Я иду на урок
Я иду на урок
Фёдор КУЧМАЙ
Фёдор Дмитриевич КУЧМАЙ (1951) — учитель русского языка и литературы средней школы № 1 города Бабаево Вологодской области; заслуженный учитель России.
«Звучащая книга поэта» Афанасий Фет
Материалы к двум урокам внеклассного чтения в 7–8-х классах
Подготовка к урокам
I. Задания учащимся
1. Для всего класса:
а) чтение лирики А.Фета (пейзажная лирика, “сердечная” лирика, Фет — живописец и наблюдатель (созерцатель, “соглядатай”);
б) выучить одно из стихотворений Фета наизусть (по выбору учащихся).
2. Индивидуальные задания:
а) сообщение об А.Фете (краткая биографическая справка); о портрете поэта;
б) краткие сообщения об интересных фактах биографии А.Фета (учитель консультирует учащихся или распределяет приготовленную заранее подборку материалов);
в) подготовить информацию об этимологии слова “чепуха”;
г) юный “лексиколог-консультант” готовит «Толковый словарь» к стихотворению А.Фета «Вот утро севера...»: “сонливое”, “скупое”, “волоковое”, “кольцо”, “удалой”, “мнится”, “трепещет”, “конёк над кровлею”; значение и этимология выражения “чур меня”;
д) выразительное чтение наизусть стихотворений А.Фета: «Вот утро севера...», «Зеркало в зеркало...», «Георгины», «Шопену», «К Сикстинской мадонне»; А.Пушкина «Туча»; стихотворений о берёзе А.Фета («Печальная берёза...»), Ф.Тютчева («Первый лист»), С.Есенина («Берёза»), С.Городецкого («Берёза»); Я.Полонского («В день пятидесятилетнего юбилея А.Фета»).
3. Группа учащихся готовит к показу детскую народную игру «Горелки».
II. Оборудование.
1. Стенд с портретами А.Фета, Н.Гоголя, А.Григорьева, М.Лермонтова, Д.Байрона, А.Мюссе, В.Белинского, Н.Карамзина, М.Ломоносова, А.К. Толстого, Я.Полонского, Ф.Шопена; репродукция «Сикстинской мадонны» Рафаэля.
2. ТСО: магнитофон и фонограмма с одним из вальсов Ф.Шопена; кодоскоп и кодопозитив «Коньки на крышах» (можно заменить фотографиями или использовать альбомы о русском деревянном зодчестве).
3. Небольшие розетки для варенья с кардамоном и мелко молотыми миндальными орехами.
III. Раздаточный материал (каждому ученику)
1. Тексты стихотворений А.Фета «Я пришёл к тебе с приветом...», «Вот утро севера...», «Зеркало в зеркало...»; текст стихотворения А.Пушкина «Туча»; тексты четырёх стихотворений о берёзе А.Фета, Ф.Тютчева, С.Есенина и С.Городецкого.
2. Карточки с вариантами домашних заданий по выбору.
IV. Классная доска
К 185-летию со дня рождения
Афанасий Фет (1820–1892)
Звучащая книга поэта
V. Организация учащихся: сидят группами по 5–6 человек.
Материалы к урокам литературы по теме «“Звучащая книга поэта”. Афанасий Фет»
Предисловие. Немного истории
«Звучащая книга» в России появилась в XIX веке. Родоначальником этого жанра называют Алексея Мерзлякова — поэта, теоретика поэзии, критика, учёного-педагога, оратора. Его перу принадлежат известные всякому русскому сердцу строки, ставшие популярной народной песней «Среди долины ровныя...». Его современники считали, что он создал “живую академию” русского слова, русского стиха. Публичные чтения Мерзлякова собирали весь цвет любителей русской словесности Москвы, студентов, офицеров, чиновников, артистов и прервались Отечественной войной 1812 года.
