Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №14/2005

Архив

Школа в школе

Елена ВАСЬКОВА


Роль гимназических работ в развитии читательских интересов подростков

В гимназии № 1 не первый год проводятся гимназические творческие работы по разным предметам, в том числе и по литературе. За последние три года изменилась форма их проведения, особенно в среднем звене. Дети 10–11 лет одарены богатым воображением, им свойственна неповторимость суждений, свежесть восприятия самых разных писателей и поэтов. В работе учителя это чрезвычайно ответственный период, когда важно не загубить природой данную впечатлительность и восприимчивость ребёнка. Вместе с тем начиная с этого возраста возможно и нужно воспитывать в ученике тонкого и вдумчивого читателя, расположенного к сотворчеству, способного сопереживать слову, улавливать оттенки настроений автора и персонажей. Как справедливо пишет В.Г. Маранцман, “детское мышление ассоциативно. В этом смысле сознание ребёнка близко художественному <...> Одна из бед нашей школы состоит в том, что мы не поддерживаем, а разрушаем ассоциативность мышления”. Именно игра, но понятая широко, а значит, не ограниченная лишь викторинами, конкурсами, соревнованиями, создаёт условия для развития ассоциативного мышления и формирования творческого читателя в подростке. Поэтому мы решили проводить гимназические работы в среднем звене в игровой форме.

Сразу необходимо пояснить: на лето учащиеся получают список произведений для литературного тестирования (оно проводится в сентябре по четырём обязательно прочитанным книгам) и список произведений для гимназической работы (из четырёх предложенных книг ученик должен прочитать одну). Работа проводится во втором полугодии.

Наиболее интересной формой гимназической работы стал литературный турнир. Класс заранее делится на команды. В каждой группе должны быть ребята, прочитавшие разные книги. В команде у школьника снимается страх перед персональным наказанием и появляется свобода, право на ошибку: игра большая, всё можно поправить. И, как ответная реакция на эту внутреннюю раскрепощённость, рождается чувство ответственности за команду. Психологический комфорт и возможность реализовать себя, пожалуй, самое нужное для ребят не только на турнире, но и на каждом уроке. Поэтому отдельные задания можно и нужно использовать на повседневных уроках.

Этапы литературной игры

1. Создание художественной установки:

  • блицопрос;
  • конкурс «Мир литературных вещей»;
  • конкурс «Создаём литературный образ»;
  • вопросы друг другу.

2. Тесты, которые способствуют целостному восприятию художественного текста. В центре внимания особенности композиции, за которыми замысел автора, художественная идея произведения.

3. Творческие задания, которые проверяют способности ребят к эстетическому переносу, то есть глубине усвоения знаний.

Пример литературного турнира в 7-м классе

В списке произведений для гимназической работы четыре книги.

1. Сборник Н.В. Гоголя «Миргород».

2. Новеллы О.Генри.

3. «А зори здесь тихие...» Б.Васильева.

4. «Чучело» В.Железникова.

Гимназическая работа начинается с блицопроса, цель которого — выявить уровень знания учащимися текста в его подробностях.

Блицопрос

  • Какому персонажу принадлежит та или иная “особая примета”?

1. “Лёгкие морщины... были расположены с такой приятностию, что художник, верно бы, украл их. По ним можно было, казалось, читать всю жизнь, ясную, спокойную”.

(Афанасий Иванович Товстогуб и его жена Пульхерия Ивановна из повести «Старосветские помещики».)

2. “Прекрасные волосы распались, блестя и переливаясь, точно струи каштанового водопада. Они спускались ниже колен и плащом окутывали почти всю её фигуру”.

(Делла из новеллы «Дары волхвов».)

3. “На спине у неё торчали, как крылышки, лопатки”.

(Лена Бессольцева из повести «Чучело».)

4. “Уж больно девка своя-то была, лесная, уж больно устроилась уютно, уж больно теплом от неё тянуло, как от русской родимой печки”.

(Лиза Бричкина из повести «А зори здесь тихие...».)

5. “Голова у ... похожа на редьку хвостом вниз; голова ... на редьку хвостом вверх”.

(Иван Иванович, Иван Никифорович.)

6. “Из-под ресниц правого глаза её покатилась слеза, и когда она остановилась на щеке, то он различил ясно, что это была капля крови”.

(Мёртвая панночка из повести «Вий».)

7. “Замухрышка... худущая, востроносая, косички из пакли, и грудь плоская, как у мальчишки”.

(Галка Четвертак.)

  • Вспомни “рецепты” и полезные сведения из повести Б.Васильева «А зори здесь тихие...».

