Читальный зал
КНИЖНАЯ ПОЛКА
Людмила Алябьева. ЛИТЕРАТУРНАЯ ПРОФЕССИЯ В АНГЛИИ в XVI–XIX ВЕКАХ. М.: Новое литературное обозрение, 2004. 400 с. (Научное приложение. Выпуск XXXVIII). |
Жизнь писателей, тайны их созидающего труда привлекают наше внимание с детства. Тем более важны знания об этом для учителя-словесника, находящегося в неустанном поиске эффективных методов преподавания литературы. И здесь фундаментальное исследование Людмилы Алябьевой окажется для педагогов, по меньшей мере, двойным подспорьем.
Прежде всего, многие персонажи этой книги — хрестоматийные авторы. Приведу названия только некоторых главок: «Д.Дефо как первый писатель-профессионал», «Мастер литературных мистификаций Дж. Свифт», «В.Скотт и Дж.Г. Байрон как издательские феномены эпохи», «Чарльз Диккенс. Профессия литератора в викторианской Англии»… Особенности их творческого поведения, их профессионализации и участия в становлении литературного рынка, отношения с издателями, другими писателями — собратьями, конкурентами и недругами, движение за установления законов об авторских правах — всё это и сегодня актуально, но также захватывающе, попросту увлекательно как хорошее приключенческое повествование.
Заключённый в книге обширный материал по истории литературы и литературного быта позволит приблизить учащихся к миру художественных произведений, особенностям их построения и содержания, тем более что творческое влияние, а затем и творческое взаимодействие английской и русской литератур хорошо известно, хотя требует новых исследований, а книга Л.Алябьевой — одно из них.
Также обратим внимание на то, что перипетии английского литературного движения прошлых веков, исследованные Л.Алябьевой, во многом соотносятся с происходящим в нынешней российской литературной среде, освобождённой от сил, огосударствливающих словесность, но тут же попавшей в поле соблазнов того, что прежде называли толкучий рынок. Это даёт нам возможность сопоставлять, сравнивать и видеть мир литературы без обольщений.