Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №22/2005

Я иду на урок

Я иду на урокЮрий Нагибин. Фото Л.Лазарева.

Татьяна Кушевич


Татьяна Алексеевна КУШЕВИЧ (1969) — учитель русского языка и литературы частной школы «Лицей “Магистр”» (г. Орёл), методист Орловского областного института усовершенствования учителей.

Жизнь и творчество Юрия Нагибина

6-й класс

Слово о писателе

Оборудование. Портрет писателя.

Предварительное домашнее задание. Знакомство с текстом о Ю.М. Нагибине (Учебник-хрестоматия В.П. Полухиной «Литература. 6-й класс». Ч. II. С. 67–69).

Ход урока

Объявление, запись темы урока. (Термины, а также основные тезисы урока должны записываться на доске и в тетрадях.)

I. Беседа по вопросам

— Что собой представляет вступительный текст перед рассказом Ю.М. Нагибина «Мой первый друг…»? (Автобиография.)

— Докажите, что слово это заимствованное, переведите его на русский язык. (Начальная буква а, буква ф; “своё жизнеописание”.)

— С фрагментами чьей автобиографии мы не так давно работали? (А.Платонова.)

— Автобиографии, созданные писателями, требуют внимательного, вдумчивого прочтения — почему?

— В каком стиле написаны автобиографии Платонова и Нагибина? Докажите.

(Образность, эмоциональность, изобразительно-выразительные средства — главные черты художественного стиля. Чтобы понять идейный смысл художественного произведения, надо стать со-чувствующим, со-участвующим, то есть со-автором.)

— Автобиографии Платонова и Нагибина написаны в художественном стиле, однако их не спутаешь одну с другой. Почему?

(Понятие об авторском, индивидуальном (идио) стиле писателя.)

— Стиль, то есть манера письма Юрия Нагибина очень яркая, самобытная (оригинальная). Можете ли вы привести примеры необычного сочетания слов, выражений, которые вас удивили или просто запомнились?

— Что означает слово неистово? Найдите примеры его употребления в тексте. Попытайтесь объяснить, почему это слово повторяется дважды и в таком разном контексте?

(Неистово увлекался — необычайно сильно, синоним в тексте — без устали; неистовая вонь — авторская самоирония.)

— В чём необычность расположения дома, в котором Юрий Маркович провёл своё детство?

(“По трём адресам”: на перекрёстке трёх улиц.)

— В какой части Москвы находился этот дом?

(Коренная часть Москвы — исконная, старинная.)

— Найдите текстовый синоним к слову коренная (часть Москвы)? (Коренная — хорошая.)

— В какой квартире прошло детство писателя?

(Коммунальная квартира — та, в которой живут несколько семей. Яркий реалистический образ “коммуналки” нарисовал поэт Владимир Высоцкий в «Балладе о детстве».

Все жили вровень, скромно так,
Система коридорная:
На тридцать восемь комнаток
Всего одна уборная.
Здесь на зуб зуб не попадал,
Не грела телогреечка,
Здесь я доподлинно узнал,
Почём она — копеечка.)

— Какое отношение к своему детству, прошедшему в таких тяжёлых бытовых условиях, пронёс через года Нагибин? Найдите слово, выражающее это отношение. К какому стилю оно относится? (Воспел; высокий стиль.)

— О чём мечтал мальчик Юра?

— Какое крупное событие Нагибин называет эпопеей?

Умберто Нобиле Борис Чухновский

Историческая справка. Умберто Нобиле (1885–1978) — итальянский дирижаблестроитель (дирижабль — это управляемый воздухоплавательный аппарат, он легче воздуха, с корпусом удлинённой формы, наполненным газом, и снабжённый двигателями) в 1928 году на дирижабле «Италия» решил достичь Северного полюса, на обратном пути «Италия» потерпела крушение, и команда оказалась на льду в Северном Ледовитом океане. Русский радиолюбитель поймал сигнал SOS, и вскоре советский ледокол «Красин» отправился на спасение погибающих людей. За этой тяжелейшей операцией с напряжённым вниманием следила вся страна, и радость победы над силами природы, гордость за отважных лётчиков и моряков была огромной.

