Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №14/2005

Я иду на урок

Я иду на урок

Людмила МУЗИЯНОВА


Людмила Арсентьевна МУЗИЯНОВА — учитель русского языка и литературы Новобиинской школы деревни Новая Бия Вавожского района Удмуртской Республики.

Заключительный урок в 6-м классе по сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца»

Этот урок проводится как заключительное занятие после изучения сказки-были «Кладовая солнца». Занятие рассчитано на два часа.

В начале урока ребятам предлагается нарисовать, как они представляют, что такое “я”, что такое “мы”.

(Шарик воздушный — много шариков, грустный человек — много весёлых детей, лист на дереве — много листочков на деревьях, цветочек — букет, капля воды — море…)

Записи работы вывешиваются на доске в две колонки. Следующее задание: напишите “я”, рядом — “мы”; подберите к ним ассоциации — слова любой части речи, рифмы, созвучия и так далее.

(“Я” — боль, страх, одиночество, подозрительный, бояться, скучно, плохо, тихо, пустота, вечер, мечта, стеснительный, грусть, тоска, раздумья, мучения, горе…

“Мы” — легче, радость, смех, дружба, семья, вместе, сила, защита, облегчение, спокойно, лучше, надежда, поддержка, весело, друзья, любовь, опора, улыбка, узел…)

Список читается вслух, причём ребята могут его дополнять. После этого им предлагается подчеркнуть два самых важных для них слова из первой колонки (“я”) и второй (“мы”). С этими словами составляются вопросы.

Примеры (из работ учащихся)

— Каким должен быть друг?

— Что такое страх?

— Что такое жизнь?

— Как можно добиться победы?

— Что такое одиночество?

— Когда ты больше всего чувствуешь своё одиночество?

— Что вы испытываете, когда видите одинокого человека?

— Что такое свобода?

— Как вы думаете, связаны ли между собой по смыслу слова “узел” и “семья”?

— Почему боязнь присутствует и среди друзей?

— Что такое доверие?

— Что такое понимание?

— Что является опорой в жизни?

— Когда вы спокойны?

— Что такое любовь?

Вопросы читаются вслух, после чего предлагается задание: обменяйтесь с соседом вопросами и ответьте письменно на один из них (работа в паре). Ответы также читают вслух.

Примеры 

Самая главная опора в жизни — друзья. Человек не может жить без друзей. Недаром говорят: “Дерево держится корнями, а человек — друзьями”.

Юра Пономарёв

Так как некоторые люди очень скрытны, не знаешь, друг он тебе или враг. И среди друзей есть предатели и лгуны. Это может раскрыться в самые трудные минуты жизни.

Алла Борисова

Жизнь — это Божий дар. Поэтому мы должны беречь каждую минуту жизни, прожить её с большой пользой для себя и других.

Костя Клёнов

Слова “узел” и “семья”, безусловно, связаны между собой, потому что после брака и рождения детей любовь крепко связывает всех членов семьи — завязывается большой узел любви и добра.

Таня Морозова

Понимание — это добро, самое тёплое и всем очень нужное.

Алла Борисова

Одиночество — это страх, когда рядом с тобой никого нет.

Коля Трефилов

Когда человек умеет любить и природу, и родину, и своих ближних, он счастлив.

Толя Матвеев

Страх — это то, что нельзя выразить словами. Когда боишься того, чего нет на самом деле.

Оля Дементьева

В нашем классе много учащихся. И мне нравится каждый. Каждый чем-то интересен, что-то умеет. Мы всегда помогаем друг другу, потому что бесконечно доверяем друзьям. Пусть это доверие будет жить всегда.

Юра Пономарёв

Следующий этап — групповая работа: подчеркните вопросы, на которые нам даёт ответы М.М. Пришвин в повести, подтвердите примерами из текста и проанализируйте их.

Примеры, предложенные группами.

— Что такое жизнь?

(От Лежачего камня пути Насти и Митраши расходятся. Каждый словно выбирает свой путь в жизни. Жизнь — это кладовая солнца. Но её сокровища открываются не очень просто и не каждому. В жизни каждого человека бывает и плохое, и хорошее. Также и у Насти и Митраши. Через все испытания прошли герои, пока не пришли к истине — любви, пониманию и согласию.)

— Что такое дружба?