О публичных чтениях своих стихов поэты мечтали давно. Вот почему Гоголь отозвался на “вечера для чтения произведений русских поэтов перед публикой” статьёй в 1843 году. Статья Гоголя выражала взгляды русских писателей на искусство художественного чтения в России. Он утверждал: “Одно только искусное чтение может установить о них (наших поэтах) ясное понятие”. Заметьте: “искусное чтение”. Гоголь так формулировал принципы чтения поэзии с эстрады: “Прочесть как следует произведение лирическое — вовсе не безделица: для этого нужно долго его изучать; нужно разделить искренно с поэтом высокое ощущение, наполнявшее его душу; нужно душою и сердцем почувствовать всякое слово его — и тогда уже выступать на публичное чтение”. Как современны взгляды Гоголя на искусство художественного чтения! Гоголь ратовал за художественный стиль исполнения стихов. Ему нравилось величественное, спокойное чтение, а “не крикливое, не в жару и горячке”. В голосе чтеца должна быть та неведомая сила, что свидетельствует об его “истинно-растроганном внутреннем состоянии”. Такой стиль исполнения близок современному искусству, хотя тогда это было дерзостью. Но это был взгляд в завтра.
Поэтическое произведение может быть целиком и всесторонне понято через звучание. Звуки голоса как бы вдыхают жизнь в слова, находящиеся в покое на печатной странице.
Сегодня мы попробуем коллективно создать необычную книгу лирики Фета, устную, звучащую. Наш вариант такой книги естественным образом исходит из особенностей русской поэзии, которая всегда носила характер открытости, искренности, исповедальности, обращённости к людям и к обществу. Мы заканчиваем небольшое предисловие к «Звучащей книге». Перелистывая её страницы, мы добавим по мере необходимости “звучащие примечания”, дадим “заметки на полях”, но не карандашом их очертим, а голосом. «Говорящая, звучащая книга» — не спектакль. Впрочем, почему бы и нет?.. Может быть, чуть-чуть и спектакль. Мы её выстраиваем довольно строго, но и свободно. Мы постараемся сделать её интересной, разнообразной и цельной. Эту цельность нам задаёт автор — Афанасий Фет.
Глава 1. Портрет А.Фета и краткая биографическая справка о Фете (сообщение ученика)
Глава 2. Интересные факты биографии
- В частном пансионе, в г. Верро (ныне Выру в Эстонии), как вспоминал Фет, были и такие воспитанники, которые “склонны практиковать свою силу над новичком”: “Кален не выжидал случаев или предлогов к нападению, а не только в рекреацию, но и в часы приготовления уроков вполголоса говорил: «Я иду, защищайся». И затем жестокие удары сыпались куда попало”.
— А что означает слово “рекреация”? (Перемена между уроками — от лат. recreatio — восстановление, отдых.)
- Это была единственная в жизни Фета встреча с известным русским писателем; не будучи знакомы, они даже друг другу не поклонились.
“Все мы хорошо знали, что ... проживает на антресолях в доме Погодина, но никто из нас его не видел. Только однажды, всходя на крыльцо погодинского дома, я встретился с ... лицом к лицу. Его горбатый нос и светло-русые усы навсегда запечатлелись в моей памяти”.
— Итак, кого же однажды встретил на крыльце дома Погодина А.Фет? (Гоголя.)
- В кружке А.Григорьева юноша Фет бурно переживает свои первые литературные увлечения. Впоследствии в своей поэме «Студент», навеянной юношескими воспоминаниями, он писал:
...Я стихи
Кропал; стихи не выходили гладки.
Но, боже мой, как много чепухи
Болтали мы; как нам казались сладки
Поэты, нас затронувшие, все:
И Лермонтов, и Байрон, и Мюссе.
— Что означает слово “кропал”? (Кропать — сочинять что-либо, делать неумело, с трудом; в русских словарях с 1771 года.)
— Каково значение слова “чепуха”? (Чепуха — вздор, чушь, пустяки, ерунда.)
Об этимологии этого слова рассказывает ученик.
Будь вы древним русичем, вы бы могли попросить вашего соседа: “Друже, привези мне на двор возов пять твоей чепухи!” Он бы ничуть не удивился. В древнерусские времена “чепуха” обозначала “щепа”, “щепки”, потому что “чепа” значило “щепка”. Наверно, потому, что щепа тогда считалась вещью бросовой, пустячной, слово “чепуха” и приобрело своё второе, ставшее теперь единственным значением. А образовано оно при помощи суффикса -ух-, как и шелуха. Старое значение слова “чепуха”, соотносимое со смыслом слова “щепа”, наблюдалось ещё в XVIII веке. Б.Ляпунов в «Кратком описании путешествия по северным морям» 1754 года пишет: “Льды от ветру в чепуху разбиваются”, то есть: “льды от ветра разбиваются в щепки”.
