Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №24/2005

Курсы повышения квалификации

Курсы повышения квалификации

Лектор -
Р.А. ХРАМЦОВА


Римма Анатольевна ХРАМЦОВА - учитель литературы московской гимназии № 1514, кандидат филологических наук, автор работ по методике преподавания литературы в средней школе.

Анализ поэтического текста в 5-11-м классах

Учебный план курса

№ газеты Название лекции
17 Лекция 1. Анализ лирического текста на уроках: общий взгляд.
18 Лекция 2. Анализ лирики А.С. Пушкина (5-7-й классы).
19 Лекция 3. Анализ лирики М.Ю. Лермонтова (5-7-й классы).
Контрольная работа № 1 (срок выполнения - до 15 ноября 2005 г.)
20 Лекция 4. Поэзия XVIII века (9-й класс).
21 Лекция 5. Тема назначения поэта и поэзии в лирике XVIII-XX веков (8-11-й классы).
Контрольная работа № 2 (срок выполнения - до 15 декабря 2005 г.)
22 Лекция 6. “Вновь я посетил…”. Тема возвращения в лирике поэтов XIX-XX веков.
23 Лекция 7. Анализ стихотворений И.А. Бродского (6-11-й классы).
24 Лекция 8. Поэзия второй половины XX века: Н.А. Заболоцкий, Д.С. Самойлов, А.А. Тарковский, А.С. Кушнер (6-11-й классы).
Слушатели курсов должны представить итоговую работу (темы будут объявлены позднее) по следующему выбору: 1. Написать 9-ю - заключительную - лекцию курса на тему, предложенную лектором. 2. Составить план урока-спектакля на тему, предложенную лектором. 3. Подготовить и провести урок на тему, предложенную лектором. Прислать материалы урока и итоговое размышление о нём, сопровождаемые справкой из учебного заведения (актом о внедрении). Итоговая работа должна быть отправлена в Педагогический университет не позднее 28 февраля 2006 г.

Лекция № 8. Поэзия второй половины XX века на уроках литературы в 5–11-м классах: Н.Заболоцкий, А.Тарковский, Д.Самойлов, А.Кушнер

В данной лекции хотелось бы поделиться с коллегами опытом анализа стихотворений, изучение которых не является традиционным в школе: в старших классах, к сожалению, мало кто из нас успевает поговорить с ребятами о поэзии второй половины XX века; а разговор о них в среднем звене многим учителям кажется сложным и необязательным. Но знакомство с этими “негромкими” поэтическими именами совершенно необходимо.

Серьёзный разговор о поэзии нужно начинать уже в 5–6-м классе, ведь свежесть взгляда, беспристрастность суждений юных читателей позволяет проникнуть зачастую в глубины содержания поэтических текстов. В «Поэзии Обэриутов» Н.Заболоцкий писал: “Посмотрите на предмет голыми глазами, и вы увидите его впервые очищенным от ветхой литературной позолоты”. Давайте “посмотрим голыми глазами” на то, что изображено в стихотворении Н.Заболоцкого «Движение». Но для этого нам придётся “дорасти” до наших маленьких учеников, разрушив многие стереотипы мышления.

Н.Заболоцкий. «Движение»: почему детский взгляд видит больше?

Предложите ученикам текст стихотворения, не упоминая его названия. Спросите, понятно ли им, что изображает поэт (слова “извозчик” и “конь” помогут). Следующий вопрос: “Что за человек смотрит на коня и извозчика? Каков его взгляд?” — может быть понят по-разному, он, собственно, и задаётся с этой целью. Некоторые из ребят скажут, что это взгляд человека взрослого, но привыкшего обращать внимание на интересные вещи, замечающего необычное в обычном. Другие могут сказать о том, что это маленький человек — ребёнок, который никогда не видел извозчика, правящего лошадью, или он не видел никогда извозчика на городских улицах зимой (почему зимой — об этом немного позже) и потому очень удивился. Доказательство тому — использованные в стихотворении сравнения и метафоры, подчёркивающие величину и величественность изображаемого: фигура сидящего высоко по отношению к зрителю извозчика кажется даже царственной — “как на троне”; его одежда, защищающая от холода (только ли?), напоминает “броню”; борода извозчика состоит из звонких (от мороза?) “монет”-завитков и очень напоминает бороды святых на иконах; конь сравнивается с налимом — крупной рыбой. Отметим все эти существенные наблюдения, сделанные ребятами, и спросим их: “Что странного и непонятного есть в стихотворении?” Выявятся “странности” в том, как поэт изображает коня: “конь руками машет”, “вытянется, как налим”, “восемь ног сверкают в его блестящем животе”. Не стоит разгадывать каждую из этих “загадок” отдельно — “Кто сказал, что «житейская» логика обязательна для искусства?” (Н.Заболоцкий). Попробуем посмотреть на это изображение, выбрав другой ракурс.