1. Как развести костёр, чтобы без дыма был, но с жаром?

(Надо нарубить сухостой. “И накажи им, чтобы тот рубили, который ещё без лишая стоит. Чтоб звонкий был”.)

2. Сороки в лесу кричат. Что это значит?

(Значит, идёт кто-то, беспокоит их.)

3. “Всё-то он (Васков) делал спокойно, неторопливо, но время шло, и мысли в его голове шарахались, как мальки на мелководье. Никак собрать их не мог”.

А что бы помогло старшине Васкову?

(“...Жалел, что нельзя топор взять да порубить дровишек: глядишь, и улеглось бы тогда, ненужное бы отсеялось, и нашёл бы он выход из этого положения”.)

4. Старшина “велел костры палить подымнее, кричать да аукаться, чтоб лес звенел. А из-за кустов не слишком всё же высовываться, ну мелькать там, показываться, но не очень. И сапоги велел снять”. Почему?

(“Сапоги, пилотки, ремни — всё, что военную форму определяет”.)

5. Что происходит с человеком в минуты опасности?

(Старшина говорил, что “человек в опасности либо совсем ничего не соображает, либо сразу за двоих”.)

Конкурс «Мир литературных вещей»

Сейчас каждый из вас может воочию увидеть предмет, который литература “прячет” за словом.

Капитаны выбирают подносы, снимают салфетки и показывают всем участникам турнира предметы, называя их. Затем команды думают над тем, какие из этих вещей встречались в рассматриваемых произведениях. Называете “литературную вещь” и произведение. За каждый правильный ответ 1 балл.

Команда 1

1. Томик А.Блока.

(Предмет Сони Гурвич — подарок “очкастого соседа по лекциям”.)

2. Шпилька.

(Предмет Деллы из новеллы О.Генри «Дары волхвов».)

Команда 2

1. Круглый чёрный хлеб.

(Предмет из повести «Тарас Бульба». Андрий “бросился к возу и схватил несколько чёрных хлебов себе под руку”.)

2. Палитра с жёлтой и зелёной краской.

(Предмет из новеллы О.Генри «Последний лист». “Потом нашли фонарь, который всё ещё горел, лестницу, сдвинутую с места, несколько брошенных кистей и палитру с жёлтой и зелёной красками”.)

Команда 3

1. Кусок кирпича.

(Предмет из повести «Тарас Бульба». “Пан пусть ляжет на дне воза, а верх я закладу кирпичом”.)

2. Гребешок.

(Предмет из новеллы О.Генри «Дары волхвов».)

Команда 4

1. Картина.

(Предмет из повести «Чучело».)

2. Фляжка.

(Предмет из повести «А зори здесь тихие...».)

Конкурс «Создаём литературный образ»

Учимся видеть и выделять в тексте способы раскрытия характера персонажа. Обращаем внимание на речевую и косвенную характеристики, интерьер, пейзаж.

Капитаны выбирают конверты, в которых находятся задания. В конвертах для каждой команды лежат четыре отпечатанных фрагмента из анализируемых произведений. Фрагменты подобраны по темам: кто это говорит; о ком это говорится; кто здесь живёт; кто автор этого пейзажа.

Команда, выслушав прочитанный отрывок, называет свой вариант ответа. Время на обдумывание ответов 30 секунд. За каждый правильный ответ 1 балл.

Команда 1

— Кто это говорит?

“А я одна теперь. Маму, сестру, братишку — всех из пулемёта уложили. Семьи комсостава захватили и — под пулемёт. А меня эстонка спрятала в доме напротив, и я видела всё. Всё! Сестрёнка последней упала — специально добивали...”

(Женя Комелькова.)

— О ком это говорится?

“Её красота была совершенна. Кто-то из галантных стариков сказал так: «Любовь к ней равняется гуманитарному образованию»”.

(Об Идее Бэйтс, героине новеллы О.Генри «Волшебный профиль».)

— Кто здесь живёт?

“Всё было чисто, вымазано цветной глиною. На стенах — сабли, нагайки, сетки для птиц, невода и ружья... золотая уздечка на коня... На полках по углам стояли кувшины, бутыли и фляжки зелёного и синего стекла, резные серебряные кубки...”

(Светлица сыновей Тараса Бульбы.)

— Кто автор этого пейзажа?

“Дождь полил сильнее, порывы ветра обдавали её целыми потоками воды. Люди пробегали мимо... Многие из них изумлённо оглядывались на красивую девушку со счастливыми глазами, которая безмятежно шагала сквозь бурю, словно прогуливалась по саду в безоблачный летний день”.