— У Фета в «Воспоминаниях» читаем фразу: “Чепуха вышла несуразная”. Мы и сегодня употребляем подобное выражение. А что означает прилагательное “несуразная”? (Нелепая, несообразная.)
- В 1842 году Афанасий Фет в соавторстве с неизвестным студентом Московского университета пишет стихотворный памфлет в защиту Белинского. Этот памфлет был направлен против стихотворца Дмитриева, который опубликовал в журнале «Москвитянин» своеобразный “донос в стихах”. Дмитриев перечислял в своём сочинении политические и литературные “грехи” Белинского, обвиняя критика в антипатриотизме, проповеди безвластия и беспорядка. Обращаясь к автору доноса, Фет писал в своём стихотворении, которое он отправил в Петербург Белинскому:
Как тебе достало духу
Руси подличать в глаза?
Карамзин тебе даст плюху,
Ломоносов даст туза....Жалко племени младого,
Где отцы, ни дать, ни взять
Как хавроньи, всё, что ново,
Научают попирать.
— Что означают слова “плюха”, “туз”, “хавронья”? (Плюха — пощёчина, оплеуха; туз — сильный удар, тумак; хавронья — свинья.)
- В господском доме в Новосёлках Мценского уезда в девичьих вдоль стен стояли деревянные с висячими замками сундуки, которые, как пишет Фет, “мама иногда открывала к величайшему... любопытству и сочувствию. Выдавая повару надлежащее количество сахарного горошка, корицы, гвоздики и ... она иногда клала мне в руку пару ... или изюминок”.
— Я вам предлагаю попробовать то, что мама Фета выдавала повару и ему, отроку. Вы попробуете и скажете, что же вынималось из сундуков. (Кардамон, миндальный орех.)
- Маленькая сценка «Отрадная лошадка». Известно, что у Фета в детстве сложились особые отношения с его крёстным отцом и дядей, которому он “садился на грудь верхом — «отрадная лошадка»”. Но перед этим, согласно домашнему этикету, подойдя к дяде, лежащему навзничь на кушетке...
— Впрочем, вы покажете, что делал юный Фет, подойдя к дяде, согласно требованиям домашнего этикета в их доме. (Целовал руку.)
- Сейчас мы вам покажем старинную русскую детскую игру. Фет её упоминает в своих воспоминаниях: “На «Красную горку» мы не пропускали хороводов и ...”
— О какой игре идёт речь? (Горелки.)
Глава 3. Неожиданный Фет. Листаем страницы лирики
А.К. Толстой: “Я наконец познакомился с его книгой — там есть стихотворения, где пахнет душистым горошком и клевером, где запах переходит в цвет перламутра, а сияние светляка, а лунный свет или луч утренней зари переливаются в звук. Фет — поэт единственный в своём роде, не имеющий равного себе ни в одной литературе, и он намного выше своего времени, не умеющего его оценить”.
Приведите примеры из стихотворений Фета, доказывающие тезис А.Толстого.
Докажите примерами из стихотворений Фета следующий тезис: “В самых обыкновенных предметах Фет находит поэзию. Садовник, грибник, охотник, агроном, фенолог, путник, лесничий, рисовальщик, если они внимательные читатели, то найдут в стихах Фета десятки их интересующих подробностей, мимо которых они прошли бы, если бы поэт не указал на эти подробности перстом стиха. То, что является их специальностью или особым интересом, поэт в силу своего видения раскрывает в стихах с неожиданной даже для них стороны”.
Глава 4. Сердце поэта
“Лирик из рук в руки передает читателю своё сердце. Фет являет удивительный пример такой передачи сердца из рук в руки”.
Учащиеся читают стихи Фета в группах: от каждой группы — одно стихотворение (чтеца выбирают ученики).
Сердце Фета — какое, судя по его стихам?
Глава 5. Прочитаем вместе...
А.Фет. «Я пришёл к тебе с приветом...»
Стихотворение это — одно из ранних (1843) и одно из самых популярных.
(Учащиеся читают стихотворение про себя.)
— А как вы думаете, на какую тему написано это стихотворение? О чём оно? (О любви.)