Сделаем небольшое отступление. Я очень часто предлагаю своим ученикам порисовать, в 5–6-м классе они делают это с удовольствием: удовлетворяется потребность в творческой деятельности; за эту работу не ставится оценка, важным является не умение воспроизвести на бумаге некий предмет с фотографической точностью. Рисунок помогает выразить то, что не всегда юному читателю удаётся выразить словами. Учителю детский рисунок может подчас дать больше информации о воспринятом на уроке материале, чем контрольная работа или сочинение. А может и помочь объяснить трудные для понимания вещи. Читая незадолго до этого произведения о животных, ребята рисовали их героев в разные моменты: в покое, в движении. Эти рисунки и помогли в работе над стихотворением Заболоцкого. На них можно было заметить стремление юных художников показать предмет не с одной точки, а как бы со всех сторон сразу (чего не бывает в действительности), попытаться создать цельный образ предмета, изобразить одновременно и конкретную кошку в конкретный момент, и кошку вообще. Как же изображены извозчик и конь в стихотворении Заболоцкого? Странно: извозчик — анфас (только так можно увидеть лежащую, “как на иконе”, бороду и “монеты”), а конь, вытянувшийся, “как налим”, — в профиль. В чём же дело? В неумении поэта изобразить жизнь достоверно?

Здесь можно обратиться к искусству Древнего Египта, которое считалось носителем жизни вечной, освобождалось от всего мгновенного, изменчивого, неустойчивого. В древнеегипетских рельефах фигуры своеобразно распластывались на плоскости (голова и ноги изображались в профиль, а торс развёрнутым). Художники не стремились изобразить увиденное с одной точки зрения — задача была в другом: изобразить сущность человека, а не один момент его существования. Когда смотришь на такое изображение, восхищаешься красотой и мощью человеческого тела и чувствуешь в нём жизнь, движение.

На этом этапе можно спросить ребят, как назвали бы они стихотворение Заболоцкого. Очевидно, что их внимание теперь сосредоточится на том, что поэт изобразил не просто коня и человека, который им управляет, — он изобразил само движение. Как же поэт это сделал?

На сколько частей можно было бы разделить стихотворение? Композиционно оно делится на две части: в первой описывается извозчик, во второй — конь. Похожи ли эти описания, или они противопоставлены друг другу? (Напомню, что мы уже отметили два разных изображения: анфасное — извозчика и профильное — коня.) Эти части противопоставлены друг другу не только союзом а:

1) статичность изображения в первом четверостишии подчёркивает динамику второго (сидит, лежит, на иконе — ассоциируется со статичным изображением; машет, вытянется, сверкают, блестящем);

2) структура предложения, составляющего второе четверостишие, отличается от структуры начального предложения. (Обратите внимание ребят на союз то… то, который соединяет в качестве однородных конструкций член простого предложения и часть сложного. Каков эффект этой “ошибки”?);

3) во втором четверостишии нет рифмы.

Спросим ребят, как рассматривает автор человека. Как на троне — общий вид, затем постепенно присматривается — из ваты... броня, борода, монетами. Как увиден конь? Как бы одновременно со всех возможных точек: спереди — и тогда, подобный человеку, имеет руки; сбоку (или сверху?) — в скачке — вытягивается, “как налим”, сбоку — очень быстро передвигающийся — имеет восемь ног; снизу — и тогда ноги в животе. Увиденный “голыми глазами”, конь стал объёмным, ожил, сошёл с картинки, со страницы... В конце разговора об этом стихотворении можно прочитать слова самого Заболоцкого, определяющего суть своего раннего творчества (статья «Поэзия Обэриутов» относится, как и «Движение», к 1927 году): “Н.Заболоцкий — поэт голых конкретных фигур, придвинутых вплотную к глазам зрителя. Слушать и читать его следует более глазами и пальцами, нежели ушами. Предмет не дробится, но, наоборот, — сколачивается и уплотняется до отказа, как бы готовый встретить ощупывающую руку зрителя”.

Если ребятам было интересно работать над анализом этого стихотворения, предложите им поразмышлять о том, каким предстаёт мир в стихотворении «Меркнут знаки Зодиака» (можно взять его фрагмент).