(О.Генри. «Пурпурное платье».)

Команда 2

— Кто это говорит?

“Помнишь, на немцев я у разъезда наткнулась? Я тогда к маме в город бегала. Сыночек у меня там, три годика...”

(Рита Осянина.)

— О ком это говорится?

“До чего же она прекрасна, как она умеет сильно любить и как умеет даже в падшем человеке заметить мгновение его величия”.

(О Лене Бессольцевой.)

— Кто здесь живёт?

“Но самое замечательное в доме были — поющие двери... Дверь, ведущая в спальню, пела самым тоненьким дискантом; дверь в столовую хрипела басом...”

(Пульхерия Ивановна и Афанасий Иванович.)

— Кто автор этого пейзажа?

“Вся музыка, звучавшая днём, утихала и сменялась другою. Пёстрые суслики выпалзывали из нор своих, становились на задние лапки и оглашали степь свистом”.

(Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба».)

Команда 3

— Кто это говорит?

“Какие были люди! Какие были особенные люди! Всё делали не ради славы, а для народной пользы”.

(Николай Николаевич Бессольцев.)

— О ком это говорится?

“Я очень сожалею, что вас не было на обеде. Из всех моих знакомых девушек вы самая здравомыслящая и разумная. Ничто так не укрепляет здоровье, как прогулка в ненастье”.

(О Мэйде, героине новеллы О.Генри «Пурпурное платье».)

— Кто здесь живёт?

Этот “дом... светился ночью и стал... своеобразным маяком, ориентиром для запоздалых путников, издалека возвращавшихся в темноте домой”.

(Бессольцевы.)

— Кто автор этого пейзажа?

“За соснячком лежал мшистый, весь в валунах, пологий берег... озера. Бор начинался отступя от него, на взгорке, и к нему вели корявый березняк да редкие хороводы приземистых ёлок”.

(Б.Васильев. «А зори здесь тихие...».)

Команда 4

— Кто это говорит?

“Помогите!.. На помощь!.. Помогите!..

Жуткий одинокий крик долго звенел над равнодушным ржаным болотом”.

(Лиза Бричкина.)

— О ком это говорится?

“Когда мой пациент начинает считать кареты в своей похоронной процессии, я скидываю 50% с целебной силы лекарств. Если вы сумеете добиться, чтобы она хоть один раз спросила, какого фасона рукава будут носить этой зимой, я вам ручаюсь, что у неё будет один шанс из пяти вместо одного из десяти”.

(О Джонси из новеллы О.Генри «Последний лист».)

— Кто здесь живёт?

“В обстановке не то чтобы вопиющая нищета, но скорее красноречиво молчащая бедность. Внизу, на парадной двери, ящик для писем, в щель которого не протиснулось бы ни одно письмо, и кнопка электрического звонка, из которой ни одному смертному не удалось бы выдавить ни звука”.

(Джим и Делла, герои повести О.Генри «Дары волхвов».)

— Кто автор этого пейзажа?

“Он видел, как вместо месяца светило там какое-то солнце; он слышал, как голубые колокольчики, наклоняя свои головки, звенели. Он видел, как из-за осоки выплывала русалка...”

(Н.В. Гоголь. «Вий».)

Тесты

Команда 1

1. Выберите тот вариант ответа, в котором правильно указана последовательность повестей в сборнике Н.В. Гоголя «Миргород».

А) «Старосветские помещики», «Тарас Бульба», «Вий», «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».

Б) «Вий», «Тарас Бульба», «Старосветские помещики», «Повесть о том, как поссорился...».

В) «Тарас Бульба», «Старосветские помещики», «Вий», «Повесть о том, как поссорился...».

2. Какое из утверждений, на ваш взгляд, объясняет последовательность эпизодов гибели девушек в повести Б.Васильева «А зори здесь тихие...»?

А) Девушки гибнут в силу своего характера. В первую очередь — самые слабые.

Б) Первыми на войне погибают неопытные бойцы.

В) У войны своя страшная логика. Почему первой погибла Лиза, объяснить невозможно.

3. Такие элементы композиции, как истории рода Бессольцевых и города, в произведении В.Железникова... (Выберите правильный ответ.)

А) не играют особой роли;

Б) объясняют, что порядочным человеком с “понедельника” стать нельзя, необходимы усилия многих поколений, перед которыми ты несёшь ответственность;

В) человеку совестливому трудно жить всегда.