— Тема старая для поэзии, вечная. А от стихотворения Фета (оно ни на что известное нам не похоже) чем веет? (Свежестью и новизной.)
Необычно уже начало стихотворения — необычное по сравнению с принятой уже тогда нормой поэзии. В частности, пушкинской нормой, которая требовала предельной точности в слове и в сочетании слов. Начальная фраза у Фета совсем не точная и даже не совсем “правильная”: “Я пришёл к тебе с приветом, рассказать...” Пушкин или кто-либо из поэтов его поры не позволил бы себе так написать. Теперь мы привыкли к подобным фразам, более того, они для нас не просто нормальные, но и удачные, художественно впечатляющие. В начале 40-х годов прошлого века они не казались нормальными: в них видели поэтическую дерзость. Стихи свои он шутливо называл стихами “в растрёпанном роде”. Об этом он писал своему старому другу, поэту Я.Полонскому, незадолго до смерти. В качестве образца “растрёпанности” он прислал ему стихи, написанные накануне:
Рассыпался смехом ребёнка,
Явно в душу мою влюблены,
Пролетают прозрачно и звонко
Надо мною блаженные сны...
Попробуем найти внутренне сходство между этим, едва ли не последним стихотворением Фета и его ранним «Я пришёл...».
Приведите примеры лексической “растрёпанности” из стихотворения.
Но каков художественный смысл в поэзии “растрёпанного рода”? Неточные слова и как бы неряшливые выражения в стихах Фета создают не только неожиданные, но яркие, волнующие образы. Начальные слова стихотворения как раз благодаря их случайности, безыскусности кажутся особенно естественными для живой речи. Создаётся впечатление, что Фет вроде бы специально и не задумывался над словами, а они сами к нему пришли. Он говорит самыми первыми, непреднамеренными словами. Он как бы импровизирует на глазах у читателя. И это оказывает сильное художественное воздействие, приковывая читателя к тексту очень коротким путём.
Современник Фета, критик Боткин, писал: “...Строгая художественная обработка не в свойстве таланта г. Фета; как в лирическую минуту пьеса изливается из души его, такой она и остаётся; правда, что от этого происходит и изумительная свежесть и электризующие впечатления их”.
— Впрочем, на импровизированном характере (не подготовленном заранее, неожиданном) настаивал и сам Фет. В этом же стихотворении. А в каких строках? (В последних.)
Это как раз строки о естественности, некой случайности, внезапности поэтического слова. И для Фета это своего рода программа, выражение его общих взглядов на поэзию.
В его манере привлекает свежесть, особая живость и неподдельность выражения. В развитии русской поэзии фетовская поэтическая манера была важным открытием — открытием новых возможностей, новых путей в искусстве слова.
— В зачине стихотворения не все слова равно значимы. В живом звучании некоторые из них особо выделяются, становятся как бы опорными и смыслоопределяющими. Найдите такие опорные слова в первом четверостишии. (Привет, солнце, свет, трепет листьев.)
— Они в самом деле близки, потому что создают представление о чувствах, точнее, выражают одно переживание. Какое? (Радость, счастье, любовь.)
От этого зачина идёт всё дальнейшее. С постепенным нарастанием, усилением — в стройном звуковом и словесном ряду.
— Стихотворение отличается удивительной цельностью. Это важное достоинство поэтического текста вообще. Там, где есть цельность в стихах, там и читательское восприятие оказывается цельным, то есть особенно живым и сильным. А как синтаксически эта цельность выражена? (Всё стихотворение — одно предложение.)
Фет писал: “Задача лирика не в стройности воспроизведения предметов, а в стройности тона”. Но в стихотворении «Я пришёл...» есть и стройность предметов, и стройность тона. Всё в тексте внутренне связано друг с другом, всё однонаправленно, говорится в едином порыве чувства, точно на одном дыхании.
Давайте попробуем произнести это стихотворение в едином порыве чувства, точно на одном дыхании.
Предметы внешнего мира и чувства героя стихотворения соотносятся, перекликаются далёкими и близкими своими значениями. Чувства уводят к предметам, а предметы указывают на чувства и особенным образом выражают его. И всё это находится в движении, в развитии: радость героя — мир, залитый солнцем, — проснувшийся лес, жаждущий весны, — человеческое сердце, которое открылось счастью, любви, готовое им служить, и зреющая в душе торжественная песня. Таков стройный, цельный ряд стихотворения Фета.
