барин. — 11.

Ясинская С. Стихотворение Пушкина «Ворон к ворону летит…». — 11.

Д.И. РУБИНА

Гневнова Л. «Высокая вода венецианцев»: Изучение повести Д.Рубиной на уроке внеклассного чтения в 11-м классе. — 2.

М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН

Москаленко О. Уроки по «Господам Головлёвым». — 18.

А.С. СЕРАФИМОВИЧ

Блинова З. Зеркало эпохи: Материалы к урокам в 11-м классе. — 14.

Ф.К. СОЛОГУБ

Тарханова Д. Читаем в классе символистскую драму. — 12.

В.А. СОЛОУХИН

Ерёмина О. Владимир Солоухин: «Закон набата», «Мочёные яблоки». — 2.

СТЕНДАЛЬ

Свердлов М. Реалистический роман: “Магическое зеркало”. — 2.

А.А. ТАРКОВСКИЙ

Бояркова Г. Филологический анализ стихотворения Арсения Тарковского из цикла «Пушкинские эпиграфы». — 19.

Л.Н. ТОЛСТОЙ

Алёхина Е., Захарова Т., Кузина Е., Федосеева Г. Государственный мемориальный и природный заповедник «Музей-усадьба Л.Н. Толстого “Ясная Поляна”». — 17.

Едигарева Е. Пьер Безухов и Андрей Болконский. — 8.

Лекманов О. “Зачем (-то)”?: Лев Толстой в «Чистом понедельнике» Бунина. — 23.

Полтавец Е. Изучение творчества Льва Толстого в школе. — 17.

Ранчин А. Символика в «Войне и мире». — 17.

Реутова Е. Анализ сцены бала в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». — 17.

Хайнади З. Поэтический переворот Льва Толстого. — 17.

И.С. ТУРГЕНЕВ

Брагина А. Язык флоры и фауны в произведениях И.С. Тургенева. — 18.

Вандакурова Н. Викторина «Умники и умницы» по повести И.С. Тургенева «Муму». — 3.

Вахрушева О. Любовь в романе «Отцы и дети». — 10.

Грачёва И. Маленькая загадка большого романа. — 10.

Киркина Е. Человек между светом и тьмой: Материалы к урокам по рассказу И.С. Тургенева «Бежин луг». — 21.

Ляпустина Г. Загадка Базарова. — 10.

Музеи Тургенева на орловской земле. — 10.

Халфина Н. “Связь времён” в романах И.С. Тургенева. — 10.

Халфин Ю. Базаров и Маяковский. — 10.

Халфин Ю. Тургенев и Базаров. — 10.

Ф.И. ТЮТЧЕВ

Конькова В. Категория времени в лирике Ф.И. Тютчева: Материалы к уроку: 10-й класс. — 4.

Селиванова Т. Тема пророческого служения в русской лирике. — 5.

А.А. ФАДЕЕВ

Блинова З. Зеркало эпохи: Материалы к урокам в 11-м классе. — 14.

А.А. ФЕТ

Кучмай Ф. «Звучащая книга поэта». Афанасий Фет. — 18.

Г.ФЛОБЕР

Половинкина О. От реализма к натурализму. — 6.

В.Ф. ХОДАСЕВИЧ

Успенский П. Об одном приёме в поэзии Владислава Ходасевича. — 17.

М.И. ЦВЕТАЕВА

Садова Н. Литературно-художественный музей Марины и Анастасии Цветаевых в Александрове Владимирской области. — 13.

А.П. ЧЕХОВ

Баранова О. О чём плачет Василиса: Материалы к уроку по рассказу А.П. Чехова «Студент». — 19.

Кошелев В. “Человек без селезёнки”. — 16.

Минзанова А. Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник А.П. Чехова в Мелихово. — 16.

Хайнади З. Русская Психея: Чехов. «Душечка». — 16.

Яновская С. Рассказ А.П. Чехова «Анна на шее» и его интерпретация в кино и в балете. — 3.

