Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №24/2005

Архив

Объясните, пожалуйста

В.Ю. Стороженко из Уфы спрашивает, с какого класса можно давать учащимся задание составлять конспект учебного материала?

В соответствии с Государственным стандартом общего образования уже в начальной школе на уроках литературного чтения учащиеся должны научиться составлять простой план.

В образовательном стандарте по литературе для основной школы указывается, что выпускник 9-го класса наряду с другими умениями должен “выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного”.

Как правило, в 5-м классе закрепляется умение составлять простой план на более сложном учебном материале.

В 6–7-м классах школьники учатся составлять сложный план, в 8–9 классах — конспект в виде тезисов (записей основных мыслей статьи учебника, другого литературного материала). Это умение является необходимым для изучения многих школьных дисциплин.

В старших классах учащиеся составляют конспект не только в виде тезисов, но и в виде цитат. Учащимся может быть дано задание законспектировать лекцию учителя, доклады одноклассников.

Составление конспекта развивает логическое мышление учащихся, совершенствует культуру их речи, способствует лучшему запоминанию прочитанного дома или услышанного на уроке.

Вопрос А.Г. Дрёмовой (Москва): Что имеет право сделать учитель, если ученик систематически не выполняет домашнее задание, ведь такое невыполнение влияет на качество урока?

В Законе «Об образовании» ст. 15 «Общие требования к организации образовательного процесса», пункт 6 сказано: “Дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, воспитанников, педагогов. Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся, воспитанникам не допускается”.

Педагогической наукой и практикой выработаны различные методы воспитания школьников. В первую очередь нужно выяснить причины невыполнения заданий, и если требуется, то оказать ученику помощь, позаниматься дополнительно или убедить его в необходимости заниматься дома.

Учителю следует подумать, не слишком ли сложные и объёмные задания он даёт или, напротив, простые и неинтересные для этого ученика.

В привлечении учащихся к чтению художественных произведений словесники используют следующие приёмы: создают в школе атмосферу нравственного поощрения читающих детей; объясняют преимущества читающего человека; привлекают в союзники родителей (дают перед каникулами список программных и дополнительных произведений для чтения летом); организуют работу по пропаганде чтения вместе с библиотекой и др.

Рейтинг@Mail.ru