«Лебедь в зоопарке»: дано ли поэзии “души изменчивой приметы переносить на полотно”?

Следует честно признаться, что задуматься над тайной этого стихотворения меня заставила его очевидная “простота” и иллюстративность. Собственно, я не предполагала уделять ему очень много внимания, думая ограничить разговор обсуждением нескольких вопросов. И домашнее задание к уроку было следующим: нарисовать иллюстрацию к стихотворению.

Итак, начнём беседу. Удалось ли ребятам это сделать? Какие были трудности? Попросим назвать те слова и словосочетания, которые, как им кажется, не удалось перенести на бумагу. Обсуждая домашнее задание, выясняем, что выполнить его удалось всем. Зададим ребятам вопрос, почему же к этому конкретному стихотворению можно сделать иллюстрацию. Среди ответов ребят самый распространённый — о том, что в стихотворении названо очень много предметов, которые можно изобразить. А кроме того, в стихотворении есть слова, которые подчёркивают неподвижность изображаемого: “изваянье”, “сидят, приделаны к выступам нор”, “смотрят фигуры”.

Но ведь стихотворение содержит большое количество глаголов: плывёт, колебля, мерцая, льётся, скрежещут, скрипит, кричат, скрежещущий, теснится, громоздя, слышит, поёт.

Выпишем эти глаголы в тетрадь — их много, и очень многие обозначают действие. Почему же при чтении этого стихотворения возникает ощущение застывшей картины?

Ребята повторяют уже звучавшие ответы о большом количестве существительных, называющих недвижущиеся предметы. Высказывают мнение о том, что все действия, названные глаголами, совершаются одновременно, поэтому кажется, что изображается миг, а не течение времени. Некоторые считают, что неподвижность — это состояние человека, увидевшего дивную картину, заворожённого ею. Действительно, обратим внимание на то, что в стихотворении есть слова “сказочном”, “грёз”, “диво”… А в первой строфе есть слово, которое только своей формой рождает сказочный образ — высокая лебедь (сразу вспоминается героиня пушкинской «Сказки о царе Салтане…»).

Спросим у ребят, на сколько частей они разделили бы стихотворение. Некоторые из них отвечают, что на две, некоторые — на три. При обсуждении композиции стихотворения можно обратиться к анализу уже выписанных ранее глаголов. Какие глаголы с чем сочетаются?

1-я часть: плывёт сквозь летние сумерки, плывёт животное, полное грёз, колебля лиловые тени берёз, мерцают аметисты, льётся сиянье.

2-я часть: скрежещут трамваи, скрипит под машинами, кричат истошно, теснится, громоздя, вся столица, весь город.

А к какой части отнесём глагол поёт? Ведь поёт крылатое диво на лире, поёт о счастье весны. Это 1-я или 3-я часть?

Обратим внимание ребят, что мы обсуждаем сейчас строение и взаиморасположение частей стихотворения, то есть говорим о его композиции.

В ответах учеников мы обязательно услышим, что части противоположны по отношению друг к другу. Зададим ребятам вопрос: “Что даёт нам для понимания название стихотворения?” Шестиклассники говорят о том, что в названии стихотворения автор соединяет несоединимое. На этом этапе урока можно вспомнить прочитанную в прошлом учебном году сказку Андерсена «Гадкий утёнок», поговорить о том, какие ассоциации возникают у них со словом “лебедь”.

У Заболоцкого лебедь — “дикарка”. Что противопоставлено этому образу? Ребята называют слова: парк, по краю искусственных вод, трамваи (ходят по рельсам), мост (соединяет), поджав хвост, приделаны к выступам нор, сквозь забор, теснится, этаж громоздя на этаж, у самого края.

Противопоставленность частей выражается и в том, как называет автор лебедь: красавица, дева, дикарка, высокая лебедь, белоснежное диво, животное, полное грёз, головка её шелковиста, мантия снега белей, в сказочном мире крылатое диво. А весь остальной мир — это парк с фигурами животных, истошно кричащие попугаи, скрежещущие трамваи, весь город, вся мировая столица. Почему смотрят заворожённо на явленное им чудо люди, более или менее понятно, а вот почему так смотрят звери? О чём думают, глядя на неё, “фигуры оленьи”?

Если проанализировать ход данного урока, то можно понять, как много на нём предоставляется возможностей работать над развитием речи учащихся, закрепляя в их активном словаре многие литературоведческие термины, обучать аргументированию собственного высказывания. В результате работы на уроке в тетради у ученика остаются сделанные им записи, которыми он может воспользоваться впоследствии.