Что ещё определяет цельность композиции? Многие факторы, но едва ли не в первую очередь — повторы. Немецкий композитор и теоретик музыки Веберн писал: “Как легче всего добиться наглядности? — Путём повторения”. К поэзии эти слова тоже применимы, тем более к поэзии Фета, которая так близка к музыке. В его стихотворении повторы скрепляют слова и приводят их в движение. Повторы в пределах текста определяют целостное движение звуков, слов, смыслов, и читатель поневоле вовлекается в это движение — сердцем, чувствами. Это и есть то, что именуется художественным воздействием.
— Найдите такие повторы в стихотворении. (“Рассказать” — с помощью этого слова связана одна строфа с другой, вообще все слова, придавая всему тексту единство. Такую же роль — скрепить воедино поэтический текст — выполняют и другие слова: “проснулся”, “каждой”, союз “что”.)
Важно и то, что все рифмы в стихотворении женские. Это довольно редкое явление в поэзии, но из поэтов XIX века чаще других она встречается именно у Фета. Это объясняется его влечением к музыкально целостным стиховым композициям. Женские рифмы, в отличие от мужских, более протяжные, потому что они кончаются не ударным, а безударным слогом. Эта их протяжённость и соответственно музыкальность как раз и ощущаются больше всего тогда, когда все рифмы женские: приве-том, вста-ло, све-том, затрепета-ло.
Благодаря женской рифме каждый стих и четверостишие с точки зрения интонации оказываются не вполне законченными, потому что в последнем слове строки нет завершающего интонационного удара. И мы невольно ждём продолжения. Стихи, таким образом, не расчленяются — каждый стих требует следующего. А в результате всё воспринимается опять-таки как единство.
Фет всегда придавал большое значение концовке. Он считал, что в концовке должна быть сосредоточена вся сила стихотворения: она должна быть такой, чтобы к ней нельзя было прибавить ни одного слова. Именно такова концовка стихотворения. Она завершает лирический сюжет, развитие чувств.
— Что же разрешается песней? Что привело к песне? (Любовь и радость.)
Песня — это высший взлёт, высшая точка радости. Слов ещё нет, а песня уже есть и просится наружу. В этом смысл финала. Смысл вытекает из всего содержания и ставит в нём последнюю точку.
Попробуем ещё раз “озвучить” это стихотворение.
Глава 6. Читая Фета, заглянем в словари...
«Вот утро севера...»
Вот утро севера — сонливое, скупое —
Лениво смотрится в окно волоковое;
В печи трещит огонь — и серый дым ковром
Тихонько стелется над кровлею с коньком.
Петух заботливый, копаясь на дороге,
Кричит... а дедушка брадатый на пороге
Кряхтит и крестится, схватившись за кольцо,
И хлопья белые летят ему в лицо.
И полдень настаёт. Но, боже! как люблю я,
Как тройкою ямщик кибитку удалую
Промчит — и скроется... И долго, мнится мне,
Звук колокольчика трепещет в тишине.
Задания
1. Укажите, в каких значениях Фет употребил следующие слова: сонливое, скупое, волоковое, кольцо, удалой, мнится, трепещет.
2. Как вы поняли, что означает выражение “над кровлею с коньком”? А какие коньки устанавливали у нас на Руси над кровлями? (Кодопозитив — «Коньки на крышах».) Что они собой символизировали?
В древности славяне полагали, что боги выражали свою волю через священных животных. Чаще всего им был конь. Культ коня у славян объясняется тем, что в жизни предков он занимал большое место. Славяне считали коня тесно связанным со светлыми, солнечными богами. Потому кони на крышах домов являются символами солнца, хранящими человека от злых сил. При строительстве жилищ часто приносили в жертву коня. Археологами обнаружена не одна тысяча славянских жилищ, в основании которых найдены конские черепа. Так что “коньки” на крышах русских изб неслучайны, и ставились они вовсе не для “красоты”. Собственно, дом представлялся “телом”, четыре угла — четырьмя “ногами”. Вместо деревянного конька некогда укрепляли настоящий лошадиный череп. Но не всегда коня приносили в жертву, чаще использовали череп давно умершего животного. Наши предки считали, что в них сохранялась священная жизненная сила павших животных и они отгоняли не только всякое зло, но и “скотии хворобы”. Конь — символ добра и счастья.