(Учащиеся выбрали отрывок “Лет двести тому назад <…> восходу великого солнца” и проанализировали тему дружбы и соперничества: обречённые на случайное соседство ель и сосна мучаются два столетия, и в мире людей бывает так же — желание доказать свою правоту, не считаясь с товарищем, может закончиться плохо — как с Настей и Митрашей.)

— Что такое одиночество?

(Серый помещик — олицетворение одиночества. Ему противопоставлено товарищество Настя–Митраша–Травка.)

— Каким должен быть друг?

(Таким, как Травка. Травка, живущая в “полуобвалившейся картофельной яме”, не превратилась в дикого зверя. Антипыч передал ей всё доброе, человеческое. Собака — верный друг человека — спасла Митрашу.)

— Что такое любовь?

(Любовь — основа жизни. Митраша понял это, находясь на волоске от смерти, в болоте. Понял через Травку. А Травке, как мы уже знаем, это передал мудрый Антипыч.)

— Что такое страх?

(Митраша, чувствуя, что болото засасывает его глубже и глубже, понял, что ему никто помочь не сможет — рядом никого не было. Страх охватил его.)

Учащиеся сделали вывод, что почти на все составленные ими вопросы можно найти ответы в тексте. Это говорит о том, что М.М. Пришвина всегда волновали добро, любовь, красота.

После этого ребятам предлагается написать слова “кладовая” и “солнце” и подобрать слова-ассоциации.

Примеры предложенных ребятами ассоциаций.

“Кладовая” — ценность, золото, кормилица, помощница, погреб, чудо, сердце, хранилище, сундук, клад, склад, секреты, детство, память, сюрприз, запасы, жизнь, богатство, душа, человек…

“Солнце” — тепло, свет, жизнь, любовь, смех, лето, детство, нежность, природа, заря, мама, пляж, веселье, каникулы, ласка, луч, радость, уют…

Затем учащиеся составляют словосочетания, соединив слова из первой и второй групп, читают свои работы в группе, а затем выборочно в классе.

(Уютное помещение, богатство сердца, любовные секреты, хранитель тепла, кладезь жизни, свет удовольствия, красота природы, сюрпризы жизни, ценное тепло, добро человека, веселье детей, отдых на пляже, защитница смеха, чудо света, память о маме, погреб детства, океан жизни, ценность ласки, секреты любви, помещение тепла, богатства природы, нежное тепло, запасы земли, добрая ласка, светлая доброта…)

Самые важные, по мнению ребят, словосочетания подчёркиваются. Затем они дают определения словосочетанию “кладовая солнца” и читают их вслух.

Кладовая солнца — это хранительница вечного добра.

Юра Пономарёв

Кладовая солнца — чудесный смех детей, золотые лучи речи, богатое сердце любящих, адресованное природе.

Таня Морозова

Кладовая солнца — это жизнь человека с его способностью любить.

Витя Лебедев

Кладовая солнца — это сердечное богатство человека в природе.

Саша Шубин

Кладовая солнца — это любовь, доброта.

Коля Трефилов

Кладовая солнца — это ценность земли, океан жизни, секрет жизни природы и человека.

Алла Борисова

Кладовая солнца — всё то, что связано с сердцем.

Павел Санников

Кладовая солнца — это жизнь, богатство земли.

Костя Клёнов

Кладовая солнца — это секрет природы.

Надя Малкова

После этого ребята выбирают эпиграф к нашему занятию (раздаются в группы карточки с пословицами). Можно предложить свой вариант. Каждая группа должна обосновать своё мнение.

Пословицы

Где дружба и совет — там и свет.

Гору разрушает ветер, людскую дружбу — слова.

Дерево держится корнями, человек — друзьями.

Дружба заботой да подмогой крепка…

В заключение предлагается ответить на вопросы: как чувствовали себя на уроке? Что узнали? Какие задания были для вас сложными?

— Сначала было нелегко, но помог сосед, поддержали в группе.

— Думал, что кладовая солнца — это только то, что касается природы, но не человека. Потом понял свою ошибку, и легко стало.

— Задумался о смысле жизни.

— Я научился думать. Радуюсь этому.

— Узнал много полезного. Думаю, мне эти знания в жизни пригодятся.

— Слова-ассоциации помогают прийти к неожиданным выводам. Само собой складно получается. Это здорово!

— Мне интересно было всё.

Рейтинг@Mail.ru