Читальный зал
КНИЖНАЯ ПОЛКА
Александр Зорин. ВЫХОД ИЗ ЛАБИРИНТА. М.: Общедоступный Православный университет, основанный протоиереем Александром Менем, 2005. 426 с |
Если бы эта книга не состояла из материалов, в основном опубликованных в «Литературе», наша обязанность рассказать о ней читателю не стала бы меньшей.
И не только потому, что все её герои (в основном поэты) включены в школьную программу. А потому, что книга А.Зорина в состоянии реально помочь учителю донести до учеников своеобразие творчества и жизненной системы подчас очень непростых для изучения художников: М.Волошина, к примеру, В.Набокова, Арс. Тарковского, Б.Пастернака.
Да и Пушкин, Тютчев, Блок, Есенин, Заболоцкий предстают в книге «Выход из лабиринта» такими своими чертами, на которые почти не обращали внимания специалисты, в частности авторы учебных пособий.
Главное, что занимает автора книги, — это отношения его героев с совестью. Почти каждый художник рассматривается автором сквозь призму христианских догм. Но в отличие от христианских мыслителей России В.Соловьёва, С.Франка, С.Булгакова и других, А.Зорин не относится к творчеству как к следованию или отклонению от религиозного канона. Хотя художник, по мнению автора книги, “соработник, а не соперник Творца. Залог его бессмертия — в творчестве, согласном с Высшей волей”. И тем не менее высота и ценность творчества — в высоте градуса совестливости его автора.
С этой точки зрения рассматривает Александр Зорин связи художника с миром и со своим временем. Рассматривает, не уклоняясь от спорных и даже страшных строк, рождённых теми, кто подчас шёл за жизненными поворотами, которые заводили в тупик (например, иные стихи П.Васильева), загоняли в беспросветный лабиринт. Однако не зря книга названа «Выход из лабиринта». Можно принять такое название как определение А.Зориным творчества любого художника. Любой ведь, как всякий человек, подвержен искушениям, сомнениям, любому приходится преодолевать их, чтобы обнаружить в творчестве свои идеальные качества.
На мой взгляд, основное достоинство книги Александра Зорина состоит в том, что, ничего не скрывая и не приукрашивая, он не упускает из внимания идеальные черты своих героев.
А что до других их черт, то автору удалось воплотить в своей книге один из основных религиозных канонов: он ненавидит грех, а не его носителя, которому умеет сострадать. Редкое, надо сказать, умение не только литератора, но и обычного человека.