Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №19/2005

Читальный зал

КНИЖНАЯ ПОЛКА

Н.П. Терентьева. ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ (1985–2003): Тематический библиографический указатель для учителя-словесника. Челябинск: Взгляд, 2005. 207 с. Н.П. Терентьева.
ЛИТЕРАТУРА
В ШКОЛЕ (1985–2003):
Тематический
библиографический
указатель для
учителя-словесника.

Челябинск: Взгляд,
2005. 207 с.

Не скрою, в своё время я окончила Челябинский университет. Однако отнюдь не местный патриотизм подвигнул меня на эту рецензию. Ведь любой исследователь знает, сколь высока ценность хорошего библиографического указателя. И такой указатель Нине Павловне Терентьевой удалось создать. Своевременно отметив кардинальные изменения в системе образования, пришедшие с началом перестройки, она, очевидно, взялась за свой кропотливый труд с убеждением: поскольку “учителю даровано право выбирать”, надо обеспечить ему полноценную возможность этим правом воспользоваться. Признавая, что все методические новинки ни учителю, ни даже школьной библиотеке приобрести не под силу, библиограф, по сути, предлагает следовать мудрому принципу академика Лихачёва: собирать не книги, а сведения о их существовании, то есть эту самую библиографию. Впрочем, указатель включает отнюдь не только книги. Среди трёх тысяч его наименований как учебники, учебные пособия для учащихся, школьные программы по литературе, методические руководства к учебникам, методические рекомендации и пособия для учителя, вузовские учебники методики, так и статьи из журналов и газет (разумеется, и из «Литературы» тоже).

В указателе четырнадцать разделов, в том числе такие как: «Методика преподавания литературы как научная дисциплина», «Литература как учебный предмет в школе», «Урок литературы в современной средней школе», «Внеклассная и внешкольная работа по литературе. Факультативные занятия», «Организация обучения литературе. Учёт и оценка знаний и умений учащихся». Нельзя не отметить, что помимо своего прямого назначения — информационного, этот указатель предстаёт и своеобразным зеркалом, отражающим степень изученности той или иной проблемы литературного образования. Так, увы, совсем невелики разделы «Учитель литературы и профессиональные требования к нему» и «Литературное развитие читателя-школьника»… Есть над чем задуматься здесь литературным управленцам всех уровней, редакциям методических изданий.

К сожалению, эта книга не лишена беды практически всех библиографических изданий: опечаток и неточностей. Их немного, но всё же они встречаются: искажения фамилий и инициалов авторов, погрешности в датах и т.п. Жаль, что не учтён обширный методический материал, заключённый в многотомной серии “книг для ученика и учителя” «Школа классики», выпущенной в конце 1990-х годов и доныне переиздающейся. Плохо, что нет традиционного для библиографических изданий указателя авторов. Но всё же, признаем, указатель столь рационально построен, что при его переизданиях многое можно было бы поправить и многим дополнить.

Что, впрочем, в будущем, надеюсь, недалёком. А пока вернусь к зачину рецензии. Приятно даже не то, что эта полезная книга вышла именно в Челябинске, приятно, что она — не столичного производства, хотя сама работа и выполнена “по заказу Министерства образования Российской Федерации в рамках федеральной целевой программы «Русский язык»”. Чем энергичнее будут развиваться просветительские издательства “далеко от Москвы”, тем прочнее будет единое культурное пространство России. Остаётся только надеяться, что при этом хорошие книги будут находить своих читателей, вне зависимости от места их проживания.

Эрна МАЛЫГИНА,
Нюрнберг, ФРГ.
Рейтинг@Mail.ru