Ясинская С. Обучение композиционному анализу текста на уроках литературы в 10-м классе. — 14.

В.Т. ШАЛАМОВ

Шуралёв А. “Он трудился день и ночь, чтобы жить…”: «Неизвестный цветок» А.П. Платонова и «Стланик» В.Т. Шаламова. — 19.

Ясинская С. Обучение композиционному анализу текста на уроках литературы в 10-м классе. — 14.

У.ШЕКСПИР

Горбачёва С. “Не хвастай, время, властью надо мной”: Урок в 8-м классе по трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта». — 2.

Исаева Е. “Нет повести прекраснее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте…”. — 19.

Кадола Ж. Изучение в школе взаимосвязей русской и зарубежных литератур. — 11.

М.А. ШОЛОХОВ

Жукова В. Материалы к изучению романа М.А. Шолохова «Поднятая целина». — 1.

Корчагина Л. Тема гражданской войны в «Донских рассказах» М.А. Шолохова. — 10.

Черепанова И. “Сбочь дороги — могильный курган…”: Анализ фрагмента романа «Поднятая целина». — 22.

В.М. ШУКШИН

Веснина Т. Изучение творчества Василия Шукшина на уроках литературы в 5–11-х классах. — 18.

А. де СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ

Торопчина Л. «Маленький принц» и его читатели. — 22.

СОДЕРЖАНИЕ ГАЗЕТЫ ПО РУБРИКАМ

Архив

Писарев А.И. Несколько слов о мыслях одного критика и о комедии «Горе от ума». — Против замечаний неизвестного Y.Y. на суждения о комедии «Горе от ума». (Републикация, вступление и комментарии Л.И. Соболева). — 18.

Галерея

Базаров (Халфин Ю. Базаров и Маяковский. — 10); Душечка (Хайнади З. Русская Психея. — 16); Троекуров (Ярхо В. Большой барин. — 11).

Готовимся к сочинению

Консультации по подготовке к письменному экзамену по русскому языку и литературе за курс средней (полной) школы в 2004/2005 учебном году. — 9.

Перечень тем сочинений для подготовки к письменному экзамену по русскому языку и литературе за курс средней (полной) школы в 2004/2005 учебном году. — 7.

Интервью у классной доски

“И третье, видимо, нельзя тысячелетье представить с ямбами, зачем они ему?..”. Корреспондент газеты «Литература» Р.Храмцова беседует с поэтом А.Кушнером. — 7.

Каталог

1–24.

Ключ к номеру

1–24.

Книжная полка

1–8, 10–24.

Аникеев М. “Куда ж нам плыть?”: О методических пособиях к учебнику-хрестоматии по литературе, 9-й класс. — 1.

Литературная карта

Алёхина Е., Захарова Т., Кузина Е., Федосеева Г. Государственный мемориальный и природный заповедник «Музей-усадьба Л.Н. Толстого “Ясная Поляна”». — 17.

Гоголевские места на Полтавщине. — 14.

Заднепровский Г. Литературно-мемориальный музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме. — 23.

Заднепровский Г., Шаглина Р. Литературно-мемориальный музей Ф.М. Достоевского в Санкт-Петербурге. — 2.

Колибаб А. Государственный историко-литературный музей-заповедник А.С. Пушкина (усадьба Вязёмы). — 11.

Колибаб А. Дом-музей М.М. Пришвина в Дунине. — 3.

Минзанова А. Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник А.П. Чехова в Мелихово. — 16.

Музеи Тургенева на орловской земле. — 10.

Музей-библиотека Симеона Полоцкого в Полоцке. — 22.

Музей-квартира А.С. Пушкина на Набережной Мойки, 12 в Санкт-Петербурге. — 15.

Новикова А. Дом-музей Н.С. Лескова в Орле. — 8.

Одесский государственный литературный музей. — 7.

Панаиоти И. Феодосийский литературно-мемориальный музей А.С. Грина. — 6.

