Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №17/2005

Читальный зал

КНИЖНАЯ ПОЛКА

РУССКИЕ ПИСАТЕЛЬНИЦЫ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА: Пособие для факультативных занятий по литературе в 10 классе / Составители С.Н. Воробьёва, Е.Н. Строганова. Редактор Е.Н. Строганова. Тверь: Золотая буква, 2004. 517 с. (Кафедра истории русской литературы Тверского государственного университета; Центр изучения и пропаганды женского творчества; Центр женской истории и гендерных исследований). РУССКИЕ ПИСАТЕЛЬНИЦЫ
ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ
XIX ВЕКА: Пособие для
факультативных занятий
по литературе в 10 классе /
Составители С.Н. Воробьёва,
Е.Н. Строганова.
Редактор
Е.Н. Строганова. Тверь:
Золотая буква, 2004. 517 с.

Материал этой книги уже был представлен читателям «Литературы» (2004. № 31), так что для начала можно порадоваться: теперь всё вышло в полноценном книжном объёме. Тверские филологи, а, может, лучше — филологини (коллектив издания полностью женский, за исключением технического редактора М.Архиреева), ориентируясь на требования современного школьного образования по литературе, подготовили издание, которое поможет ученикам, а, пожалуй, и учителям получить представление о существенных, но плохо осмысленных особенностях литературного процесса XIX века. Впрочем, это слишком скучно сказано. Ведь в книге собраны произведения Надежды Дуровой, Зинаиды Волконской, Евдокии Ростопчиной, Елены Ган, Елизаветы Кологривовой — женщин, не только избравших литературную стезю, но и обретших здесь признание, успех, ставших вдохновляющим примером для многих писательниц века двадцатого, музами феминизма, суфражизма, гендеризма и т.п.

Методическое и, если угодно, воспитательное значение этого сборника видится, разумеется, не в иллюстрировании трюизма: “и женщины писать умеют”. Представленные здесь проза и лирика, сопровождаемые подборкой критических и историко-литературных работ, а также методическими рекомендациями словеснику, в своей совокупности открывают мир духовных исканий человека, но, что нечасто удаётся увидеть, — глазами женщины.

Владислав Ходасевич, завершая свою статью о Евдокии Ростопчиной (она есть в сборнике), сказал очень точные слова: “В наши дни, напряжённые, нарочито сложные, духовно живущие не по средствам, есть особая радость в том, чтобы заглянуть в такую душу, полюбить её чувства, простые и древние, как земля, которой вращение, очарованье и власть вечно священны — и вечно банальны. Ах, как стары и дряхлы те, кому кажутся устарелыми зелёные вёсны, щёлк соловья и лунная ночь!”.

Действительно, восстановление справедливой полноты в изображении литературного процесса приносит нам неожиданное эстетическое дополнение в форме самоценных литературных творений. Именно благодаря своей камерности, обращённости к тонкой сфере душевных переживаний, они доныне остаются (и останутся) привлекательными, пропросту — живыми.

Жаль, конечно, что объём не позволил включить без сокращений все произведения редко издающихся писательниц, хотя библиографически подробный сопроводительный аппарат поможет каждому, кто не захочет ограничиться только факультативными занятиями по актуальной теме.

Игорь РУКАВИШНИКОВ
Рейтинг@Mail.ru