В процессе анализа, когда каждое слово оказывается в центре внимания, ребята замечают “несоответствие”: “летние сумерки” — так почему же лебедь “поёт нам о счастье весны”? Обратим внимание на одну деталь: глаза лебедя поэт сравнивает с мерцающими аметистами. Попросим ребят рассказать, какими они представляют себе эти глаза. Слово “мерцают” — каково его значение? Странным образом этот глагол связывает глаза “высокой лебеди”, “девы”, “дикарки” и глаза Струйской с картины Рокотова, о которой Заболоцкий рассказывает в стихотворении «Портрет». Как описывает поэт глаза женщины, изображённой на портрете? Почему всё время употребляет приставку полу-? Эта приставка объединяет слова с противоположным значением: улыбка — плач, восторг — испуг. Портрет таит загадку. Есть она и в творении поэта: сколько портретов в «Портрете»? — Это Струйская на картине Рокотова, восприятие этой картины поэтом (“на дне души моей мерцают…”), образ, остающийся в душе читателя.

Как же связаны два произведения Н.Заболоцкого — стихотворение «Лебедь в зоопарке» и стихотворение «Портрет»? Если ребята, отвечая на вопрос, сами не найдут связи между последней строфой стихотворения «Лебедь в зоопарке» и последними строчками стихотворения «Портрет», обратим их внимание на то, что “крылатое диво на лире поёт нам о счастье весны” среди скрежещущего, тесного города, для всех живых существ это воплощение мечты о счастье и свободе. А в стихотворении «Портрет» поэт говорит о том, что память о прекрасном помогает выжить, начинает излучать драгоценный блеск (мерцание) в самые трудные для человека минуты: “когда потёмки наступают и приближается гроза”.

В конце этой работы можно предложить ребятам письменно ответить на вопрос: “Согласен ли я с поэтом, что живописи «единственной дано души изменчивой приметы переносить на полотно»?”

Д.Самойлов. «Перед снегом»: как “работают” глаголы?

Вообще, стихотворения Давида Самойлова можно читать с учениками любого возраста. В 5-м классе, анализируя стихотворение «Перед снегом», начинаем разговор с вопроса, каково настроение этого текста. Ребята определяют его (начинаем запись в тетради): грустное настроение человека, уставшего ждать, задумчивое, неясно-смутное... Попытаемся объяснить, что именно в тексте создаёт это настроение — будем анализировать и систематизировать сделанные дома наблюдения учеников, системно располагая в таблице, графы которой можно представить следующим образом.

Звуковой ряд (размер, строфика, рифма, ритмика, звукопись)

  • примеры ассонанса и аллитерации — “усыпляющие”, спокойные звуки, напоминают звучание ночных волн, слышен тихий плеск;
  • разная длина строф — 8 строк, 6 строк, 5 строк — замедляется ритм;
  • 1-я строфа содержит предложения с очень большим количеством однородных членов, не соединённых союзами, — это создаёт ощущение монотонности, однообразия ритма;
  • трудно определить систему рифмовки, поскольку рифма есть не везде, но есть всё-таки рифмующиеся строки — словно вода преодолевает сковывающий её холод и усталость;
  • в последней строфе даже предложение разорвано — как будто бы трудно его договорить до конца...

Лексический уровень (значения слов, определяющих эмоциональный настрой стихотворения, группы слов по значению, синонимы, антонимы...)

  • очень много глаголов движения и глаголов со значением остановки движения, есть повторы;
  • синонимы — сиять, струиться, переливаться;
  • олицетворение воды — её действия ассоциируются с действиями человека;
  • оксюморон — сияет тускло, сравнение — как броня, метафора — тяжелей свинца — все это во второй строфе;
  • в третьей строфе как бы “пустые” слова — безлиственные, тишина, кончается, подмёрзли, черна;
  • в предпоследней и последней строчках сталкиваются противоположные понятия — чернота и снег, снег — белый цвет — ожидается как избавление от пустоты...

Грамматический ряд (части речи, грамматические формы...)

  • очень много глаголов — в 1-й строфе из 35 слов 18 глаголов, во 2-й — 9, в 3-й — 5, глаголы в форме инфинитива — не обозначают действий, которые происходят, эти глаголы рисуют как бы общую картину в природе...

Синтаксический строй (структура предложений, их количество, степень распространенности, знаки препинания...)

  • в предложениях много однородных членов, не соединённых союзами, предложения повествовательные, невосклицательные, почти все одинаковой структуры, в последней строфе слышны перебои ритма — от замедления темпа — всё замирает, засыпает...

