Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №24/2005

Читальный зал

КНИЖНАЯ ПОЛКА

Нелькин А.Г., Фураева Л.Д. Формы художественного мышления в русской литературе ХХ века: Методический комментарий к рабочим тетрадям. СПб.: СМИО Пресс, 2005. 264 с. Нелькин А.Г., Фураева Л.Д.
Формы художественного
мышления в русской
литературе ХХ века:

Методический комментарий
к рабочим тетрадям.
СПб.: СМИО Пресс,
2005. 264 с.

Методический комментарий «Формы художественного мышления в русской литературе XX века» к рабочим тетрадям (авторы А.Г. Нелькин, Л.Д. Фураев) подготовлен для проведения элективного курса «Сны искусства и катастрофы века» и предназначен для учителя. Эти методические материалы являются приложением к рабочим тетрадям по указанному курсу, но пока рассмотрим только пособие.

В нём авторами изложены общие методические принципы элективного курса, обзор содержания 16 разделов, предлагаемых для изучения в 11-м классе, а также подробный методический комментарий к каждому из них.

Целью курса «Сны искусства и катастрофы века» является овладение учащимися приёмами анализа и формирование умения свободной и образной письменной речи.

Авторская методика предполагает, что каждая тема должна начинаться с яркого эмоционального впечатления, которое призвано помочь учащимся сразу откликнуться на обсуждаемые проблемы.

В процессе изучения важной формой учебной деятельности становится работа в парах или группах, а учащиеся приучаются слушать и доброжелательно обсуждать работы своих товарищей.

Принцип сопоставления материала позволяет авторам привлечь огромный и интересный дополнительный материал, который расширяет круг их знаний и представлений, а по мере усвоения он становится основой для самостоятельного мышления и самостоятельных выводов школьников.

Дискуссионность предлагаемых вопросов курса «Сны искусства и катастрофы века», вариативность читательских позиций, невозможность дать на них готовые ответы-клише призвана развить коммуникативные навыки учащихся, а планомерная словарная работа подготавливает их к созданию сочинений.

Комментарий к каждой из шестнадцати глав курса «Сны искусства и катастрофы века» состоит из двух частей, в первой излагаются сведения, расширяющие круг литературоведческих представлений учителя и поясняющие логику рабочих материалов пособия, во второй — методический комментарий заданий и разные варианты построения занятий.

Литературоведческие материалы пособия «Сны искусства и катастрофы века» позволяют выявить связь творчества поэтов и писателей с философскими воззрениями эпохи; в них сравниваются литературные и живописные портреты, проводится мысль о том, как изменялось и усложнялось представление о человеке на протяжении столетий; привлекаются произведения зарубежных поэтов, писателей, критиков.

Достоинством пособия стали оригинальные методические подходы, которые позволяют в процессе обсуждения сосредоточиться на художественном произведении как факте искусства, авторы ушли от идеологизации прочтения, организуя процесс занятий таким образом, чтобы учащиеся самостоятельно постигали изучаемые темы.

Список рекомендуемой литературы, предлагаемой к каждой из 16 глав, призван помочь учителю в поиске дополнительных литературоведческих и методических материалов.

В пособие включён и небольшой справочник, содержащий краткий биографический и библиографический обзор.

Авторы методического комментария к рабочим тетрадям «Формы художественного мышления в русской литературе XX века» создали интересное и полезное пособие для учителя. Предлагаемые подходы к построению уроков, постановке учебных задач, вариантам выполнения учащимися заданий, несомненно, обогатят методический багаж учителя.

Пособие для учителя «Формы художественного мышления в русской литературе XX века. Методический комментарий к рабочим тетрадям» (авторы А.Г. Нелькин и Л.Д. Фураева) по праву стало победителем конкурса по созданию учебной литературы нового поколения для средней школы, проводимого Национальным фондом подготовки кадров.

Наталья ПЛАВИНСКАЯ
Рейтинг@Mail.ru