Читальный зал
КНИЖНАЯ ПОЛКА
РУССКИЕ ПИСАТЕЛЬНИЦЫ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА: Пособие для факультативных занятий по литературе в 10 классе / Составители С.Н. Воробьёва, Е.Н. Строганова. Редактор Е.Н. Строганова. Тверь: Золотая буква, 2004. 517 с. |
Материал этой книги уже был представлен читателям «Литературы» (2004. № 31), так что для начала можно порадоваться: теперь всё вышло в полноценном книжном объёме. Тверские филологи, а, может, лучше — филологини (коллектив издания полностью женский, за исключением технического редактора М.Архиреева), ориентируясь на требования современного школьного образования по литературе, подготовили издание, которое поможет ученикам, а, пожалуй, и учителям получить представление о существенных, но плохо осмысленных особенностях литературного процесса XIX века. Впрочем, это слишком скучно сказано. Ведь в книге собраны произведения Надежды Дуровой, Зинаиды Волконской, Евдокии Ростопчиной, Елены Ган, Елизаветы Кологривовой — женщин, не только избравших литературную стезю, но и обретших здесь признание, успех, ставших вдохновляющим примером для многих писательниц века двадцатого, музами феминизма, суфражизма, гендеризма и т.п.
Методическое и, если угодно, воспитательное значение этого сборника видится, разумеется, не в иллюстрировании трюизма: “и женщины писать умеют”. Представленные здесь проза и лирика, сопровождаемые подборкой критических и историко-литературных работ, а также методическими рекомендациями словеснику, в своей совокупности открывают мир духовных исканий человека, но, что нечасто удаётся увидеть, — глазами женщины.
Владислав Ходасевич, завершая свою статью о Евдокии Ростопчиной (она есть в сборнике), сказал очень точные слова: “В наши дни, напряжённые, нарочито сложные, духовно живущие не по средствам, есть особая радость в том, чтобы заглянуть в такую душу, полюбить её чувства, простые и древние, как земля, которой вращение, очарованье и власть вечно священны — и вечно банальны. Ах, как стары и дряхлы те, кому кажутся устарелыми зелёные вёсны, щёлк соловья и лунная ночь!”.
Действительно, восстановление справедливой полноты в изображении литературного процесса приносит нам неожиданное эстетическое дополнение в форме самоценных литературных творений. Именно благодаря своей камерности, обращённости к тонкой сфере душевных переживаний, они доныне остаются (и останутся) привлекательными, пропросту — живыми.
Жаль, конечно, что объём не позволил включить без сокращений все произведения редко издающихся писательниц, хотя библиографически подробный сопроводительный аппарат поможет каждому, кто не захочет ограничиться только факультативными занятиями по актуальной теме.