4. Названия многих новелл О.Генри можно определить как “говорящие”. Так, «Последний лист» — это... (Выберите правильный ответ.)

А) последний живой листок, который чудом остался на ветке;

Б) засушенный листок в альбоме;

В) символ последней надежды, которая никогда не должна покидать человека.

Команда 2

1. Отметьте правильный вариант расположения эпизодов в повести Б.Васильева «А зори здесь тихие...».

А) «Немцы в лесу!», «В разведку», «Гибель Лизы Бричкиной», «За кисетом. Гибель Сони Гурвич», «Нелепая смерть Галки Четвертак», «Отважная Женя», «Последняя просьба Риты», «Встреча после войны».

Б) «Встреча после войны», «Немцы в лесу!», «В разведку», «Гибель Лизы Бричкиной», «За кисетом. Гибель Сони Гурвич», «Нелепая смерть Галки Четвертак», «Отважная Женя», «Последняя просьба Риты».

В) «Немцы в лесу!», «В разведку», «Встреча после войны», «Гибель Лизы Бричкиной», «За кисетом. Гибель Сони Гурвич», «Нелепая смерть Галки Четвертак», «Отважная Женя», «Последняя просьба Риты».

2. Отметьте варианты ответов, которые помогают понять замысел Н.В. Гоголя.

А) В каждой повести отражены важные события национальной истории.

Б) Н.В. Гоголя интересует вся Россия, её проблемы и живые характеры.

В) Н.В. Гоголь пытался понять, какие ценности значат для людей больше всего — духовные или материальные.

3. Образ большого города встречается во многих новеллах О.Генри. И это неслучайно, так как... (Выберите правильный ответ.)

А) в большом городе маленький человек либо обретает счастье, либо теряет себя;

Б) все герои новелл хотели стать городскими жителями;

В) в большом городе легче затеряться.

4. Первоначальное название повести — «Всего-то несколько дней» — автор изменил. Выбери ответ, который ошибочно объясняет причину изменения.

А) «Чучело» — название, в которое уже вынесена чья-то оценка. Интересно понять, чья именно: согласиться или поспорить с ней.

Б) Первоначальный вариант отвлекает от героини, понять которую, сопоставить себя с которой — самое главное.

В) “Чучело” — самое распространённое прозвище среди детей.

Команда 3

1. Отметьте вариант, который объясняет, почему на протяжении всей повести В.Железникова одноклассники преследуют Ленку Бессольцеву.

А) За то, что дед — “заплаточник”.

Б) Из-за неё класс не поехал в Москву.

В) Просто так, жестокие дети.

2. Главные герои новелл О.Генри — обыкновенные люди, которые ютятся в восьмидолларовых квартирках. Этот выбор объясняется тем, что... (Выбери правильный вариант ответа.)

А) небогатые люди умеют радовать любому проявлению счастья;

Б) об этих людях раньше мало писали;

В) “маленькие” люди не требуют решения “больших” проблем.

3. Прояснить замысел Н.В. Гоголя помогают другие особенности композиции. Зачеркните вариант ответа, в котором допущена фактическая ошибка.

А) Обилие вещей в художественном мире повести.

Б) Описание степи как главный мотив всего сборника.

В) Важным способом раскрытия характеров героев во всех повестях является сон.

4. Какое из объяснений смысла названия повести Б.Васильева, на ваш взгляд, является неправильным?

А) “А зори здесь тихие...” — жизнь продолжается несмотря ни на что.

Б) Заглавие неточное, подвиг зенитчиц должен сразу быть в центре внимания.

В) “А зори здесь тихие...” — это строчки из письма человека, родившегося после войны. Память о прошлом помогает нам жить сегодня и строить наше будущее.

Команда 4

1. Произведения О.Генри чаще всего называют новеллами, потому что... (Выбери правильный вариант ответа.)

А) в центре событий интересная, запоминающаяся личность;

Б) в основе необычный сюжет, построенный на антитезах и метаморфозах;

В) пейзаж является главным композиционным элементом.

2. В повести В.Железникова почти нет взрослых. Зачеркните вариант ответа, который ошибочно объясняет причину подобного художественного приёма.

А) Это просчёт автора. За всё, что происходит с детьми, должны отвечать взрослые.

Б) Каждый человек, сколько бы ему ни было лет, должен отвечать за свои поступки.

В) Причины поступков ребят во многом объясняются их характерами. Не случаен выбор имён, фамилий, прозвищ или их отсутствие.

3. В рассказе о девушках из повести Б.Васильева тесно переплетаются эпизоды их мирной и военной жизни. Найдите утверждение, которое неправильно объясняет смысл этого приёма.