Садова Н. Литературно-художественный музей Марины и Анастасии Цветаевых в Александрове Владимирской области. — 13.

Санькова Л., Кузина Н. Литературный музей Павла Пропалова в Вязьме. — 5.

«Серебряный век русской литературы»: Экспозиция Государственного Литературного музея. — 12.

Симакина Г. Грибоедовская Хмелита. — 1.

Новое в школьных программах

Барокко как соударение людей и времён. — 22.

Заярная И. Игровая поэтика Василия Каменского в зеркале барокко. — 22.

Мотеюнайте И. Чтобы мир остался жив: «Настоящие сказки» Людмилы Петрашевской. — 2.

Чебанова О. Судьба комедии дель арте в России и драматургия конца XIX — первой трети XX века. — 19.

Новости и события

Анкета «Литературы». — 2, 20.

Беляева Н. Разумное, доброе и вечное в гимназическом образовании. — 12.

Весеннее оживление. — 7.

День учителя литературы в Республике Калмыкия. — 1.

День учителя литературы: перепады температур. — 8.

Извинение. — 2.

Итоги заключительного этапа X Всероссийской олимпиады школьников по литературе. — 11.

Задания заключительного этапа X Всероссийской олимпиады школьников по литературе. — 13.

Ответы на задания III тура заключительного этапа X Всероссийской олимпиады школьников по литературе. — 15.

Сочинение-2005: зависит от вас. — 4.

Учителя за свободу своих убеждений. — 2.

Объясните, пожалуйста

21–24.

И вновь о планах. — 20.

Пантеон

Анна Ахматова (Машевский А. Маленькое эссе об Ахматовой. — 6); Татьяна Бек — 5; Сергей Есенин (Жирмунская Т. “Ты прости, что я в Бога не верую…” — 23); Алексей Жемчужников (Машевский А. Алексей Жемчужников. — 7); Самуил Маршак (Сарнов Б. Квартира Маршака. — 2); ОБЭРИУТЫ (Машевский А. Чинари-ОБЭРИУТЫ. — 16).

Педагогический университет «Первое сентября». Курсы повышения квалификации

Лектор Е.Л. Демиденко. Изучение фольклора в среднем звене:

Лекция 1. Мифологические представления древних славян. Былички. Легенды и предания. Магическая роль слова. — 17.

Лекция 2. Загадки и их жанровое своеобразие. Пословицы и поговорки. Детский фольклор (заклички, приговорки, дразнилки, считалочки, скороговорки, колыбельные). Олицетворение. Понятие метафоры. Понятие антитезы. — 18.

Лекция 3. Обрядовый фольклор. Календарные обряды. Колядки. Понятие гиперболы. Подблюдные песни и гадания. Свадебный обряд. Песни свадебного обряда. Понятие аллегории. Контрольная работа № 1. — 19.

Лекция 4. Народная песня. Определение жанра. Понятие “стихотворной речи”. Типы народных песен. Понятие лирики. Баллада народная и литературная. Понятие этикета. — 20.

Лекция 5. Сказка. Виды народных сказок. Контрольная работа № 2. — 21.

Лекция 6. Литературные сказки. Особенности жанра. Сказки А.С. Пушкина. Общее и различное с фольклорными сказками. Источники пушкинских сказок. Характеристика персонажа. Тема и идея. Авторский взгляд. — 22.

Лекция 7. Литературные сказки. С.Т. Аксаков «Аленький цветочек» (особенности художественного мира). Сказы П.П. Бажова. Сказка и сказ. Представление о стиле речи. — 23.

Лекция 8. Былины и исторические песни. Особенности былины как жанра. Былины о богатырях (старших и младших). Обобщение темы: слово в фольклоре. — 24.

Лектор Р.А. Храмцова. Анализ поэтического текста в 5–11-м классах:

Лекция 1. Анализ лирического текста на уроках: общий взгляд. — 17.