Руаль Амундсен (1872–1928) — норвежский полярный путешественник и исследователь. В 1926 году руководил первым перелётом через Северный полюс на дирижабле «Норвегия». Погиб в Баренцевом море во время поисков итальянской экспедиции Нобиле.

Чухновский Борис Григорьевич (1898–1975) — полярный лётчик. Участвовал в ледовой разведке Северного морского пути, в проводке морских судов.

— Как мальчик воспринял это происшествие? Каким человеком себя показал?

(Неравнодушный, эмоциональный, восприимчивый.

“Эпопея по спасению” произвела неизгладимое впечатление на Юрия Нагибина. Много лет спустя он принял участие в создании сценария к фильму «Спасите наши души» (другое название — «Красная палатка»), посвящённого этому событию.)

— Расскажите, как Нагибин выбирал профессию? Кто оказал на него влияние? Почему учёба в медицинском институте была недолгой?

— Что такое дебют? Назовите первое произведение писателя. Какие чувства испытывал молодой литератор после первой публикации в печати? Как об этом вспоминает Нагибин?

(Дебют (франц.): 1) первое выступление артиста на сцене, начало деятельности на каком-либо поприще; 2) первые ходы в шахматной и шашечной партии.

Гордость, волнение, “головокружение от успехов” — вновь авторская самоирония.)

— Как писатель вспоминает о своём военном прошлом? Найдите слова, которые означают, что на фронт Нагибин ушёл добровольцем.

(Буднично-просторечный глагол “подался” говорит о скромности этого человека.)

Самостоятельная работа. Каким человеком представляется вам Юрий Маркович Нагибин? Запишите слова, характеризующие его внутренний мир.

(Фантазёр, мечтатель, неравнодушный, эмоциональный, отзывчивый, добрый, патриот, с чувством юмора, ироничен к себе, интересный рассказчик, разносторонняя неординарная личность.)

— Назовите основные вехи (этапы) писательской биографии Нагибина. (Писатель, военный корреспондент, сценарист, переводчик.)

— Кому адресованы книги Нагибина, по его мнению?

— Что означают слова: “«Бэмби»… написана «вдоль», а иногда и «поперёк» известной лесной сказки австрийского писателя Феликса Зальтена”?

(Не только переводчик, но и соавтор.)

II. Выводы

На уроке мы познакомились с наиболее яркими значимыми фактами и событиями (вехами) жизни замечательного русского писателя Юрия Марковича Нагибина, рассказанными им самим. Как он назвал историю своей жизни? Что Нагибин считал настоящей, подлинной биографией писателя?

(Воспоминания — это “беглые записи”; подлинная автобиография писателя — его повести и рассказы.)Монета в одну крону, выпущенная на острове Мэн

III. Домашнее задание

1. Подготовить стилизованный пересказ (близко к тексту, с сохранением индивидуально-авторских черт) любого законченного эпизода автобиографии Ю.Нагибина.

«Мой первый друг, мой друг бесценный». (3 часа)

Урок 1. Автобиографический характер рассказа. Автобиографическая проза. Прототипы героев. Комментированное чтение.

Думается, что наиболее оптимальный путь изучения данного произведения — комментированное чтение. Рассказ Нагибина не адресован специально детям. По ходу чтения потребуются объяснения учителем многих непонятных слов, а также исторических реалий и литературных фактов.

Об особенностях построения урока по рассказу Ю.Нагибина с использованием комментированного чтения более подробно можно прочесть в методическом пособии О.А. Ерёминой «Поурочное планирование к учебнику-хрестоматии В.П. Полухиной “Литература. 6 класс”» (М.: Экзамен, 2003. С. 352).

Данные “беглые записи” — ещё один взгляд в рамках той же методической концепции.

