Читальный зал
КНИЖНАЯ ПОЛКА
В.Н. Александров, О.Н. Александрова. АНАЛИЗ ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА: Учебное пособие для учащихся старших классов. Челябинск: Взгляд, 2004. 159 с. |
Уже не раз на страницах «Литературы» печатались рецензии на издания, написанные в провинции и поэтому, к сожалению, недоступные самой широкой ученической и учительской аудитории. Рецензируемое пособие адресовано учащимся старших классов. И этим оно привлекает в первую очередь. Как правило, огромное большинство вышедших учебных пособий адресовано самой широкой и разноуровневой в своей читательской квалификации аудитории: школьникам, студентам, аспирантам, учителям, преподавателям вузов, а значит, никому конкретно. Авторы этого пособия счастливо избежали подобной ловушки и указали точного адресата — ученик старших классов. Привлекательна и цель, которую ставят перед собой создатели книги: “…показать, как можно строить высказывание о стихах”. Однако авторы несколько поскромничали: они не только показывают, но и учат, учат “укладывать свои мысли в прокрустово ложе сочинения, грамотно и квалифицированно строить статью, посвящённую рассмотрению поэтического текста”, учат достаточно профессионально.
Всё пособие состоит из 26 занятий, при этом авторы отмечают: “…Хотя предлагаемое деление и представляется достаточно логичным, оно условно: без особого ущерба отдельные занятия можно менять местами, сокращать”. Действительно, пособие можно использовать в живом учебном процессе, приспосабливая к изучаемому материалу, но не сокращая. Дело в том, что в нём предложен целый комплекс заданий и упражнений, выполняя которые в определённой последовательности, ученик постепенно формирует навык создания собственного текста.
Каждое занятие начинается с разминки. Упражнения, в неё входящие, призваны, во-первых, ввести в обиход или актуализировать в сознании учащихся теоретико-литературные понятия, необходимые при анализе поэтического текста, во-вторых, существенно расширить лексический запас ученика. Второй раздел — «Открытая книга» — включает текст, непосредственно связанный с темой занятия. Назовём лишь некоторые из них: «Моделирование вступления», «Фоника», «Иносказательная выразительность», «Лирический сюжет», «Анализ поэтического текста по концентрической / линейной схеме». Как видим, темы усложняются. Усложняются и упражнения по текстам, предложенным во втором разделе. Сами упражнения составляют третий раздел занятия — тренировочный зал. Очень точное название! Авторы понимают: в построении высказываний надо тренироваться, ведь всё в жизни, как говорил один из булгаковских героев, “достигается упражнениями”. Последние чрезвычайно разнообразны: они требуют поиска и истолкования метонимий и метафор, выявления ключевых слов, выбора одного из предложенных ответов, сопоставления слов, строк, анализа художественных приёмов, написания фрагмента. К самым трудным заданиям в качестве подспорья ученикам предлагаются клишированные тексты, работая с которыми юный читатель понимает не только что, но и — самое главное — как можно сказать, какими словами выразить мысль. По существу, выполняя эти упражнения, ученики учатся работать в жанре хрии. Попутно напомним, что хрия в риторике — речь, рассуждение на заданную тему, составленная по определённым правилам; приёмы составления такой речи, рассуждения. В защиту подобного упражнения приведём высказывание известного русского методиста Н.М. Соколова: “Изгнав из школьных стен риторику с её стилистикой и практикой сочинений, современная русская школа ничем её не заменила. Между тем забота о культуре речи учащихся должна быть одною из главных забот преподавателя родного языка. Чем, как только не пренебрежением к культуре речи учащихся можно объяснить тот, к сожалению, слишком часто встречающийся факт, что окончивший школу, несмотря на богатство своего умственного содержания, не умеет логически обработать свои доводы, не умеет потому, что его не научила этому школа”. Мысль Н.М. Соколова, высказанную на Петроградском съезде преподавателей родного языка и литературы, развивает его менее известный коллега, Смирнов-Ключевский: “Хрия значит нужное, то есть безусловно необходимое, без чего не может быть никакой письменной работы, вступление и предложение, причины и свидетельства, противное и подобие и проч. <…> Писали мы в своё время периоды, составляли хрии и теперь нередко требуем, чтобы было и вступление, и заключение. Но сейчас в конечных итогах у нас нет никакой формы сочинения, а при нашем принципиальном безразличии к формальной стороне дела мысль ученика попадает в тоскливые безбрежные поиски своего выражения. Нам, словесникам, нужно облегчить эту работу”. Думается, что рецензируемое пособие именно этой цели и служит — учит ученика словесно оформлять свои мысли.
В заключение хочется сказать: перед нами готовое пособие к элективному курсу. Дело за “малым” — создать концепцию и программу курса, то есть его методологию. Технология уже есть — она нашла своё воплощение на страницах пособия с очень интересным надзаголовком (!) — «Мастер своего слова».