Лекция 2. Анализ лирики Пушкина (5–7-й классы). — 18.

Лекция 3. Анализ лирики Лермонтова (5–7-й классы). Контрольная работа № 1. — 19.

Лекция 4. Поэзия XVIII века (9-й класс). — 20.

Лекция 5. Тема назначения поэта и поэзии в лирике XVIII–XX веков (8–11-й классы). Контрольная работа № 2. — 21.

Лекция 6. «Вновь я посетил…». Тема возвращения в лирике поэтов XIX–XX веков. — 22.

Лекция 7. Анализ стихотворений И.А. Бродского (6–11-й классы). — 23.

Лекция 8. Поэзия второй половины XX века: Н.А. Заболоцкий, Д.С. Самойлов, А.А. Тарковский, А.С. Кушнер (6–11-й классы). — 24.

Перечитаем заново

«Бутылочное горлышко» Андерсена. — 6; «Война и мир». — 17; «Женитьба». — 3; «Конармия». — 16; «Матео Фальконе». — 3; «Неизвестный цветок» Платонова. — 19; «Отцы и дети». — 10; «Очарованный странник». — 6; «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника…». — 15; «Ревизор». — 14; «Стланик» Шаламова. — 19; «Театральный разъезд после представления новой комедии». — 1; «Узник». — 4;

Почтовый ящик

Баранова О. Мифы и правда о дистанционных курсах. — 10.

Воронцов В. Давайте спокойно разберёмся. — 1.

Егорова Е. “Планировать уроки литературы всегда сложно…”. — 18.

Кривенкова М. Арифметика литературы. — 24.

Строить планы не по Наполеону, а по Кутузову. — 19.

Словарь

Превращения басни. (Свердлов М.) — 5.

Греческая драма. (Свердлов М.) — 12.

Интертекстуальность. (Федотов О.) — 23.

Искусство перевода. (Сергеева-Клятис А.) — 13.

От реализма к натурализму. (Половинкина О.) — 6.

Реалистический роман. (Свердлов М.) — 2.

Роман-драма. (Свердлов М.) — 8.

Символизм. (Свердлов М.) — 3.

Трагедия. (Свердлов М.) — 12.

Стенд

1, 6–8, 10, 12, 13, 15, 18, 21, 22, 24.

Трибуна

Алексеева Н. Какова цель нововведений? — 6.

Беляева Н. Чему мы учим и что проверяем? — 9.

Борисенко Н. Что им читать? — 7.

Борисенко Н. Что они читают без нас?: Детское чтение в зеркале современных социологических исследований. — 4.

Бусова Н. К вопросу о жанре. — 1.

Валикова Д. “Высокая вода”. — 12.

Волков С. Давайте перестанем притворяться. — 8.

Волков С. Заграница нам поможет? — 7.

Волков С. “Жемчужное зерно” урока. — 10.

Волков С. Неюбилейное. — 12.

Гагаев П. Художественный текст как культурно-исторический феномен. — 5.

Дмитренко С. Изгнание “ё”? Зачем? — 7.

Ключ к номеру — ключ к году. — 1.

Не будем молчать! — 17.

Ребель Г. Несостоявшееся возвращение. — 8.

Храмцова Р. О Пушкине, о завучах… о планах… — 8.

Шапиро Н. Букетов хватит на всех! — 1.

Щербина И. Глупости и мелкие злодейства на фоне Пушкина. — 11.

Щербина И. Если ЕГЭ не сдаётся, значит… — 6.

Юминова Е. Ещё раз о наболевшем. — 6.

Учимся у учеников

Белова В. Анализ стихотворения А.Блока «Русь». — 24.

Белова В. Рецензия на рассказ И.А. Бунина «Чистый понедельник». — 18.

Бояркова Г. Филологический анализ стихотворения Арсения Тарковского из цикла «Пушкинские эпиграфы». — 19.

Брагина А. Язык флоры и фауны в произведениях И.С. Тургенева. — 18.

