Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №20/2005

Читальный зал

КНИЖНАЯ ПОЛКА

ОБУЧАЮЩИЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ.
9-11-е классы: Методическое пособие / Под
редакцией Т.Н. Андреевой. М.: Дрофа, 2005. 222 с. ОБУЧАЮЩИЕ
ПРАКТИЧЕСКИЕ
РАБОТЫ
ПО ЛИТЕРАТУРЕ.
9–11-е классы:
Методическое пособие
/
Под редакцией
Т.Н. Андреевой.
М.: Дрофа, 2005.
222 с.

К сожалению, даже в специализированных книжных магазинах сегодня не часто встретишь книгу, которая действительно нужна современному учителю-словеснику. Пособие, подготовленное авторским коллективом под руководством тверского исследователя Т.Н. Андреевой, относится к числу именно таких. Оно словно реализует идею известного литературоведа А.И. Белецкого, который однажды заметил, что в процессе обучения нужно не “набивать головы (учеников. — Е.Р.) готовыми знаниями, а учить приобретать знания; не нагнетать память учащегося, а стимулировать его мышление”. Однако это возможно только в том случае, если методически грамотно и системно организована самостоятельная работа учащихся. Однако и на это совершенно справедливо указывает автор пособия: “…Самостоятельная работа учащихся на уроках литературы характеризуется фрагментарностью и носит контролирующий характер. Но для того чтобы проконтролировать, надо сначала обучить. В условиях тотальной нехватки времени, когда волей-неволей отодвигается в сторону исследовательский подход и увеличивается доля репродукции, необходимы иные формы самостоятельной работы. Лабораторная работа — именно такая форма самостоятельной урочной работы, которая вооружает учащихся эффективными способами познавательной деятельности, формирует читательскую компетентность и обеспечивает возможность индивидуального подхода в обучении, — иными словами, помогает реализовывать принципы развивающего обучения”. Рецензируемое пособие показывает, как на практике могут быть реализованы высказанные выше идеи. В нём учитель найдёт десять практических (или лабораторных — как кому удобнее) работ самой разнообразной тематики: достаточно традиционных («Автор и его герои в романе А.С. Пушкина “Евгений Онегин”», «Эволюция темы родины в лирике С.А. Есенина») и на первый взгляд совершенно необычных («Сказка-пьеса В.И. Белова “Бессмертный Кощей” как социально-философское произведение»). Авторы очень точно определили жанр этих работ — “обучающие практические”, потому что, выполняя их, ученик действительно учится внимательно читать, работать с текстом и фрагментами критических и литературоведческих работ (весь необходимый литературный материал собран и систематизирован, снабжён необходимыми комментариями, сопровождён необходимыми вопросами и заданиями), формулировать свои мысли и оформлять их в виде тезисов, конспектов, развёрнутого высказывания. Завершается каждая работа домашним заданием, как правило, творческого характера и кратким библиографическим списком.

Использование такого пособия, как на уроке, так и в индивидуальной работе с учениками, позволяет не только сэкономить столь дефицитное на уроке время, но и “меняет” функцию учителя: из “носителя знаний о тексте”, “информатора” он становится организатором учебной деятельности школьников, деятельности, которая несёт отчётливо выраженный творческий и исследовательский характер.

Несколько неожиданным для меня стал раздел «Примерные ответы». Первая реакция — отторжение: что за “готовые задания”? А потом я задумалась: а ведь нашим ученикам очень сложно. Мы, ставя вопрос или давая задание, словно априори предполагаем, что ученик знает, как его выполнить, что ответить. А если не знает? Если один неверный ответ или затруднение поставит его в тупик? Наверное, подобные сомнения одолевали и составителей, поэтому они и пояснили: “Каждая лабораторная работа снабжена рекомендациями, предполагаемыми ответами и вариантами выполнения заданий. Надеемся, что наши рассуждения и выводы будут вам интересны, помогут уяснить логику познавательных шагов в ходе лабораторной работы. Материалы этого раздела не нужно воспринимать как прямое руководство к действию, единственно верный способ решения поставленной задачи. В нём отражена только одна из возможных точек зрения на проблему”.

И последнее, не менее существенное замечание. Думается, что это пособие позволит ученику остаться наедине с художественным текстом, выбрать свой темп работы с ним. Ведь чтение, что ни говори, процесс личностный и сугубо индивидуальный. К тому же по этому пособию не нужно (да и нельзя) ничего учить: эта книга — не предмет изучения, а инструмент обучения. И это, пожалуй, одно из самых главных её достоинств.

Е.С. Романичева
Рейтинг@Mail.ru