Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №18/2005

Архив

Почтовый ящик

Планировать уроки литературы всегда сложно. Если ты начинающий учитель, очень трудно собрать необходимый материал к уроку, не упустить главного, увлёкшись каким-нибудь любимым автором и произведением. Если ты учитель с опытом, тебе хочется внести разнообразие в хорошо отработанные уроки, не превратить преподавание литературы в рутину. Особенно это касается уроков литературы в 11-м классе. Материала по литературе ХХ века много, он разнообразен, противоречив, часов, предусмотренных учебным планом, явно недостаточно для всеобъемлющего и качественного изучения этого сложного периода в развитии русской литературы. Да к тому же в 11-м классе хочется повторить пройденное ранее, подготовить учащихся к выпускным и вступительным экзаменам. Как быть?

Хорошим помощником для меня оказалась книга Л.Н. Силинской «Поурочные разработки к учебнику “В мире литературы. 11 кл.”: Учеб. для школ гуманитар. Профиля / А.Г. Кутузов, А.К. Киселев, Е.С. Романичева и др.; под ред. А.Г. Кутузова. М.: Дрофа, 2004», выпущенная издательством «Экзамен».

Автор пособия очень точно уловила специфику программы А.Г. Кутузова: в центре изучения на каждом уроке оказывается текст произведения, включённый в художественный мир писателя, в широкий литературный контекст.

Я нашла в этой книге всё необходимое для проведения уроков в 11-м классе. В ней много теоретического материала, как собственно литературоведческого, так и историко-литературного, и этико-философского. Этих сведений достаточно как для проведения обзорных уроков, так и для изучения монографических тем.

В каждом представленном конспекте определяется ведущая методическая цель урока, а также указываются формы проведения занятия, наиболее эффективно реализующие сформулированную цель. В пособии приводятся варианты лекционных занятий, задания для групповой и самостоятельной работы учащихся…

Л.М. Силинская очень удачно, на мой взгляд, включает в планирование уроков обязательную работу с учебником. Мы, учителя, часто впадаем в крайность: или боимся на шаг отступить от учебника, заменить предложенное задание другим, нарушить логику анализа произведения, предложенную автором, или наоборот, игнорируем учебник, используем на уроке только текст произведения и записи в тетради. Данное пособие помогает исправить подобные недостатки. Признаюсь: я чаще всего предлагаю учащимся поработать с учебником дома. А вот теперь научилась включать эту работу в ткань урока. Получилось замечательно!

Однако мне, как творческому человеку, иногда хотелось отступить от алгоритма урока, предложенного в пособии, даже поспорить с автором. Я, например, не сторонница большого количества лекционных занятий даже в старших классах. Поэтому иногда очень интересный и, безусловно, полезный лекционный материал, предложенный в пособии, я “переделывала” в беседу или даже в дискуссию. Я всё-таки за активные формы обучения.

Ещё одно. Мне показалось, что при планировании уроков автор пособия маловато времени уделяет аудиторной работе по развитию речи учащихся. Хотя в пособии предложены и рецензия на самостоятельно прочитанные произведения, и сочинение-исследование «Во глубине поэтической строки…», этих уроков явно недостаточно.

Полагаю, что стоило бы выделить хотя бы несколько учебных часов на повторение в конце года и подготовку к экзамену. Даже в сильном классе это необходимо, знаю по опыту.

В целом же, повторю, методическое пособие оказало мне, учителю с большим опытом работы, неоценимую помощь.

Елена ЕГОРОВА,
Москва
Рейтинг@Mail.ru