Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №23/2005

Архив

Литературная карта РоссииНа фото Дмитрия Павлова: Фасад Фонтанного дома (вид из Шереметевского сада)

Литературно-мемориальный музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме

Cанкт-петербургский Литературно-мемориальный музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме был открыт пятнадцать лет назад в южном флигеле Шереметевского дворца, где после революции получили служебное жильё советские служащие и где Ахматова, не имеющая собственного дома, поселилась в семье своего третьего мужа, искусствоведа Николая Пунина.

Шереметевский дворец — шедевр архитектуры русского барокко (архитектор С.Чевакинский). Флигель (он назывался Новый кухонный) построен в 1845 году по проекту И.Корсини, а в 1911–1914 годах М.Красовский надстроил третий этаж, где сегодня располагается мемориальная квартира. “Тридцать пять лет я прожила в одном из самых замечательных петербургских дворцов (Фонтанный дом Шереметевых)… и радовалась совершенству пропорций этого здания XVIII века”, — вспоминала Ахматова.

Несколько десятилетий жизни Ахматовой связаны с местом, которое является уникальным даже в насыщенном исторической памятью петербургском пространстве. На северных воротах дворца сохранился герб древнего шереметевского рода с девизом “Deus conservat omnia” (“Бог сохраняет всё”). Бог сохраняет всё — и здесь, за этими стенами, среди деревьев этого сада продолжают одновременно существовать слои трёхсотлетней истории Петербурга, просвечивая друг сквозь друга. Это позволило Ахматовой сказать: “Я помню всё в одно и то же время”. “Всё” — жестокие и героические события петровской эпохи и елизаветинские маскарады, тени Золотого пушкинского века и маски века Серебряного, романтическая любовь графа к крестьянке и грубая большевистская пошлость. Фонтанный дом стал для Ахматовой её домом тогда, когда советская власть начала безжалостно уничтожать память о прошлом и безжалостно разрушать человеческие жизни. Тогда Ахматова и приняла на себя миссию поэта — хранителя памяти и поэта сострадающего.

Анна Ахматова. Статуэтка работы Е.Данько. 1924 г.Ахматова и близкие ей люди в полной мере разделили трагическую судьбу ленинградской интеллигенции ХХ века. Музей Ахматовой — это одновременно и единственный в своём роде музей, предъявляющий посетителям меты и реального советского быта, и духовного бытия людей, пытавшихся в бесчеловечных условиях сохранить достойный уклад жизни. Культурное пространство дворца и сада преломляется в пространстве коммунальной квартиры, которая выступает как мемориальная часть музея. Но музей Ахматовой — прежде всего Дом Поэта. Литературному музею противопоказана одномерность, линейность экспозиционного решения, однозначность “прочтения” музейных экспонатов. С учётом этого и была создана год назад новая экспозиция, предполагающая наряду с мемориальным пространством пространство метафорическое. В основе драматургического построения мемориальной части экспозиции — конкретные сюжеты биографии Ахматовой: первый приход её в этот дом, связанный с вскоре рухнувшей надеждой на личное счастье, события, вызвавшие к жизни ахматовский «Реквием», рождение «Поэмы без героя», встреча Ахматовой с Исайей Берлиным и последствия позорного партийного постановления 1946 года, пытавшегося вычеркнуть имя Ахматовой из российской культуры. Через кухню и коридор коммунальной квартиры с их реалиями скудного быта посетитель попадает в белую ротонду, организованную классическим ритмом колонн, что уже вызывает ассоциацию с ахматовской поэтикой. Здесь развёрнута собственно литературная экспозиция, представленная семью инсталляциями из подлинных предметов (рукописи, фотографии, книги, произведения изобразительного искусства, вещи), соседствующих друг с другом по законам художественного монтажа. Ключ к постижению образного смысла инсталляций дают эпиграфы к ним — строки из семи «северных элегий» Ахматовой. Литературная экспозиция приоткрывает посетителю поэтическую биографию Ахматовой. Сад Шереметевского дворца, который словно врывается в окна комнат и “отражается” в стенах-зеркалах ротонды, органически включается в структуру и мемориальной, и литературной экспозиций музея. Эффект восприятия экспозиции поддержан её звуковой и световой “режиссурой”. Погружению посетителя в экспозиционное пространство способствуют как обращение его к новейшим технологиям, так и интерактивное его участие в экскурсионных программах. Можно сесть за стол, полистать альбом с фотографиями, завести патефон, подержать в руках старые вещи, “считывая” с них их историю, разворачивая “свёрнутую” в них метафору, можно, как принято было в этом доме, перед Рождеством украшать домашнюю елку, перед Пасхой красить яйца.

Всё это для того, чтобы произошла встреча посетителей музея с героями его новой экспозиции музея — с поэтом Ахматовой, с её драматическим временем, с её поэзией.

В дополнение к основной экспозиции в музее работают несколько выставочных залов и видеогостиная, располагающая богатой видеотекой фильмов на русском и английском языках, посвящённых как собственно судьбе и творчеству Ахматовой, так и многим другим представителям культуры ХХ века. В выставочных залах осуществляются различные выставочные проекты, по своему характеру чаще всего интерактивные. Эти проекты либо развивают отдельные аспекты основной экспозиции, либо экспонируют произведения современного искусства, ассоциативно связанные с темами музея. В выставочном пространстве проходят литературные и публицистические вечера, направленность которых обычно связана с характером того или иного выставочного проекта. Эти вечера собирают в музее свою публику и делают музей своеобразным клубом петербургской интеллигенции. Наряду с этим в музее действует музейная педагогическая мастерская, осуществляющая детские интерактивные проекты. Ежегодно проходящие в Музее международные научные конференции, предъявляющие их участникам результаты поисковой и собирательной деятельности музея, заявляют о нём и как о международном центре ахматоведения.

Генри ЗАДНЕПРОВСКИЙ

Адрес музея: 191014, Санкт-Петербург, Набережная реки Фонтанки, 34.

Проезд: станции метро «Владимирская», «Достоевская», «Гостиный двор», «Невский проспект», «Маяковская», трамвай 28, 34; троллейбус 8, 15, 19. Вход в музей с Литейного проспекта, 53 (под арку).

Время работы: ежедневно с 10.30 до 18.30, кроме понедельника.

Интернет: http://www.akhmatova.spb.ru/; www.museum.ru/museum/akhmatova/fountain_house/

Электронная почта: M127@mail.museum.ru; nina@anna-museum.spb.su; all@anna-museum.spb.su

Рейтинг@Mail.ru