Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №23/2005

Я иду на урок

Я иду на урокНародный артист СССР Леонид Рахленко в роли Бубнова (спектакль «На дне» в Белорусском театре имени Янки Купалы).

Татьяна ЗОНОВА


Татьяна Константиновна ЗОНОВА (1951) — учитель литературы московской школы № 1008.

Обитатели ночлежки в пьесе М.Горького «На дне»

Тип урока. «Творческие мастерские».

«Творческие мастерские» в серии развивающих уроков имеют особое местоположение. Приёмы этой технологии позволяют приблизить ребёнка как к реальному обществу, в котором он живёт, так и к отдалённому прошлому, оставленному нам предками. Эта технология позволяет постичь художественное своеобразие мира, развивает умение работать коллективно, увидеть тонкий рисунок индивидуального в общем узоре мироздания и из небольших разрозненных деталей собрать общую картину видения бытия.

Технология «Творческие мастерские» позволяет ребёнку проявить творческое мышление и выразить своё понимание вопросов, соотнести свои возможности с реальностью жизни и фантазией, которая когда-то была так близка ребёнку, — весёлой и понятной игрой.

Эта технология позволяет ребёнку привнести свой опыт, своё познание мира, своё видение той или иной ситуации. Она учит ребёнка размышлять, уметь советоваться с товарищем и, отстаивая свою точку зрения, не забывать прислушиваться к товарищу, а иногда (а то и довольно часто) с удовольствием принимать точку зрения своего одноклассника.

Новые педагогические технологии позволяют ребёнку научиться жить, работать, думать самостоятельно и коллективно, а мечтать и творить индивидуально.

Приучая ребёнка к совместной работе, новые технологии ничуть не умаляют индивидуальности ребёнка, они определённо учат ребёнка понимать, что работать хорошо можно не только общепринятыми методами и приёмами, а работать можно по-разному: видеть проблему с разных точек зрения и решать эти проблемы как индивидуально, так и совместно. Совместная творческая работа определённо выводит ребёнка на абсолютно новый уровень обучения, позволяет ему не бояться творить, говорить, отстаивать не только свою точку зрения, но и точку зрения своих друзей.

В старших классах такая технология помогает ученику принять то или иное решение, исходя как из собственного опыта, так из имеющихся ранее или вновь приобретённых знаний. Новые технологии прививают ученику умение логически мыслить, добывать знания самостоятельно, уметь слушать и слышать, читать и видеть, видеть в читаемом всё самое главное, нужное, новое. Она учит удивляться новому и открывать это новое для себя. Учит быть внимательным к слову, написанному кем-то и рождённому самим в творческом порыве. Но самое важное, по моему мнению, — это умение ученика мыслить. Не только знать аксиомы, не просто повторять прописные истины, а уметь посмотреть на одну и ту же ситуацию с разных точек зрения, обсудить её, сделать логический вывод и представить её, свою мысль, как единственно верную. Говорят, что в спорах рождается истина... Так давайте спорить, мыслить, творить, рушить стереотипы!

Новые технологии — это новый шаг в российской педагогике, это уроки будущего для будущего поколения детей. Это уроки, которые подарят детям радость открытий и радость творческих исканий. Это уроки нашего “завтра”, хотя начинается оно — сейчас.

Цели урока. Приёмами технологии «Творческие мастерские» приблизить учеников к реальному опыту постижения художественного мира, помочь увидеть судьбы героев с нестандартной точки зрения. Развивать умение работать коллективно и уметь защищать свою точку зрения.

Реквизиты урока. На столе яблоки, орехи, монеты; три листа формата А3, фломастеры, двойные листочки на столах, которые приготовлены для работы в группах.

Оформление доски

Левая сторона

  • “Эх, братцы! Много ли человеку надо?”
  • “Человек — свободен... он за всё платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум — человек за всё платит сам, и потому он — свободен!..”
  • “Не обижай человека! А если меня однажды обидели — и на всю жизнь сразу! Как быть? Простить?..”
  • “Ведь ты... ты мной живёшь, как червь — яблоком!”