Вахрушева О. Любовь в романе «Отцы и дети». — 10.

Горский М. Мотив глухоты в комедии «Горе от ума». — 12.

Едигарева Е. Пьер Безухов и Андрей Болконский. — 8.

Коробейникова К. Чем интересен мне герой повести А.С. Пункина «Капитанская дочка» Пётр Гринёв? — 2.

Котляр П. Историко-культурный комментарий к стихотворению А.С. Пушкина «Была пора: наш праздник молодой…». — 14.

Ляпустина Г. Загадка Базарова. — 10.

Маньковская Е. Анализ рассказа И.Э. Бабеля «Измена». — 16.

Маньковская Е. “Благословенна да будет любовь, которая сильнее смерти!”. — 17.

Никитина С. Анализ стихотворения А.Блока «На смерть Комиссаржевской». — 24.

Осипов В. «Девочка со спичками» Г.Х. Андерсена и «Мальчик у Христа на ёлке» Ф.М. Достоевского. — 3.

Реутова Е. Анализ сцены бала в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». — 17.

Успенский П. Об одном приёме в поэзии Владислава Ходасевича. — 17.

Хубларова Д. Дом в романе И.А. Гончарова «Обломов». — 8.

Черепанова И. “Сбочь дороги — могильный курган…”: Анализ фрагмента романа М.А. Шолохова «Поднятая целина». — 22.

Чугреева О. Стихотворение В.В. Маяковского «Скрипка и немножко нервно». — 17.

Факультатив

Алютина А. Как мстили в старину: Летописный рассказ об ослеплении Василька Теребовльского и скандинавские саги. — 23.

Барабанова М. Произведение Рубена Давида Гонсалеса Гальего «Белое на чёрном» в школе. — 21.

Романичева Е. Учим читать постмодернистский текст: Лабораторная работа по рассказу В.Пелевина «Ника». — 24.

Тарханова Д. Читаем в классе символистскую драму. — 12.

Ярхо В. Поединщики. — 15.

Школа в школе

Антоненко Н. Викторина. 8-й класс. — 20.

Бакуревич О. Литература и театр. — 4.

Барабанова М. Экспериментальная методика оценивания на уроках литературы. — 18.

Берестовицкая С. Личностно-ориентированный урок литературы. — 17.

Бороздунова Л., Майорова Т. Своя игра: Урок-викторина в 7-м классе. — 4.

Васюта И., Махотина А. Использование приёмов развития критического мышления на уроках литературы. — 3.

Васькова Е. Роль гимназических работ в развитии читательских интересов подростков. — 14.

Ветрова Т. Коллекция сказок. — 15.

Гордиенко А. А.С. Пушкин «Повести Белкина»: Материалы для игры «Что? Где? Когда?». — 15.

Дрепина В. Творческие работы по литературе как составная часть образования в гимназии. — 14.

Игнатенко Т. Русская литература эпохи Просвещения: Литературный КВН в 9-м классе. — 8.

Карпов И. Интернет-филолог. — 15.

Кертес М. По следам «Слова о полку Игореве». — 19.

Кривошеев В. Роль исторического компонента в школьных учебниках по литературе. — 12.

Курочкина М. Угадай стихотворение: Игра для учащихся 5–6-х классов. — 4.

Либерцева В. «Умники и умницы»: Материалы к игре (поэмы Пушкина и роман «Евгений Онегин»). 9-й класс. — 5.

Максимова С. Интеллектуальная игра «Умники и умницы» по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». — 22.

Максимова С. Интеллектуальная игра «Умники и умницы» по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». — 18.

Марутина И. Методика создания мультимедийных проектов по литературе. — 1.

Мингелене Е. Конкурс «По дорогам сказок»: 5-й класс. — 15.

Петрова Т. В осколке кривого зеркала: Учителя спорят. — 7.

Пранцова Г., Московкина И. Детское слово о Великой Отечественной войне. — 16.

