Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №24/2005

Архив

Почтовый ящик

Арифметика литературы

В рубрике «Объясните, пожалуйста» (№ 22) речь шла о количестве сочинений, которое ученик должен писать в течение учебного года.

Начнём с того, что в новых примерных программах по литературе, разработанных в соответствии со Стандартом, указано примерное количество сочинений для каждого класса. Выполнить это требование, как бы мы ни распределяли указанное количество часов на сочинения, сложно.

Например, в 11-м классе, даже если на литературу выделено 136 часов в год (4 урока в неделю), школьники должны написать минимум 10 сочинений — например, 6 обучающих и 4 контрольных, то есть на это уйдёт 36 часов в год! Даже если мы дадим часть сочинений на дом, всё равно сочинения займут много времени и программу будет сложно выполнить, а она сама по себе без сочинений невыполнима.

Смотрим с точки зрения ученика. Реально в году всего 32 учебные недели. 32 делить на 11 — это ж каждые две-три недели новое сочинение! Он произведение-то толком не успел прочитать, не то что осмыслить, а уже — бабах! И это 11-й класс, в котором огромная учебная нагрузка по всем предметам. Реально написать 11 полноценных сочинений одиннадцатиклассник никак не успеет! Просто не хватит времени!! Сейчас ведь также требуют подготовить реферат, ученическое исследование, ученический проект. Выход — списать с готового.

Списывание наше бедственное идёт не от нелюбви к литературе, а от невыполнимых требований к ученикам и учителям.

Нормальное количество всевозможных сочинений в 11-м классе — 6. Среди них 4 обучающих и 2 контрольных. В других классах — соответственно. Иначе мы сами спровоцируем списывание и леность мысли. Считаю, что министерство должно пересмотреть свои требования к количеству сочинений, учитывая реальные числа и методическое обоснование.

О количестве стихотворений, которые надо выучить наизусть. Огромная ошибка, если учитель задаёт, но не может проверить, то есть выслушать это самое чтение наизусть. Так мы нарушаем все принципы методики. Это не значит, что не надо задавать. Это значит, что надо предусматривать время на проверку, пусть даже дополнительное. И оплачивать учителям это время!

Мария КРИВЕНКОВА,
Калужская область.
Рейтинг@Mail.ru