В последней строфе кольцевая рифмовка — стужа, зима сковали, остановили воду, но 5-я, последняя, строчка — начало нового этапа, новой жизни воды. Единственное слово в форме простого будущего времени — повалит — его будет много, он будет белым — не мёртвым, а укрывающим черноту и наготу. Поэтому всё-таки настроение стихотворения Д.Самойлова не мрачное, а оптимистическое.

После такой детальной работы, когда ребята могут пользоваться результатами заполнения таблицы, им будет несложно письменно ответить на вопрос: “Какими художественными средствами создаётся образ в стихотворении Д.Самойлова «Перед снегом»”?

«Пестель, поэт и Анна»: может ли стихотворение учить истории?

Замечательное стихотворение Д.Самойлова «Пестель, поэт и Анна» можно прочитать в 9-м классе при изучении биографии и творчества А.С. Пушкина. Текст стихотворения требует комментариев, и это может стать частью работы над ним. Можно предложить следующие задания:

1. Дать историко-литературный комментарий к словам и выражениям: Пестель, фарисеем, метит в Бруты, Наполеон, дворянства назначенье — хранить народа честь и просвещенье, Пугачёв, мужицкий бунт бессмыслен, тиранство, о Ликурге, о Солоне, Россия рвётся на простор, об Азии, Кавказе, и о Данте, и о движенье князя Ипсиланти, матерьялист; он тоже заговорщик. И некуда податься, кроме них.

2. Письменно ответить на вопрос: “Что можно сказать о мировоззрении А.С. Пушкина — героя стихотворения Давида Самойлова?”

Сюжетом стихотворения становится диалог двух героев — Пушкина и Пестеля. Но третья героиня, имя которой обозначено и в названии стихотворения, всё время присутствует рядом. Можно даже сказать, что всё в стихотворении происходит в её присутствии и на фоне её несмолкающей песни, “невольно волнующей сердце” поэта: “Там Анна пела с самого утра”, “Не умолкая распевала Анна”, “Он вновь услышал — распевает Анна”. Но можно сказать и о другом: благодаря присутствию в “пространстве стихотворения” этой героини создаётся совершенно особая атмосфера.

Ответим на вопросы

— Какое значение для понимания стихотворения имеет образ этой героини, не участвующей в диалоге?

— Как поэт передаёт отношение Пушкина к окружающему его миру? какие средства при этом использует?

Но, завершая разговор о стихотворении, вернёмся к двум его главным героям — Пушкину и Пестелю. В отличие от третьей героини, о них нам известно многое. И нельзя читать это стихотворение и не думать о том, что судьба уже подстерегает каждого из них. Как говорит об этом Д.Самойлов? Какова общая тональность стихотворения? Найдём “точки”, в которых сквозь эту общую тональность проступает драматизм и даже трагичность.

А.Тарковский. «С утра я тебя дожидался вчера…»: что могут сказать местоимения?

Литературный материал произведений, изучаемых в курсе средней школы, позволяет учителю теснейшим образом соотносить его с материалом уроков русского языка. При анализе художественных текстов (особенно — лирического стихотворения) учащимися рассматриваются самые разные средства языка: фонетические, лексические, грамматические, синтаксические — как средства выражения смысла. Это позволяет учителю формировать понятие стиля в лингвистическом и литературоведческом его понимании.

При изучении на уроках русского языка темы «Местоимение» основное внимание обычно уделяется изучению разрядов, правописанию неопределённых и отрицательных местоимений, исправлению речевых ошибок, связанных с употреблением притяжательных местоимений. Ученики воспринимают местоимение как часть речи, употребляющуюся “вместо имени”, выполняющую почти служебную функцию. Давайте предложим ребятам повнимательнее прочитать произведения, где местоимения займут особое место, станут многозначнее многих существительных и прилагательных.

Зададим ребятам вопрос: “Какие местоимения чаще всего встречаются в лирических стихотворениях? И почему именно такие?” Имеются в виду личные местоимения первого и второго лица. Они придают произведению искренность, взволнованность. Лирический герой стихотворения может предстать перед читателем как обобщённый образ и в то же время позволяет соотносить лирическое авторское “Я” с “Я” читателя. Очень интересно проанализировать особенности употребления местоимений при анализе стихотворений А.С. Пушкина «Я вас любил...» и «На холмах Грузии...» в 9-м классе. А вот шестиклассникам я предложила подумать над текстом стихотворения А.Тарковского.

С утра я тебя дожидался вчера,
Они догадались, что ты не придёшь,
Ты помнишь, какая погода была?
Как в праздник! И я выходил без пальто.