I. Проверка домашнего задания

II. Вступительное слово учителя

— Сегодня мы начинаем читать рассказ Ю.М. Нагибина «Мой первый друг, мой друг бесценный». Не кажется ли вам знакомым название, не вспоминается ли какое-нибудь произведение?

(В названии использована первая строка стихотворения А.С. Пушкина «И.И. Пущину».

Реминисценция (лат. — воспоминание) — литературный намёк, отголосок.)

— Вспомните сам поэтический текст и историю его создания. Какими чувствами оно исполнено?

(Пушкин с особым трепетом относился к дружбе, узы дружбы считал священными. Стихотворение написано высоким слогом, по форме и содержанию напоминает молитву.)

— Использование приёма реминисценции — это своеобразный диалог автора через время со своим собратом по перу. Подумайте, можно ли назвать реминисценцию диалогом писателя и читателя?

(Писатель как бы приглашает к разговору, надеется, что его тема известна и интересна читателю, рассчитывает на понимание, духовное родство.)

— Как вы думаете, есть ли какая-либо связь между сюжетом рассказа «Мой первый друг…» и жизнью писателя? Ответ найдите в воспоминаниях Ю.Нагибина.

(“Мои рассказы и повести — и есть настоящая моя автобиография”.)

— Есть ли в автобиографическом рассказе вымысел? Почему?

(Автобиографический рассказ — это жанр художественной литературы, следовательно, ему присущи вымысел, художественное обобщение.)

— Вспомните, как называют реальное лицо, послужившее основой для создания художественного образа?

(Прототип — прообраз. В произведении может выступать под собственным или вымышленным именем.

Прототип — это не точная копия, а лишь основа художественного образа. Не все персонажи имеют конкретные прототипы.)

— Назовите изученные произведения, герои и сюжеты которых имеют жизненную основу.

(«Муму», «Дубровский», «Кладовая солнца».)

— Обратитесь ещё раз к заглавию. Можно ли, исходя из него, сделать предположение о возрасте главного героя?

(Крепкая, “на всю жизнь” дружба часто зарождается в детстве, в отрочестве.)

— Вспомните, в каких произведениях звучит тема детства.

(«Тапёр», «В дурном обществе», «Васюткино озеро» — 5-й класс. «Железная дорога», «Корова», «Кладовая солнца» — 6-й класс.)

— Как вы думаете, почему писатели обращаются к своему детству? На какие вопросы ищут ответы?

III. Комментированное чтение рассказа до слов “Он понял, что во мне стала другая кровь, вот и пришёл” (с. 79, 2 абзаца).

Слова, требующие пояснения: “дворовая вольница”, “тлетворное влияние”, “тепличные дети”, “школьный стяг”, “объесться белены”, “тонкая деликатность”, “чудо своего причастия”, “светские подробности”, “запас индивидуальности”, “искушён в дружбе”, табу, “играть первую скрипку”, “иудин поцелуй”, “нравственный кодекс”, “сделка с совестью”, “достоевщина” и др.

IV. Домашнее задание. Учить определения теоретических понятий (записи в тетради); вопр. 1–4 (с. 91).

Урок 2. Проблема становления личности Ю.Нагибина в рассказе «Мой первый друг, мой друг бесценный».

I. Беседа по прочитанному на прошлом уроке

— Найдите описание портрета Павлика. Что запомнилось рассказчику с первого взгляда, что привлекло внимание?

— Кто был вначале лидером в отношениях Юры и Павлика? Как об этом пишет Нагибин?

(“…искушён в дружбе” — авторская ирония; “казалось, что покровительствую”, “иллюзия неравенства”.)

— Были у Юры и Павлика свои друзья до общего знакомства?

— Расскажите о Мите Гребенникове. Когда Юра понял, что тот его просто использует?

— Что означают слова “у настоящей дружбы совсем другой адрес”? Назовите “координаты” настоящей дружбы.

(Искренность, бескорыстие, самоотдача.)

— Вспомните описание внешности, манеру поведения Павлика. Соответствуют внешние проявления его характеру?