Середина доски

Тема урока. Обитатели ночлежки в пьесе Горького «На дне».

Вопросы группам

— Транжира... Транжирить... Кто из героев и что растранжирил в пьесе М.Горького «На дне»?

— Кто из обитателей ночлежки живёт за счёт другого?

— Почему герои пьесы (постоянные обитатели) не пытаются изменить свою жизнь и не уходят из ночлежки?

Правая сторона доски

  • Портрет М.Горького.
  • Свиток с гусиным пером как символ творческой работы.

Оборотная сторона доски

— Чей образ вас удивил?

— Чьё имя чаще всего повторяется по ходу действия?

— Кто из героев произвёл на вас самое большое впечатление?

— С кем из героев вы хотели бы поговорить?

Ход урока

Объявление цели и темы урока

— Ребята, сегодня у нас не простой урок, а урок-мастерская. Чем она отличается от урока? Главное на уроке — это ваше творчество, ваше ощущение, ваши чувства и эмоции, ваше видение и ваше слово. Мы с вами сегодня проведём несколько мини-исследований: исследование образов обитателей дна, исследование их поступков и действий, исследование эпохи и человеческих взаимоотношений.

Индуктор 1. Включается фильм о начале века (3–5 минут).

Учитель. Ребята, представьте на миг, что волею судьбы вы оказались в Москве без денег, без друзей, без родственников, без сотовых телефонов. Вы переместились в начало века. Как вы попытались бы наладить свою жизнь или изменить ситуацию, в которой оказались? Попытаетесь вы наладить свою жизнь или сразу же опуститесь на “дно”?

Перед вами листочки. Подпишите их и напишите на листках мини-рассказ о том, как бы вы стали жить в непривычной для вас ситуации. Время — 10 минут.

Индуктор 2. Создание творческих работ.

Обменяйтесь текстами и прочтите работу вашего товарища.

Социализация. Выберите две-три лучшие, на ваш взгляд, работы из группы. Прочитайте вслух. (Либо автор, либо любой человек из группы — 5–7 минут.)

Промежуточная рефлексия. А теперь пусть каждый из вас возьмёт яблоко, орех или монетку и соединитесь в группы с одинаковыми предметами, которые вы держите в руках. (Учащиеся пересаживаются в группы.)

Для каждой группы на середине доски записаны задания. Слева на доске вы видите цитаты. Выберите одну из них, подходящую к вашему заданию, и запишите её как эпитет к вашей общей работе.

Можете составить общий кластер, можете, если хотите, работать индивидуально, написать на листках своё личное мнение. Работаете 10 минут.

Социализация. А теперь из каждой группы один человек выступит и расскажет, как вы общими усилиями ответили на заданные вопросы. Каждый отвечает 2–3 минуты.

Общая рефлексия и выход на новую проблему.

Теперь посмотрите на оборотную сторону доски и назовите мне имя любого из героев, который, как вам кажется, мог бы быть главным персонажем пьесы. (Ответы, имена, которые говорят ребята, учитель записывает на правой половине доски.)

А теперь, когда имена персонажей записаны, подумайте:

— Есть ли в пьесе главный герой? Кого бы вы поставили главным героем в пьесе? Обоснуйте ответ. (5 минут.)

Каждая группа выбирает только одного из записанных на доске героев пьесы.

Социализация. Ребята-“режиссёры” отвечают на вопросы.

Рефлексия. Итог урока.

— Почему у вас на столах лежат яблоки, орехи и монеты? Обоснуйте ответ.

— Что же мы выяснили о наших ночлежниках? (Ответы учеников.)

Домашнее задание. 1. Нужен нам или не нужен утешитель Лука? 2. Почему Актёр “испортил песню” ночлежникам?

Рейтинг@Mail.ru