Сазикова Е. Творчество А.С. Пушкина: Материалы к уроку-игре «Литературный ринг». 7-й класс. — 15.

Страшко И. Тайны баллады И.В. Гёте «Лесной царь»: 6–7-й классы. — 5.

Тумакова И. Басни Крылова: играя, учимся. — 14.

Харитонова О. “Ошеломляющий” роман: Интеллектуальная игра по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». — 22.

Шенкман В. Борис Пастернак в Прикамье. — 21.

Штудии

Ветрова Т. Лучший из читателей. — 1.

Влащенко В. “Из пламя и света рождённое слово”: Опыт современной интерпретации лирики М.Ю. Лермонтова. — 8.

Демиденко Е. “Мчись же быстрее, летучее время…”: Образ времени в поэзии Лермонтова. — 14.

Золотусский И. Пушкин в «Выбранных местах из переписки с друзьями». — 3.

Кошелев В. “Человек без селезёнки”. — 16.

Лекманов О. “Зачем (-то)”?: Лев Толстой в «Чистом понедельнике» Бунина. — 23.

Лекманов О. “Лёгкость необыкновенная в мыслях”. — 13.

Манн Ю. “Странные вещи”: К характеристике гоголевского стиля. — 12.

Ранчин А. В поисках сокрытого смысла: о поэтике эпиграфов в «Евгении Онегине». — 5.

Свердлов М. Правда и ложь в пьесе Максима Горького «На дне». — 23.

Сергеева-Клятис А. “Приветствую тебя, пустынный уголок…”: К теме пасторальности в творчестве Пушкина. — 11.

Скиба А. Апокалиптические прозрения Максимилиана Волошина. — 21.

Хайнади З. Поэтический переворот Льва Толстого. — 17.

Халфина Н. “Связь времён” в романах И.С. Тургенева. — 10.

Ярхо В. Старые тайны Артура Конан Дойла. — 3.

Ярхо В. Литературные технологии. — 23.

Я иду на урок

Абелюк Е. Правда Константина Воробьёва. — 9.

Аракелян О. Материалы к урокам по изучению поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души». — 13.

Асимова М. И.А. Бунин. «Темные аллеи». — 13.

Баранова О. О чём плачет Василиса: Материалы к уроку по рассказу А.П. Чехова «Студент». — 19.

Белякова Л. Аромат солнца в искусстве символизма. — 12.

Блинова З. Зеркало эпохи: Материалы к урокам в 11-м классе. — 14.

Богачёва Е. Новаторский характер поэзии Державина. — 1.

Вандакурова Н. Викторина «Умники и умницы» по повести И.С. Тургенева «Муму»: 5-й класс. — 3.

Ванюшева Н. Урок-лаборатория по творчеству Данте. — 2.

Веснина Т. Изучение творчества Василия Шукшина на уроках литературы в 5–11-х классах. — 18.

Гайсёнок Т. Сказка-быль М.М. Пришвина «Кладовая солнца». — 14.

Герцик А. Лирика Ахматовой на уроках литературы. — 6.

Герцик А. Роман «Мастер и Маргарита» в школьном изучении. — 5.

Гневнова Л. «Высокая вода венецианцев»: Изучение повести Д.Рубиной на уроке внеклассного чтения в 11-м классе. — 2.

Горанчаровская Е. Литературная викторина по произведениям Н.В. Гоголя для учащихся 8-го класса. — 3.

Горбачёва С. “Не хвастай, время, властью надо мной”: Урок в 8-м классе по трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта». — 2.

Гришина Т. Волшебство метафоры: Интегрированный урок. 7-й класс. — 23.

Грищенко А. Жизненный и творческий путь Н.А. Некрасова. — 12.

Донченко М. От “искусства чтения” к “мастерству понимания ”. — 13.

Ерёмина О. Астрид Линдгрен. «Расмус-бродяга»: Урок внеклассного чтения в 6-м классе. — 12.