Кольцо — предмет в форме обода, окружности из металла или другого материала; дверное кольцо — в том же значении, что и у Пушкина в «Сказке о мёртвой царевне»: “Поднялася на крыльцо // И взялася за кольцо; // Дверь тихонько отворилась...”
Удалой — обладающий, отличающийся удалью (безудержной отвагой, смелостью, задором, молодечеством).
Мнится — от мниться (представляться воображению, то есть видится, точнее, слышится).
Конёк над кровлею (крышей) — пересечение, стык двух наклонных плоскостей двухскатной крыши; острый верхний край крыши, а также резное украшение, иногда в виде конской головы.
Трепещет — прерывисто, неровно звучит в воздухе — о звуке или голосе.
Волоковое (окно) — задвигаемое (заволакиваемое) доскою окно в крестьянской избе старой постройки.
Сонливое — отличающееся сонливостью, склонностью ко сну, с желанием спать; такое, как у человека, который хочет спать... (перен.: вялый, бездеятельный, пассивный).
Скупое — слабое, недостаточно интенсивное, сдержанное в своем проявлении; неяркое, неброское своими красками, недостаточно яркое своей освещённостью.
«Зеркало в зеркало, с трепетным лепетом...»
Зеркало в зеркало, с трепетным лепетом,
Я при свечах навела,
В два ряда свет — и таинственным трепетом
Чудно горят зеркала.
Страшно припомнить душой оробелою —
Там, за спиной, нет огня —
Тяжкое что-то над шеею белою
Плавает, давит меня!Ну — как уставят гробами дубовыми
Весь этот ряд между свеч!
Ну, как лохматый с глазами свинцовыми
Выглянет вдруг из-за плеч!Ленты да радуги, ярче и жарче дня —
Что ж?.. обернись, погляди!..
Суженый! золото, серебро!.. Чур меня,
Чур меня — сгинь, пропади!
Задания
1. С каким обрядом русского народного быта связано это стихотворение?
2. Что означает выражение “чур меня”? Что такое “чур”?
Чур — это необыкновенное божество, одно из древнейших божеств-берегинь, божество границ. Происходит от слова “щур” — то же, что “пращур”, в значении рода божества-покровителя: как дед, пращур и т.д.
Земля, в которой покоились предки (пращуры), принадлежала какому-либо роду и считалась неприкосновенной. Чур связан с миром, он освящает и защищает право собственности (“Чур моё!”), оседлость человека на земле, нормы жизни, всё делит по справедливости: “Чур пополам!”, “Чур вместе!” Со словом “чур” связаны “черт”, “очерт”, “очерчивать”. “Чур меня” — то есть охрани, обереги от злой нечистой силы, это обращение к пращуру с просьбой оберечь, защитить.
Глава 7. Викторина
1. О каких цветах пишет Фет?
Вчера — уж солнце рдело низко —
Средь ... я шёл твоих,
И как живая одалиска
Стояла каждая из них.Как много пылких или томных,
С наклоном бархатных ресниц,
Весёлых, грустных и нескромных
Отвсюду улыбалось лиц!Казалось, нет конца их грёзам
На мягком лоне тишины, —
А нынче утренним морозом
Они стоят опалены.Но прежним тайным обаяньем
От них повеяло опять,
И над безмолвным увяданьем
Мне как-то совестно роптать.
(Георгин; стихотворение «Георгины».)
2. Послушайте музыку. (Фонограмма: Шопен. Вальс.)
— Назовите фамилию композитора, которому посвящено это стихотворение.
Ты мелькнула, ты предстала,
Снова сердце задрожало,
Под чарующие звуки
То же счастье, те же муки,
Слышу трепетные руки —
Ты ещё со мной!Час блаженный, час печальный,
Час последний, час прощальный,
Те же лёгкие одежды,
Ты стоишь, склоняя вежды, —
И не нужно мне надежды:
Этот час — он мой!Ты руки моей коснулась,
Разом сердце встрепенулось;
Не туда, в то горе злое,
Я несусь в моё былое, —
Я на всё, на всё иное
Отпылал, потух!Этой песне чудотворной
Так покорен мир упорный;
Пусть же сердце, полно муки,
Торжествует в час разлуки,
И когда загаснут звуки —
Разорвётся вдруг!