(Внешне застенчивый, мягкий — внутренняя стойкость — контраст.)

— “Павлик не признавал сделок с совестью” — как вы понимаете эти слова?

(Не искал оправдания своим дурным поступкам.)

— Что такое “нравственный кодекс”?

— Из-за чего возник конфликт между друзьями?

— На что обиделся до слёз Павлик? Понял ли это Юра? Когда?

— Кто был инициатором перемирия? Когда оно произошло?

— Несомненно, Юра был виноват. Но напоминал ли об этом ему Павлик? Каким человеком он оказался?

(Деликатным, великодушным.)

— “Он понял, что во мне стала другая кровь”, — что это значит?

(Изменился, раскаялся, стал другим, переродился.)

II. Продолжение комментированного чтения

Слова, требующие пояснения: “Душевное целомудрие” — нравственная чистота, застенчивость.

“Коварский и любовь” — имеется в виду пьеса Шиллера «Коварство и любовь”.

“Мы уже тогда числились по ведомству Аполлона, а не иных серьёзных богов” — люди культуры, искусств.

Лазарев Пётр Петрович — физик; братья Вавиловы: Николай Иванович — биолог, генетик; Сергей Иванович — учёный-физик.

“Застрельщик поисков” — инициатор.

“Симпатическая тушь” — бесцветные чернила, становящиеся видными после нагревания или смачивания особым составом.

III. Домашнее задание

1. Отметить в тексте места, заставившие вас улыбнуться.

2. Подумать над вопросом: “Какие серьёзные проблемы рассматриваются в центральной части рассказа?”

Урок 3. Проблема становления личности в рассказе Нагибина «Мой первый друг…»

I. Беседа по прочитанному на прошлом уроке

— Определите общую тональность (эмоциональный настрой) центральной части рассказа. (Шутливый, весёлый, лёгкий, беззаботно-счастливый.)

— Юмор в рассказе. Перескажите забавные случаи, происходящие с друзьями. Кто был инициатором всех начинаний, как сказано в тексте, “играл первую скрипку”?

— Какая серьёзная проблема встала перед друзьями в старших классах? Как они пытались её решить?

(Проблема выбора жизненного пути, профессионального самоопределения.)

— Каждый человек рано или поздно оказывается в ситуации выбора. От принятого решения порой зависит вся дальнейшая жизнь. Вспомните героев, оказавшихся в подобном положении. Между чем и чем им приходилось выбирать?

(Дубровский — отомстить или простить, Левша — остаться за границей в богатстве и сытости или вернуться на Родину; Настя и Митраша — между путём исследователя, учёного-первопроходца или путём последователя, идущего торной дорогой, проверенной на опыте народа.)

— Сопоставьте художественный текст с фактами автобиографии Ю.Нагибина. Как они дополняют друг друга?

— Найдите иронию автора-рассказчика, с которой Ю.Нагибин сквозь года смотрит на собственные и Павлика поступки.

— Что изменилось в отношениях между друзьями с течением времени? Найдите авторское размышление о природе дружбы. С каким чувством он её сравнивает?Памятник Амундсену в Нью-Олесунне (Шпицберген).

II. Чтение окончания рассказа

III. Заключительная беседа по прочитанному. Идейный смысл рассказа

— Когда впервые звучат тревожные ноты, намекающие на трагический финал рассказа?

— Как дружба с Павликом и его геройская гибель изменили мировоззрение и всю жизнь Нагибина?

— Стало ли вам понятно, почему автор использовал приём реминисценции? Сравните истории создания стихотворения А.С. Пушкина и рассказа Ю.М. Нагибина.

— Как можно победить смерть? Какой ответ даёт нам на этот сложнейший философский вопрос Нагибин?

(Памятью жив человек. Живущие ответственны за свои поступки, за жизнь на земле перед ушедшими поколениями, тем более перед павшими героями.)

— Какие чувства остаются в душе после прочтения рассказа?

Рейтинг@Mail.ru