Я иду на урок
Я иду на урок
Тамара ГАЙСЕНОК
Тамара Николаевна ГАЙСЕНОК (1956) — учитель литературы лицея № 2 г. Братска Иркутской области.
Сказка-быль М.М. Пришвина “Кладовая солнца"
Заключительный урок в 6-м классе
Вставай же, друг мой!
Собери в пучок лучи своего счастья,
будь смелей, начинай борьбу, помогай солнцу!
Учитель. Сегодня у нас заключительный урок по сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца». Вы многое знаете об этом произведении, и, я надеюсь, с удовольствием поделитесь своими знаниями, а вместе мы поймём нечто важное. Поздоровайтесь со мной по-тетеревиному!
— Ши!
— А как по-тетеревиному “солнце”?
— Чуф!
— Что ж, знание текста радует. Это поможет нам разобраться в теме сегодняшнего урока.
Знакомство с темой и эпиграфом
Сегодня нам предстоит понять, к каким людям приходит успех: житейский, человеческий; кто остаётся человеком и в трудной ситуации.
М.М. Пришвин по специальности был агрономом, а значит, хорошо знал всё, связанное с растениями, ботанику. У ботаников есть термин — “разнотравье”. Он относится к цветущим лугам, где десятки разнообразных и весёлых цветов. Думается, что каждый из вас видел такой луг и легко может себе его представить. Мне кажется, что прозу М.М. Пришвина можно с полным правом назвать “разнотравьем русского языка”. К.Паустовский говорил, что “слова у Пришвина цветут, сверкают, шелестят, как травы”.
Приглашаю вас полюбоваться словом как частью этого “цветущего луга”. Для этого выполним задания.
Задание для одной половины класса:
- Найти в тексте или вспомнить слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Задание для второй половины класса:
- Найти в тексте сравнения и олицетворения.
Задания выполняются одновременно, ответы заслушиваются поочерёдно. Ребята могут помогать друг другу.
— Почему автор использует слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами? О чём это говорит?
(О любви к природе. О том, что он относится к ней ласково, с уважением. Человек и природа неразрывно связаны друг с другом.)
— Какую роль играют в тексте сравнения и олицетворения?
(Сравнения помогают лучше представить то, о чём пишет автор, украшают произведение и нашу речь. Олицетворения подчёркивают восприятие автором природы как живого существа.)
Теперь вы сможете использовать эти изобразительно-выразительные средства в своих сочинениях и написать их так же интересно, как М.Пришвин. Или почти так.
Разминка
Встаньте, пожалуйста. Представьте себе, что вы берёзки, ёлочки, дубы в пришвинском лесу. Потянитесь, листочками помашите.
Давайте повторим путь Насти и Митраши. Но сначала выберем двух учеников, которые начертят нам схему этого пути. Помните сказочный камень? Что на нём было написано? А дальше знание текста и сообразительность помогут вам изобразить маршрут Насти и Митраши. На их тропах коротко напишите, что им пришлось преодолеть.
(Задание проверяется по мере выполнения и всегда приветствуется учениками.)
Итак, к Лежачему камню пришли брат и сестра, дружные, любящие друг друга. Докажите это текстом.
— Что произошло потом?
(Дети поспорили, и каждый пошёл своей тропой. Настя по изведанной тропе, проверенной многими. Лобастый “мужичок в мешочке” избирает малоизвестную тропку.)
— Какие трудности встретились на их пути?
(Митраша из-за своей горячности и упрямства попал в болото и едва не утонул, но благодаря выдержке, смекалке и помощи Травки выбрался из болота да ещё и Серого помещика убил.)
— Думал ли Митраша в это время о Насте?
(Конечно, думал.)
— А как вы догадались об этом? Ведь в тексте напрямую об этом не написано.
Психологи считают, что в экстремальных ситуациях выживает тот человек, который знает, что ему нельзя погибнуть, потому что где-то там мать, сестра, дочь, которые очень его любят и которых любит он.
— Вернёмся к Насте. С какими трудностями сталкивается она?
(Настю охватила жадность. Она позабыла обо всём, даже о брате. Потеряла человеческий облик.)
Докажите это текстом.
— Что помогло Насте опомниться?
(Пень, который согревал всех, и змея.)
— Пень и змея — часть живой природы. И именно природа вернула Насте человеческий облик. Что сделала Настя, когда опомнилась?
(Закричала: “Братец! Митраша!”)
— А теперь давайте сделаем вывод: что же поняли дети? В чём правда жизни? Кто остаётся человеком в любой жизненной ситуации?
(Настя и Митраша поняли, что они любят друг друга, что нужны друг другу. Благодаря этой любви они выжили и остались людьми. А это и есть суровая правда жизни — вековая борьба людей за любовь.)
Сочинение-миниатюра
Темы:
1. Что я узнал о жизни, прочитав «Кладовую солнца»?
2. Какие мысли навеяло мне произведение «Кладовая солнца»?
Тему миниатюры ребята выбирают по желанию.
В конце урока можно прочитать несколько сочинений, они, как правило, бывают очень хорошими, и читать их — одно удовольствие.
Домашнее задание “для души”. Задумайтесь о том, как вы относитесь к маме, папе, сестре, брату. Скажите им ласковое слово. Пообщайтесь с братьями нашими меньшими.