Сегодня пришла, и устроили нам
Какой-то особенно пасмурный день,
И дождь, и особенно поздний час,
И капли бегут по холодным ветвям.

Ни словом унять, ни платком утереть...

На первый взгляд в лирической ситуации, описанной в стихотворении, нет ничего непонятного. Если бы не загадочные они, которые столь могущественны, что могут “устроить… какой-то особенно пасмурный день”. С поиска ответа на вопрос, кого имеет в виду поэт, и начинается про-чтение стихотворения. Вот о чём размышляют ученики 6-го класса.

  • Я думаю, что “они” — это какие-то высшие силы, может быть, капризная судьба, которая всё устраивает по-неправильному, как не хочется человеку: если хорошая погода абсолютно не нужна, то она обязательно будет. “Устроили” “какой-то особенно пасмурный день, и дождь, и особенно поздний час” — всё назло влюблённым. Может быть, судьба не хочет, чтобы они встретились и остались вместе?
  • Так много препятствий, что влюблённые не могут им противостоять: “ни словом унять, ни платком утереть” слёзы горечи, обиды на такой отпор судьбы.
  • Создаётся ощущение, что автору становится плохо и он прерывает мысль, начинает думать о чём-то хорошем, о хорошей погоде... Но в конце ему хуже всего, и он, даже не пытаясь закончить своё рассуждение, как будто уходит куда-то вдаль...
  • Мне кажется, что в душе у лирического героя этого стихотворения страшное горе, от которого он чуть не сходит с ума. Он не знает, что сказать, ему от этого невыносимого горя становится почти всё безразлично. Он впал в такое состояние, когда человек уже не в состоянии строить какие-нибудь планы... Прочитав это стихотворение, я понял одну мысль: “она” вчера не пришла, а сегодня было уже поздно.
  • “Они”, по крайней мере мне так кажется, — это все остальные. Весь мир. Нет, не только люди. Это все и всё. Все, кроме “меня” и “тебя”. Мне кажется, что “им” не нравятся “я” и “ты”. По крайней мере, вместе. “Погода” — это не обязательно дождь, солнце в природе. Здесь “погода” — состояние не природы, а души. Души “моей” и “твоей”, не отделённых друг от друга. Состояние души, созданное “ими”. “Они” противостоят “мне” и “тебе”: пока “мы” были отдельно, “они” радовались, атмосфера была праздничная. А как только “мы” стали вместе, “они” недовольны.
  • Пока “тебя” не было, погода значение имеет. А как только “ты” со “мной”, погода отходит на второй план. Центр — это “ты” и “я”.
  • Из-за местоимений стихотворение приобретает многозначность. Можно подумать, что автор рассказывает о простой житейской ситуации, когда мужчина ждал “её” (подругу, девушку, любимую), но “она” не пришла. Но, с другой стороны, если знаешь, что слова употреблены не в прямом значении, то можно понять это стихотворение как стихотворение о прожитой жизни, где “ты” — вовсе не девушка, а удача, любовь... В прошлом герой стихотворения был молод, ходил без пальто, погода была прекрасная, так как в душе у него было счастье. А когда удача, любовь, свобода пришли, было уже поздно. И фраза, которая сказана автором в конце стихотворения, о горечи, обиде: почему же она не пришла раньше? почему это не случилось тогда, когда было бы счастьем для героя? Капли, которые “бегут по холодным ветвям”, — это слёзы горечи.
  • Мне пришла в голову мысль, что в предложении “Они догадались, что ты не придёшь” — они — это, на мой взгляд, часы.
  • В стихотворении Тарковского употреблены очень “простые” слова, понятные и не многозначные. Нет художественных приёмов. Но автор из простых слов составляет такие словосочетания и предложения, которые в обычной жизни не встречаются. Мне кажется, что они — это время и погода. Время и погода показали, что “ты не придёшь”. Время всё идёт и идёт, а “тебя” всё нет.
  • Наверное, автор стихотворения не называет никого конкретно, чтобы не сужать круг людей (и, наверное, не только людей), на которых указывают местоимения.
  • Может быть, “они” — это время, природа.

“Я” и “ты” — это люди, которые любят друг друга. Когда “ты” не пришла, погода замечательная, а в душе — грусть, тяжесть. А в другой строфе — наоборот: “ты” пришла — на душе хорошо, а в природе, вокруг всё серое, мрачное. Наверное, в стихотворении говорится о любви и о том, что всё против этой любви, как в «Ромео и Джульетте».

