Архив
Объясните, пожалуйста
В редакцию поступают вопросы не только от словесников, но и от родителей школьников. Так, Жанна Николаевна Ерёмичева из Москвы спрашивает: сколько сочинений в год должен писать ученик и сколько заучивать стихотворений?
Основным документом, определяющим содержание литературного образования, является стандарт основного общего образования (5–9-й классы) и среднего (полного) общего образования (10–11-й классы).
В этом нормативном документе среди других указываются как обязательные следующие виды деятельности учащихся 5–9-го классов: заучивание наизусть стихотворных текстов, написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений. В 10–11-м классах: заучивание наизусть стихотворных текстов, подготовка рефератов, докладов, учебно-исследовательских работ, написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений (на базовом и на профильном уровнях).
В стандарте литературного образования перечислены также требования к уровню подготовки выпускников. В соответствии с ними выпускники 9-го класса должны уметь: выразительно читать произведения (или их фрагменты), в том числе выученные наизусть, писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения в школах с русским (родным) языком обучения; писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы. Выпускники 11-го класса должны уметь: писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы (базовый уровень); составлять планы и тезисы статей на литературные темы; готовить исследовательские работы; писать рецензии на прочитанные произведения, сочинения различных жанров на литературные темы (профильный уровень).
Какие конкретно произведения (стихи в основной, стихи и прозу в старшей школе) заучивать наизусть, указывается в программе: либо в тематических разделах, либо в приложениях в виде списка по классам. Однако в том и другом случае это примерные перечни, выбор осуществляет учитель вместе с учащимися.
Как правило, для заучивания наизусть предлагаются примерно десять стихотворений (их фрагментов) в каждом классе. Их объём не регламентируется. В старшей школе наряду со стихами могут заучиваться наизусть фрагменты прозаических произведений.
Небольшие письменные работы обучающего характера (ответ на вопрос и др.) пишутся по усмотрению учителя. Сочинения итогового характера в 5–9-х классах предлагаются после прохождения темы, например лирики А.С. Пушкина, повести «Бедная Лиза» и др. Таким образом, их максимальное количество определяется количеством изученных тем. В примерных программах, с будущего учебного года рекомендованных Министерством науки и образования РФ, в 10-м классе базового уровня предлагается проводить не менее 9-ти сочинений в год; в 10-м классе профильной школы — не менее 12. В 11-м классе базовой школы — не менее 11. В 11-м классе профильной школы — не менее 12.