Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №23/2005

Читальный зал

КНИЖНАЯ ПОЛКА

РУССКАЯ ПРОЗА КОНЦА ХХ ВЕКА: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под редакцией Т.М. Колядич. М.: Издательский центр «Академия», 2005. 424 с. РУССКАЯ ПРОЗА
КОНЦА ХХ ВЕКА:
Учебное пособие
для студентов высших
учебных заведений /
Под редакцией Т.М. Колядич.

М.: Издательский центр
«Академия», 2005. 424 с.

В школьной практике разговоры и споры с учениками о современной литературе не редкость, но в них порой мы лишь ограничиваемся суждениями — это хорошо, это плохо, это нравится, а это не очень. Но как подступиться к громаде современных книжных Гималаев, какие произведения выбрать для чтения и обсуждения в школе? Поискать ответы на эти и подобные вопросы поможет рецензируемое пособие. Предназначенное для студентов, обучающихся по специальности “Русский язык и литература”, оно с успехом может быть использовано и учителями-словесниками. Книга состоит из двух частей — общих (раздел «Основные направления литературного процесса») и монографических глав. Заявленный подход позволяет показать судьбу традиционных парадигм, например, военной и деревенской прозы. Одновременно обозначаются трансформация неомифа, определяются возможности бытования фантастического и детективного направлений, тенденции развития современной “женской” прозы…

В монографических очерках представлены те авторы, которые определили лицо литературного процесса конца века: А.И. Солженицын, В.П. Астафьев, В.С. Маканин, В.Г. Распутин, Т.Н. Толстая, Л.Е. Улицкая. Не забыты и писатели, которые волею судеб живут ныне “на два дома” — В.П. Аксёнов и Д.И. Рубина. Подробно представлено творчество такого сложного художника, как Фридрих Горенштейн. Нашлось место и Владимиру Сорокину. Также вызовет интерес у читателей глава, посвящённая творчеству Алексея Слаповского, ставшего в последние годы одним из лидеров “сериальной” сценаристики. Между тем это интересный писатель-бытовик со своим стилем, балансирующим между традиционным описательством и игровыми приёмами постмодернистского толка.

Авторам пособия, большинство из которых преподаватели МПГУ, удалось воссоздать пёструю, разнородную, противоречивую картину развития современной русской прозы, выражающей черты той культуры, которая освобождается от догматических норм и конкретных тематических и жанровых привязок. Вместе с тем следует сложности положения, в котором находятся все, обращающиеся к современному литературному материалу. Слишком многое ещё не устоялось, не проявилось должным образом.

В этом смысле особую ценность приобретает справочный материал, помещённый в приложении к пособию. Здесь читатель найдёт сведения об избранных интернет-ресурсах по русской литературе, а также примерную тематику самостоятельных работ. Вызывает интерес и раздел о современных литературных премиях, но скорее как идея, не нашедшая должного воплощения: сведения, помещённые в нём, должным образом не выстроены и ограничены 2002–2003 годами.

Ирина РУКАВИШНИКОВА
Рейтинг@Mail.ru