Последняя строчка тоже таинственна. В ней говорится конкретно о чём-то абстрактном. Может быть, это печаль. Печаль, которая связана с любовью. Печаль и любовь, которые нельзя остановить: ни платком утереть, ни словом унять. То есть, может быть, тут говорится о нескончаемой любви и печали.

Уже много позднее разговора на уроке я прочитала о том, как родилось это стихотворение, в заметке А.Тарковского «Что входит в моё понимание поэзии»: “Старинное представление «поэт — пророк — безумец» строится на том, что поэту свойственна, как и безумцу, исключительность выбора. Такова история: «С утра я тебя дожидался вчера» (фраза больного в псих[иатрической] клинике в этом стихотв[орении] просто переведена, подобно переводу с иностранного языка на русский, — нечто уже данное изложено стихами)”.

А.Кушнер. «Тарелку мыл под быстрою струёй…»: как поэзия возвышает низкие предметы

Читая это стихотворение, конечно, сразу вспоминаешь строки А.Ахматовой: “Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда…” Анализируя это стихотворение («Мне ни к чему одические рати…») в лекции № 5, мы говорили о том, что поэзия чудесным образом делает “героями” стихов любые, самые “низкие” предметы. В стихотворении А.Кушнера поэзия “вырастает” из самого что ни на есть бытового процесса — мытья посуды. Жёлто-голубой цветочек — рисунок на тарелке с “ободком, под пальцами приподнято-волнистым” — оказывается звеном, связывающим разные стороны жизни человека. Одну её часть заполняет мытьё грязной посуды (с этого описания и начинается стихотворение: “тарелку”, “мыл”, “струёй” (водопроводного крана), “отмыть хотел с неё”, “крошка”, “сырой клочок еды”), в ней “проволочки”, “ряд заминок”, недовольство собой, “пустяки”. Вторая связана совсем с другим: в ней “тень… рассеянности, жизнь одолевавшей”, желание добраться “до сути… сквозь сумрак просиявшей”, “край тоски”, “срез дней”, “смысл”. Почему эти две стороны жизни не воспринимаются как противопоставленные друг другу? Да потому, что они составляют единое целое в тексте стихотворения: “отмыть хотел… приняв за… клочок еды” — “в ряду заминок эта тень была рассеянности, жизнь одолевавшей”; “смыть, смыть, стереть, добраться до бела — до сути, нам сквозь сумрак просиявшей”; “мгла стоит за краем тоски, за срезом дней, за ободком, под пальцами приподнято-волнистым”. Но так не только в стихах — в самой жизни, смысл которой, как говорит поэт в другом своём стихотворении: “в жизни, в ней самой. // В листве, с её подвижной тьмой, // Что нашей смуте неподвластна, // В волненье, в пенье за стеной…” И продолжает:

Но это в юности неясно.
Лет двадцать пять должно пройти.
Душа, цепляясь по пути
За всё, что высилось и висло,
Цвело и никло, дорасти
Сумеет, нехотя, до смысла.

Вот только, чтобы “дорасти… до смысла” — и к поэзии это обращение, и к душе, и к каждому из нас — “следи за пустяком”.

«Как ночью берегом крутым…»: что такое аллюзии и реминисценции

Словарь литературоведческих терминов даёт следующие определения.

Аллюзия (от франц. аllusion — намёк) — намёк на событие или факт, который считается общеизвестным. Аллюзия на литературные произведения называется реминисценцией. Реминисценция (от лат. reminiscentia — воспоминание) — бессознательное или целенаправленное воспоминание о другом произведении; его переработанное воспроизведение (приём рассчитан на ассоциации читателей); образ литературы в литературе (В.Хализев), своего рода цитата... Таких “цитат” очень много в стихах А.Кушнера, но когда их читаешь, то становится понятно, что самые уместные из них — “воспоминание о…”, “образ литературы в литературе”.

В стихотворении «Как ночью берегом крутым…» многое напоминает о лермонтовской «Тамани», всё стихотворение буквально пронизано образами и почти прямыми цитатами: “ночью берегом крутым ступая робко каменистым”, “Густая ночь и лунный дым. Как за слепым контрабандистом”, “я тоже вслушиваюсь в даль, товар — в узле, всё шито-крыто”, “мне ночь — подмога и защита”, “прогулка в лодке при луне, улыбка, полная обмана”, “не плачь, как мальчик”, “пространство с чёрными волнами”, “с земли не станем поднимать монетку, помнишь, как в Тамани?”