Ерёмина О. Владимир Солоухин: «Закон набата», «Мочёные яблоки»: 7-й класс. — 2.

Ерёмина О. Николай Заболоцкий. Цикл «Последняя любовь»: опыт восприятия. — 19.

Зонова Т. Обитатели ночлежки в пьесе М.Горького «На дне». — 23.

Игнатенко Т. Изучение повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» в 9-м классе. — 3.

Исаева Е. “Нет повести прекраснее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте…”: Анализ пьесы Шекспира в 8-м классе. — 19.

Кадола Ж. Изучение в школе взаимосвязей русской и зарубежных литератур. — 11.

Казанкова И. Стилистика и риторика художественного текста: Материалы к занятиям спецкурса по русской литературе второй половины XIX века. 10-й класс. — 13.

Калганова Т. Изучение повести Н.В. Гоголя «Невский проспект» в 10-м классе: Рабочие материалы для учителя. — 14.

Киркина Е. Человек между светом и тьмой: Материалы к урокам по рассказу И.С. Тургенева «Бежин луг». — 21.

Ковальчук О. “Отречение не от мира, не от людей…”: Оптина пустынь в русской культуре. — 5.

Колтышева Л. Жить по народной мудрости: Урок литературы в 7-м классе. — 3.

Конькова В. Категория времени в лирике Ф.И. Тютчева: Материалы к уроку. 10-й класс. — 4.

Корчагина Л. Тема гражданской войны в «Донских рассказах» М.А. Шолохова. — 10.

Кустова И. Повесть Владимира Железникова «Чучело»: Урок внеклассного чтения в 7-м классе. — 1.

Кутейникова Н. Где начинается и где заканчивается Сказка?: Урок-презентация романа Кира Булычёва «Убежище»: 5–6-е классы. — 24.

Кучмай Ф. «Звучащая книга поэта»: Афанасий Фет: 7–8-й классы. — 18.

Кузнецова Е. Художественный перевод на уроках литературы. — 13.

Кушевич Т. Жизнь и творчество Юрия Нагибина. — 22.

Либерцева В. Рассказ Евгения Носова «Трудный хлеб». — 2.

Лунина С. Величие ахматовского стиха. — 6.

Лунина С. Михаил Зощенко. Своеобразие личности и творчества. — 8.

Мезенцева В. Моё открытие Платонова: Творчество писателя в школьном изучении. 5–11-й классы. — 20.

Мингелене Е. Урок по рассказу Н.С. Лескова «Левша»: 6-й класс. — 1.

Москаленко О. Уроки по «Господам Головлёвым». — 18.

Музиянова Л. Заключительный урок в 6-м классе по сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца». — 14.

Охлопкова М. Изучение творчества Г.Р. Державина на уроках литературы: 9-й класс. — 4.

Павлова М. “Обычная история… Война…”: Рассказ Виктора Некрасова «Посвящается Хемингуэю». — 18.

Панкратова Е. Итоговый урок по творчеству Ф.М. Достоевского: 10-й класс. — 2.

Петров И. Урок любви к ближнему: Рассказ А.Платонова «Корова» в школьном курсе литературы. — 3.

Полтавец Е. Изучение творчества Льва Толстого в школе. — 17.

Полякова Н. Образ пустоты в повести В.Пелевина «Омон Ра»: Урок в 11-м классе. — 21.

Прийма Е. Глава «Вожатый» из повести «Капитанская дочка»: Урок-“погружение”. 8-й класс. — 6.

Рамзаева В. Роман Георгия Владимова «Генерал и его армия»: Урок внеклассного чтения в 11-м классе. — 15.

Рассказова Т. Мифологический подтекст романа Е.Замятина «Мы». — 4.

Рылова А. Роль костюма в комедии «Горе от ума». — 12.

Савельева Г. “А как же вы в афишке пропустили грозу? Ведь она тоже действующее лицо”. — 13.