(Шопен; стихотворение «Шопену».)
3. В мемуарах сына Льва Толстого Сергея Львовича «Очерки былого» читаем о том, как Л.Толстой рассказывал, что Тургенев предлагал ему и Фету угадать лишь одно неудачное слово в прекрасном пушкинском стихотворении «Туча». Отец, по примеру Тургенева, предлагал этот вопрос разным людям и по ответам судил об их художественном чутье. Что ж, попробуем и мы то же сделать.
Чтение стихотворения А.Пушкина «Туча».
Последняя туча рассеянной бури!
Одна ты несёшься по ясной лазури,
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день.Ты небо недавно кругом облегала,
И молния грозно тебя обвивала;
И ты издавала таинственный гром
И алчную землю поила дождём.Довольно, сокройся! Пора миновалась,
Земля освежилась, и буря промчалась,
И ветер, лаская листочки древес,
Тебя с успокоенных гонит небес.
— Итак, какое же неудачное слово в стихотворении Пушкина угадали Толстой и Фет, обнаружив своё художественное чутьё?
(“И молния грозно тебя обвивала”. Молния не обвивает тучу.)
4. О какой картине и какого художника идёт речь в этом стихотворении?
Вот сын её, — он — тайна Иеговы —
Лелеем девы чистыми руками.
У ног её земля под облаками,
На воздухе нетленные покровы.И, преклонясь, с Варварою готовы
Молиться ей мы на коленях сами
Или, как Сикст, блаженными очами
Встречать того, кто рабства сверг оковы.Как ангелов, младенцев окрылённых,
Узришь и нас, о дева, не смущённых:
Здесь угасает пред тобой тревога.Такой тебе, .... , вестник Бога,
Тебе и нам явил свой сон чудесный
Царицу жён — царицею небесной!
(Рафаэль. Сикстинская мадонна.
«К Сикстинской мадонне».)
5. Прослушайте четыре стихотворения о берёзе русских поэтов. Одно из них принадлежит перу А.Фета. Какое же?
а)
Лист зеленеет молодой.
Смотри, как листьем молодым
Стоят обвеяны берёзы,
Воздушной зеленью сквозной,
Полупрозрачною, как дым...Давно им грезилось весной,
Весной и летом золотым, —
И вот живые эти грёзы,
Под первым небом голубым
Пробились вдруг на свет дневной...О, первых листьев красота,
Омытых в солнечных лучах,
С новорождённою их тенью!
И слышно нам по их движенью,
Что в этих тысячах и тьмах
Не встретишь мёртвого листа.
(Ф.Тютчев. «Первый лист»)
б)
Я полюбил тебя в янтарный день,
Когда, лазурью светозарной
Рождённая, сочилась лень
Из каждой ветки благодарной.Белело тело, белое, как хмель
Кипучих волн озёрных.
Тянул, смеясь, весёлый Лель
Лучи волосьев чёрных.И сам Ярило пышно увенчал
Их сеть листвою заострённой
И, улыбаясь, разметал
В лазури неба цвет зелёный.
(С.Городецкий. «Берёза»)
в)
Печальная берёза
У моего окна,
И прихотью мороза
Разубрана она.Как гроздья винограда,
Ветвей концы висят, —
И радостен для взгляда
Весь траурный наряд.Люблю игру денницы
Я замечать на ней,
И жаль мне, если птицы
Стряхнут красу ветвей.
(А.Фет)
г)
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.И стоит берёза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
(С.Есенин)
Глава 8. Я.Полонский «В день пятидесятилетнего юбилея А.А. Фета»
Ночи текли — звёзды трепетно в бездну лучи свои сеяли...
Капали слёзы — рыдала любовь; и алел
Жаркий рассвет, и те грёзы, что в сердце мы тайно лелеяли,
Трель соловья разносила — и бурей шумел
Моря сердитого вал — думы зрели, и — реяли
Серые чайки...
