Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №16/2005

Я иду на урок

Я иду на урок

Татьяна ХАРЛОВА


Татьяна Иосифовна ХАРЛОВА (1951) — учитель русского языка и литературы. МОУ «Гимназия» в г. Салехарда Ямало-Ненецкого АО. Отличник народного просвещения.

Русская стихотворная пародия второй половины XIX века — её место в литературной борьбе

Урок литературы в 10-м классе

В дни затишья стихи “пародируй”,
Подражая любому певцу...
  ...Я пишу пародии? Отнюдь!..
Д.Д. Минаев К.Прутков

Подготовка к работе по данной теме. Учащиеся должны самостоятельно сформулировать цели урока, такие, например, как:

  • выяснить, что такое пародия;
  • вспомнить о литературной борьбе второй половины XIX века в России;
  • вспомнить имена русских поэтов этого периода, узнать, кто из них писал пародии, на каких авторов;
  • выяснить, каково место стихотворной пародии в общественной жизни и литературной борьбе данного периода.

Напомнив ребятам о том, что слово “пародия” греческое, буквальный перевод — “пение наизнанку”, от para — против и ode — песнь, учитель предоставляет слово заранее подготовленному ученику, который рассказывает о развитии жанра пародии.

Источники:

1. Литературный энциклопедический словарь. М.: Советская Энциклопедия, 1987.

2. Литература и искусство // Универсальная энциклопедия школьника. Минск–Валев, 1995.

На доске записаны вопросы для учащихся, на которые они ответят, прослушав сообщение.

— Чем интересна литературная жизнь второй половины XIX века? Между представителями каких поэтических течений шла литературная борьба в это время? В чём смысл этой борьбы?

— Почему именно в этот период широко распространился жанр пародии? Как вы думаете, пародировали поэтов какого течения?

Сообщение учащихся о литературной борьбе, о поэзии “чистого искусства”.

— Знакомо ли вам имя Козьмы Пруткова? Что вы о нём знаете? (Ответы свободные.)

Сообщение о создании “литературной маски” Козьмы Пруткова. (Заранее подготовленный ученик.)

Учитель напоминает классу, что эпоха 60-х годов XIX века — сложное время в истории России. Это эпоха крестьянской реформы и вызванных ею новых веяний русской жизни. Произведения Пруткова в эти годы печатались в революционно-демократических журналах «Современник» и «Искра», а также в журнале «Развлечения».

Предшественники и современники Пруткова в “лёгком” жанре высмеивали и обличали конкретные явления жизни и писали пародии на эстетически чуждые и идейно враждебные или отжившие литературные образцы. Цель создания литературного типа они перед собой не ставили даже в тех случаях, когда писали от одного какого-нибудь вымышленного лица. “Госпожа Курдюмова” Мятлева, “Новый поэт” Панаева, “Конрад Лилиеншвагер” Добролюбова — это литературные псевдонимы, которые могли быть заменены и другими.

В пародиях Козьмы Пруткова вырисовывалась его личность, живое лицо, с определёнными типическими чертами, воспитанными в нём временем, к которому он принадлежал, — предреформенной эпохой.

После этого класс вместе с учителем анализирует стихотворения «Юнкер Шмидт» и «Перед морем житейским».

После этого проводится работа в группах: сравнительный анализ пародий К.Пруткова и пародируемых стихотворений.

1-я группа. Полонский Я.П. «Финский берег» — Прутков К. «Разочарование».

2-я группа. Хомяков А.С. «Желание» — Прутков К. «Желания поэта».

3-я группа. Хомяков А.С. «Иностранке» — Прутков К. «В альбом красивой чужестранке».

4-я группа. Бенедиктов В.Г. «Кудрик» — Прутков К. «Шея».

5-я группа. Фет А.А. «Непогода. Осень. Куришь...» — Прутков К. «Осень».

6-я группа. Фет А.А. «В дымке-невидимке...» — Прутков К. «Блёстки во тьме».

Задания группам

1. Короткое сообщение об авторе стихотворения. (Для этого на столах учащихся приготовлены материалы, взятые из энциклопедий, вступительных статей к сборникам стихов и т.п.)

2. Тема стихотворения и тема пародии.

3. Что хотел сказать своим стихотворением поэт и что пародист?

4. Жанр и стиль стихотворения. Как они обыграны в пародии?

5. Лексика стихотворения и лексика пародии. Что общего? Художественные средства языка, используемые в пародии.

6. Почему мы смеёмся, читая пародию?

7. Зачем написана пародия? Что пародист хотел сказать читателям?

Затем классу предлагается сделать выводы:

1. Зачем нужна пародия?

2. Жанр пародии, чем он интересен?

3. Как вы думаете, сохранился ли в наше время жанр пародии в литературе?

Учащиеся получают домашнее задание: найти материал и приготовить сообщения о поэтах-пародистах второй половины XIX века.

Литература

1. Дмитриев В.Г. Скрывшие своё имя. М.: Наука, 1978.

2. Илюшин А.А. Стихотворения и поэмы А.К. Толстого. М.: Издание МГУ, 1999.

3. Муза пламенной сатиры // Из русской стихотворной сатиры XIX–XX веков. М.: Наука, 1978.

4. Муравьёв Е.М., Богоявленская А.Е. Формы организации учебных занятий // Завуч. 1998. № 4.

5. Программно-методические материалы // Литература. 5–11 классы / Сост. Т.А. Калганова.  М.: Дрофа, 1998.

6. Русские писатели. XIX век // Биобиблиографический словарь: В 2 ч. Ч. 2 (М–Я). М.: Просвещение; Учебная литература, 1996.

Рейтинг@Mail.ru