Сазикова Е. Анализ стихотворения Осипа Мандельштама «Ленинград» в 11-м классе. — 23.

Сазикова Е. Времена года в поэзии, музыке и живописи: Урок в 5-м классе. — 18.

Селиванова Т. Тема пророческого служения в русской лирике. — 5.

Селев П. «Приглашение на казнь» в школе. — 23.

Скляренко Н. Тестирование на уроках литературы. 8-й класс. — 4.

Смирнова И. Святочный рассказ на уроке в 5-м классе. — 1.

Сухарина О. Анализ лирического стихотворения на уроках литературы. — 7.

Сухарина О. Поисковая деятельность учащихся при изучении произведений А.И. Куприна «Олеся», «Гранатовый браслет». — 3.

Ткаченко О. Повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»: Система заданий. 7-й класс. — 24.

Торопчина Л. «Маленький принц» и его читатели. — 22.

Харина Л. Изучение басен на уроках литературы в 6-м классе. — 5.

Харлова Т. Русская стихотворная пародия второй половины XIX века — её место в литературной борьбе: Урок литературы в 10-м классе. — 16.

Черкашина М. Языковые средства изображения “города-обмана” в повести Н.В. Гоголя «Невский проспект»: Урок словесности в 8-м классе. — 14.

Яновская С. Работа с иллюстрациями на уроке литературы в 5–6-х классах с привлечением работ учащихся 10-го класса. — 6.

Яновская С. Рассказ А.П. Чехова «Анна на шее» и его интерпретация в кино и в балете: Урок литературы в 10-м классе. — 3.

Ясинская С. Обучение композиционному анализу текста на уроках литературы в 10-м классе. — 14.

Ясинская С. Стихотворение Пушкина «Ворон к ворону летит…». — 11.

Уроки учителей России

Аракелян О. Материалы к урокам по изучению поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души». — 13.

Асимова М. И.А. Бунин. «Тёмные аллеи». — 13.

Блинова З. Зеркало эпохи: Материалы к урокам в 11-м классе. — 14.

Богачёва Е. Новаторский характер поэзии Державина. — 1.

Донченко М. От “искусства чтения” к “мастерству понимания ”. — 13.

Жукова В. Материалы к изучению романа М.А. Шолохова «Поднятая целина». — 1.

Жукова В. Уроки ростовских словесников. — 1.

Кадола Ж. Изучение в школе взаимосвязей русской и зарубежных литератур. — 11.

Казанкова И. Стилистика и риторика художественного текста: Материалы к занятиям спецкурса по русской литературе второй половины XIX века. 10-й класс. — 13.

Кузнецова Е. Художественный перевод на уроках литературы. — 13.

Мезенцева В. Моё открытие Платонова: Творчество писателя в школьном изучении. 5–11-й классы. — 20.

Романичева Е. Уроки владимирских учителей. — 13.

Савельева Г. “А как же вы в афишке пропустили грозу? Ведь она тоже действующее лицо”. — 13.

Сакаева А. Душа, воплощённая в песне…: Урок-концерт в 8-м классе. — 1.

Литературный календарь (ведёт Лариса Мезенцева)

1 — «2005 год. Январь — июнь. Памятные даты»; 2–12; 13 — «2005. Июль — декабрь. Памятные даты»; 14–24.

Кроссворды (кроссмейстер Виктор Федоринов)

1 — «Рождественский»; 2 — «Литература XVIII века»; 3; 4 — «М.М. Зощенко»; 5 — «Литературная Москва»; 6, 7; 8 — «А.Н. Островский»; 9; 10 — «И.С. Тургенев»; 11 — «А.С. Пушкин»; 12, 13 — «Литература 1920–х годов»; 14; 15 — «Детская литература»; 16, 18; 19 — «Поэты — современники А.С. Пушкина»; 20, 22, 23, 24 — «Новогодний».

Криптограммы (криптограф Виктор Федоринов)

17, 21 — «С.А. Есенин».

Рейтинг@Mail.ru