Зададим ребятам вопрос: “Почему именно повесть Лермонтова стала поводом для размышлений — о чём?” Каждый пойдёт своим путём, но никто не пройдёт мимо важного. Вот фрагменты таких размышлений.

  • Это стихотворение посвящено теме назначения поэта и поэзии. В первой строфе лирический герой говорит о себе как о человеке, который, идя по трудной и каменистой дороге, преследует смысл, убегающий от него, еле заметный, затемнённый повседневной жизнью.

Шаг, ещё шаг… За кем? За ним.

За спотыкающимся смыслом.

  • Лирический герой — не Печорин, он не от скуки или праздного любопытства гонится за смыслом жизни…
  • “Улыбка, полная обмана” — улыбка ундины — представляется мне “улыбкой” смысла, который прячется в лабиринтах ночной темноты…
  • И надо бы принять монетку, которой жизнь словно откупается от тебя, давая лишь один из вариантов ответа на вопрос, что есть смысл. Каменный, каменистый берег, ночь, таящая в себе много опасностей, — путь, выбранный в жизни лирическим героем (“Я не отдам тебя, печаль, // Тебя, судьба, тебя, обида…”). Поднять монетку значило бы прекратить путь, остановиться.

Можно также предложить ребятам поразмышлять над текстом стихотворения «Когда страна из наших рук…».

«Времена не выбирают…»: когда тебе отвечает поэт…

Стихотворение написано в форме ответа собеседнику в споре и представляет собой так называемую “вторую реплику” в диалоге. Это отклик, ответ, возражение. К кому обращается поэт в этом стихотворении? К кому обращён его страстный монолог? Кто этот реальный или воображаемый собеседник? Ты — это каждый из нас — читателей.

Попытаемся восстановить высказывание, на которое отвечает поэт. Для этого мы должны ответить на следующие вопросы:

— Против какого восприятия окружающего мира выступает поэт? Что “клянчит” и на что “пеняет” собеседник лирического героя стихотворения?

— В каких строчках выражена точка зрения лирического героя, противоположная точке зрения его “собеседника”?

— Какими средствами поэт в 3-й строфе показывает, что разговор двух собеседников идёт “на равных”?

— Почему в последней строфе появляется местоимение мы?

— Как вы понимаете смысл последней строфы?

Итоговой работой после такого разговора о стихотворении может стать письменное размышление-ответ на вопрос: «“Время — это испытанье”: чем испытывает нас наше время?»

Вопросы и задания для самопроверки

— Вспомните, какие еще стихотворения русских поэтов XIX–XX веков можно назвать “второй репликой в диалоге”, ответом собеседнику?

— Какие произведения А.Кушнера можно привести как доказательство того, что поэт вступает в активный диалог с предшествующей литературной традицией?

— Проанализируйте особенности употребления личных местоимений в стихотворениях А.С. Пушкина «Я вас любил…» и «На холмах Грузии…».

— Какие формальные элементы текста стихотворения Д.Самойлова «Перед снегом», с вашей точки зрения, наиболее содержательны?

Литература

Акопянц А. Постигая очарование тайны. Полемические заметки о поэзии А.Кушнера // Знамя. 2000. № 3.

Баевский В.С. Давид Самойлов: поэт и его поколение. М., 1986.

Гинзбург Л.Я. Литература в поисках реальности. Л., 1987.

Заболоцкий Н.Н. Жизнь Н.А. Заболоцкого. СПб., 2003.

Машевский А. Полнота высказывания // Новый мир. 2001. № 1.

Сабинин В. Давид Самойлов // Литературное обозрение. 1998. № 4.


Задания итоговой работы: «Методическая разработка урока по анализу поэтического текста»

Итоговая работа состоит из трёх заданий.

1. Напишите планы проведения двух уроков по анализу одного стихотворения в разных классах (например, в 5-м и в 11-м, 8-м и 10-м…). Проведите один из этих уроков и проанализируйте его.

2. После урока по анализу поэтического текста проведите письменную итоговую работу (сочинение, ответ на вопрос…). Приведите образцы, с вашей точки зрения, удачных работ учащихся (2–3) и тех, которые требуют совершенствования (2–3). Обоснуйте свою оценку этих работ, укажите критерии, которыми вы пользовались при оценивании.

3. Предложите 8–10 нетрадиционных тем сочинений (для 9–11-х классов) по хрестоматийным поэтическим текстам.

Для получения зачёта необходимо выполнить все задания. Итоговая работа должна отражать знания лекционного материала и умения применять их на практике при подготовке методической разработки урока по анализу поэтического текста.

Рейтинг@Mail.ru