Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №16/2005

Читальный зал

КНИЖНАЯ ПОЛКА

Б.В. Асафьев (Игорь Глебов). РУССКАЯ ЖИВОПИСЬ: Мысли и думы. М.: Республика, 2004. 392 с. Б.В. Асафьев (Игорь Глебов).
РУССКАЯ ЖИВОПИСЬ:
Мысли и думы.
М.: Республика,
2004. 392 с.

Порой задумываешься не только над тем, куда несёт нас рок событий (здесь-то как раз всё более или менее ясно), а над предметами более прозаическими. Например: можно ли понять логику развития литературы, её художественного языка без знания истории живописи, скульптуры, музыки, архитектуры?

Знаменитый русский учёный-музыковед, композитор, педагог Борис Владимирович Асафьев (1884–1949) ответ на этот вопрос дал в форме книги «Русская живопись». Особенно знаменательно, что он был не только выпускником Петербургской консерватории по классу композиции, но и историко-филологического факультета Петербургского университета, что подтверждает высокую профессиональную ответственность его замысла.

Вообще-то Асафьев готовил трёхтомный цикл «Мысли и думы», где намечал обобщить свой многолетний и многообразный опыт изучения творчества. Сюда должны были войти его исследования сочинений русских и зарубежных композиторов, размышления о музыке, изобразительном искусстве, литературе, воспоминания… Эссе? “Что-то вроде признаний или даже исповеди”, — отвечает Асафьев. Это стремление к свободной, не скованной научными жанрами речи не только интеллектуальный протест Асафьева, оказавшегося в узилище искусствоведения по-большевистски. Асафьеву далось большее. Он смог осознать, что не только в тоталитарном большевизме причина многих кризисных явлений в искусстве. Есть внутренние стеснения духа, есть пошлые компромиссы, заключаемые художником с бытием, вне всякой зависимости с тем, какой император на троне, какой президент в «паккарде»…

Недаром, разумеется, талантливейший музыковед, Асафьев обратился к живописи. Это был не дилетантский порыв, а продуманная попытка, обратившись к сопредельному материалу, увидеть тяготы, проблемы и вообще логику своего… А если учесть, что и стилистом Асафьев был выдающимся, его книга о русской живописи поможет понять многое из происходившего в русской литературе того времени.

Л.М.
Рейтинг@Mail.ru