Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №16/2005

Архив

Ключ к номеру

В наших постоянных поисках наиболее эффективных форм школьного литературного образования мы порой забываем о том, что обучение навыкам письменной речи предполагает не какие-то лабораторные занятия, а полноценное освоение жизненных реальностей. Мы должны не только учить детей писать письма (пусть и электронные), но и открыть им мир семейных ценностей, мир семейной памяти, между прочим, всегда связанный с жизнью страны.

Педагоги из Пензы делятся своим в высшей степени интересным и ждущим распространения опытом записи школьниками семейных воспоминаний. Здесь они относятся ко времени Великой Отечественной войны, но мы готовы и впредь продолжать сходные публикации материалов, в которых органически соединятся нравственные и литературно-профессиональные начала.

Пока что лето, но уже стоит у порога школы новый учебный год. Как напоминание о нём — материалы для урока по литературе, посвящённого стихотворной пародии, — это тема, всегда вызывающая благодарный интерес учеников.

Две статьи номера посвящены Чехову, и обе способствуют свежему прочтению хрестоматийных произведений. Наш постоянный автор, профессор-славист из Венгрии Золтан Хайнади, предлагает неожиданное и вместе с тем очень убедительное толкование знаменитого чеховского образа — Душечки, которой в своё время досталось от большого знатока литературы, В.И. Ульянова. В.А. Кошелев, обратившись к истории чеховского псевдонима “Человек без селезёнки”, открыл немало удивительных подробностей его употребления. Столь же неординарна и статья учителя литературы С.А. Горбушина, предлагающего перечитать ещё раз знакомые страницы замечательной прозы Исаака Бабеля. И, по нашей традиции, следом даём ученическое сочинение — также по рассказу из «Конармии». Есть над чем подумать, когда придёт время соответствующих уроков.

Игровая поэзия и литература в целом неразрывно связаны с миром детства. Ещё один наш давний автор, А.Г. Машевский, рассматривает не просто феномены творчества Хармса, Введенского, Олейникова, Заболоцкого, но пытается установить их художественную общность, реализованную в круге чинарей-обэриутов. Помимо интересных историко-литературных построений, словесники найдут в статье плодотворные подходы для работы, например, с литературными кружками.

Так, соединяя традиционное, проверенное и новое, живое, жизнетворное, и надеемся работать в наступающем учебном году.

Рейтинг@Mail.ru