Я иду на урок
Я иду на урок
Татьяна ХАРЛОВА
Татьяна Иосифовна ХАРЛОВА (1951) — учитель русского языка и литературы. МОУ «Гимназия» в г. Салехарда Ямало-Ненецкого АО. Отличник народного просвещения.
Русская стихотворная пародия второй половины XIX века — её место в литературной борьбе
Урок литературы в 10-м классе
В дни затишья стихи “пародируй”,
Подражая любому певцу......Я пишу пародии? Отнюдь!.. Д.Д. Минаев К.Прутков
Подготовка к работе по данной теме. Учащиеся должны самостоятельно сформулировать цели урока, такие, например, как:
- выяснить, что такое пародия;
- вспомнить о литературной борьбе второй половины XIX века в России;
- вспомнить имена русских поэтов этого периода, узнать, кто из них писал пародии, на каких авторов;
- выяснить, каково место стихотворной пародии в общественной жизни и литературной борьбе данного периода.
Напомнив ребятам о том, что слово “пародия” греческое, буквальный перевод — “пение наизнанку”, от para — против и ode — песнь, учитель предоставляет слово заранее подготовленному ученику, который рассказывает о развитии жанра пародии.
Источники:
1. Литературный энциклопедический словарь. М.: Советская Энциклопедия, 1987.
2. Литература и искусство // Универсальная энциклопедия школьника. Минск–Валев, 1995.
На доске записаны вопросы для учащихся, на которые они ответят, прослушав сообщение.
— Чем интересна литературная жизнь второй половины XIX века? Между представителями каких поэтических течений шла литературная борьба в это время? В чём смысл этой борьбы?
— Почему именно в этот период широко распространился жанр пародии? Как вы думаете, пародировали поэтов какого течения?
Сообщение учащихся о литературной борьбе, о поэзии “чистого искусства”.
— Знакомо ли вам имя Козьмы Пруткова? Что вы о нём знаете? (Ответы свободные.)
Сообщение о создании “литературной маски” Козьмы Пруткова. (Заранее подготовленный ученик.)
Учитель напоминает классу, что эпоха 60-х годов XIX века — сложное время в истории России. Это эпоха крестьянской реформы и вызванных ею новых веяний русской жизни. Произведения Пруткова в эти годы печатались в революционно-демократических журналах «Современник» и «Искра», а также в журнале «Развлечения».
Предшественники и современники Пруткова в “лёгком” жанре высмеивали и обличали конкретные явления жизни и писали пародии на эстетически чуждые и идейно враждебные или отжившие литературные образцы. Цель создания литературного типа они перед собой не ставили даже в тех случаях, когда писали от одного какого-нибудь вымышленного лица. “Госпожа Курдюмова” Мятлева, “Новый поэт” Панаева, “Конрад Лилиеншвагер” Добролюбова — это литературные псевдонимы, которые могли быть заменены и другими.
В пародиях Козьмы Пруткова вырисовывалась его личность, живое лицо, с определёнными типическими чертами, воспитанными в нём временем, к которому он принадлежал, — предреформенной эпохой.
После этого класс вместе с учителем анализирует стихотворения «Юнкер Шмидт» и «Перед морем житейским».
После этого проводится работа в группах: сравнительный анализ пародий К.Пруткова и пародируемых стихотворений.
1-я группа. Полонский Я.П. «Финский берег» — Прутков К. «Разочарование».
2-я группа. Хомяков А.С. «Желание» — Прутков К. «Желания поэта».
3-я группа. Хомяков А.С. «Иностранке» — Прутков К. «В альбом красивой чужестранке».
4-я группа. Бенедиктов В.Г. «Кудрик» — Прутков К. «Шея».
5-я группа. Фет А.А. «Непогода. Осень. Куришь...» — Прутков К. «Осень».
6-я группа. Фет А.А. «В дымке-невидимке...» — Прутков К. «Блёстки во тьме».
Задания группам
1. Короткое сообщение об авторе стихотворения. (Для этого на столах учащихся приготовлены материалы, взятые из энциклопедий, вступительных статей к сборникам стихов и т.п.)
2. Тема стихотворения и тема пародии.
3. Что хотел сказать своим стихотворением поэт и что пародист?
4. Жанр и стиль стихотворения. Как они обыграны в пародии?
5. Лексика стихотворения и лексика пародии. Что общего? Художественные средства языка, используемые в пародии.
6. Почему мы смеёмся, читая пародию?
7. Зачем написана пародия? Что пародист хотел сказать читателям?
Затем классу предлагается сделать выводы:
1. Зачем нужна пародия?
2. Жанр пародии, чем он интересен?
3. Как вы думаете, сохранился ли в наше время жанр пародии в литературе?
Учащиеся получают домашнее задание: найти материал и приготовить сообщения о поэтах-пародистах второй половины XIX века.
Литература
1. Дмитриев В.Г. Скрывшие своё имя. М.: Наука, 1978.
2. Илюшин А.А. Стихотворения и поэмы А.К. Толстого. М.: Издание МГУ, 1999.
3. Муза пламенной сатиры // Из русской стихотворной сатиры XIX–XX веков. М.: Наука, 1978.
4. Муравьёв Е.М., Богоявленская А.Е. Формы организации учебных занятий // Завуч. 1998. № 4.
5. Программно-методические материалы // Литература. 5–11 классы / Сост. Т.А. Калганова. М.: Дрофа, 1998.
6. Русские писатели. XIX век // Биобиблиографический словарь: В 2 ч. Ч. 2 (М–Я). М.: Просвещение; Учебная литература, 1996.