Игру эту боги затеяли;
В их мировую игру Фет замешался и пел...Песни его были чужды сует и минут увлечения,
Чужды теченью излюбленных нами идей; —
Песни его вековые — в них вечный закон тяготения
К жизни — и нега вакханки и жалоба фей —
В них находила природа свои отражения.
Были невнятны и дики его вдохновения
Многим; но тайна богов требует чутких людей.Музыки выспренний гений недаром любил сочетания
Слов его спаянных в “нечто” душевным огнём,
Гений поэзии видел в стихах его правды мерцание,
Капли, где солнце своим отражённым лучом
Нам говорило: “Я солнце!” И пусть гений знания
С вечным пытливым умом, уходя в отрицание,
Мимо проходит! — наш Фет русскому сердцу знаком...
Послесловие от редактора-составителя «Звучащей книги лирики А.Фета». Домашнее задание
Дорогой мой юный друг-читатель! На твоих глазах родилась новая форма (и очень старая одновременно) приобщения к лирике. Мы попробовали выпустить первую книгу из серии «Звучащая библиотека». Книга, на мой взгляд, стала живой. Ты себя как читатель проявил достаточно активно. Это не первая встреча с лирикой Фета, но впервые мы попробовали его так прочитать. Более основательная встреча впереди, через два года, когда мы постараемся из других материалов сложить более объёмно портрет автора, определить его место в русской лирике, а в выпускном классе рассмотрим проблему «Фет и русская поэзия XX века». Всё впереди. За пределами книги осталось так много интересного! “А напоследок я скажу” тебе: предлагаю выполнить ряд творческих заданий, присылай их нашей редколлегии. Вот они — пять заданий, ты выбираешь одно:
1. Напиши, понравилась ли тебе «Звучащая книга лирики Фета». Что было трудным? А что ты предложишь, чтобы такие книги были ещё интереснее? Какие рубрики, разделы и так далее?
2. Нарисуй обложку или афишу к «Звучащей лирике Фета».
3. Нарисуй иллюстрации к стихам А.Фета, сопроводив их строками поэта.
4. Разработай задания-карточки по лексике на основе стихотворных текстов А.Фета, аналогичные тем, которые имели место в нашей книге.
5. Напиши сочинение-миниатюру, озаглавив его строкой А.Фета: «Я пришёл к тебе с приветом, рассказать...». Расскажи о том, что тебя удивило, восхитило, поразило, вызвало положительные эмоции, понравилось, вдохновило, заинтересовало, запомнилось, обрадовало, очаровало...
Ждём — очень! — твоих писем, этюдов, бандеролей, рисунков. А ещё лучше — просто приходи к нам в редакцию на очередную литературную встречу, как всегда — по расписанию уроков. До свидания и до встречи.
Гоголь Н.В. Выбранные места из переписки с друзьями. V. Чтения русских поэтов перед публикою.
Магидсон С. Устная библиотека поэта // Альманах библиофила. Вып. 18. М.: Книга, 1985. С. 70–79.
Маймин Е.А. Афанасий Афанасьевич Фет. М.: Просвещение, 1989. С. 39–46 (Биография писателя).
Озеров Л.А. Лирика Фета // Фет А.А. Стихотворения. М.: Худ. литература, 1970.
Озеров Л.А. Мастерство и волшебство. М.: Советский писатель, 1972.
Потешки. Считалки. Небылицы. М.: Современник, 1989.
Русские писатели в Москве. М.: Московский рабочий, 1987. С. 454–464.
Семёнова М. Мы — славяне! Популярная энциклопедия. СПб.: Азбука, 1998. С. 141–142.
Словарь современного русского литературного языка: В 17 т. М.–Л.: Наука, 1950–1965 (или другие толковые словари русского языка).
Сухова Н.П. Дары жизни. Книга о трёх поэтах. М.: Детская литература, 1987. С. 3–50.
Толстой А.К. О литературе и искусстве. М.: Современник, 1986. С. 112.
Толстой С.Л. Очерки былого. 3-е изд. Тула, 1968. С. 97.
Успенский Л.В. Почему не иначе? Этимологический словарь школьника. М.: Детская литература, 1967.
Фет А.А. Воспоминания. М.: Правда, 1983. С. 27–228 («Ранние годы моей жизни»).
Шанский Н.М. В мире слов. М.: Просвещение, 1978.