А) Читателю необходимо “передохнуть” от войны.

Б) Картины мирной жизни подтверждают известную мысль Л.Н. Толстого, что “война — есть противное человеческому естеству состояние”.

В) Воспоминания помогают понять характер девушек, причины их добровольного участия в войне.

4. Выберите вариант ответа, который, на ваш взгляд, точнее всего объясняет смысл названия сборника Н.В. Гоголя «Миргород», его художественную идею.

А) Миргород — это любимый город писателя, где долгое время жил он сам.

Б) “Миргород” — символ России, жизни вообще, в которой рядом оказывается низкое и высокое (мечта, любовь, вера, героизм), смешное и трагическое. Но идеалом писателя остаётся высокое служение.

В) Миргород — это обычный захолустный город, каких сотни в России.

Литературный турнир по произведениям

Гофмана, А.Грина, В.Быкова, А.Вампилова

Блицопрос

Продолжи фразу.

А.Грин: “Ничто не может так внезапно приблизить нас к чужой жизни, как ... (телефон), оставляя нас видимыми”.

“Я услышал особенный женский голос, сказавший с ударением: « ... (Бегущая по волнам)». Это было, как звонок ночью”.

“Я продолжал смотреть на корабль. Его коричневый корпус, белая палуба, высокие мачты, общая пропорциональность частей и изящество основной линии внушали почтение. Это было судно- ... (джентльмен)”.

“Фрези Грант считают заботящейся о потерпевших крушение; и тот, кто увидит её, ... (будет думать о ней до конца жизни)”.

А.Вампилов: “У людей толстая кожа, и пробить её не так-то просто. Надо [что сделать, чтобы тебе поверили и посочувствовали?] (соврать как следует)”.

“Каждый человек родится ... [кем?] (творцом), каждый в своём деле и каждый по мере своих сил и возможностей должен творить, чтобы самое лучшее, что было в нём, осталось после него”.

“Все люди ... (братья)”.

Немного истории

· О многом может рассказать одно лишь название корабля. Томас Гарвей, прогуливаясь по набережной, рассматривал шхуны, яхты «Сидней», «Лондон», «Амстердам», «Тулон». Чем знаменит Тулон?

· «Бегущую по волнам» сравнивали по красоте с «Гентской кружевницей». Вспомните историю это судна.

(«Гентская кружевница» — судно, потопленное пиратом Киддом II за его удивительную красоту, которой все восхищались.)

· История «Бегущей по волнам» тоже интересна. С любовью был построен корабль. Вспомните историю постройки судна.

(“Её выстроили на дне моря, пользуясь рыбой-пилой и рыбой-молотом, два поплевавших на руки молодца-гиганта: «Замысел» и «Секрет»”.)

· История корабля подобна жизни человека со своей датой рождения и — увы! — смерти. Вспомните финал «Бегущей...».

(“Судно, покинутое экипажем, оставленное воде, ветру и одиночеству”.)

Кто оживлял погибшее судно? (Маленькая змея и мышь.)

· И ещё одну красивую историю давайте вспомним. “Лет сто пятьдесят назад из Бостона в Индию шёл фрегат «Адмирал Фосс». Среди других пассажиров был на этом корабле генерал Грант, и с ним ехала его дочь, замечательная красавица, которую звали ... (Фрези.) Продолжите эту историю.

(Огромная волна. Однако ничего не случилось. Остров. Подойти невозможно. Молодой лейтенант, как на грех, сказал Фрези: “Вы так легки, что при желании могли бы пробежать к острову по воде и вернуться обратно, не замочив ног”. “Прощайте!” “Это не так трудно, как я думала”.)

Музыкальный конкурс

Проследим взаимодействие литературы с другими видами искусства, в данном случае — с музыкой.

Задание 1

Вспомним эпизод:

“Я молча ждал. Зрелище человека с жёлтым лицом, с опухшими глазами, сунувшего скрипку под бороду и делающего головой движения, чтобы удобнее пристроить инструмент, вызвало у меня улыбку, которую Гез заметил, немедленно улыбнувшись сам, снисходительно и застенчиво. Я не ожидал хорошей игры от его больших рук и был удивлён, когда первый же такт показал значительное искусство. Это был этюд ... [кого?] (Шопена). Играя, Гез встал, смотря в угол, за мою спину; затем его взгляд, блуждая, остановился на портрете. Он снова перевёл его на меня и, доигрывая, опустил глаза”.

— Из предложенных музыкальных фрагментов узнайте музыку Шопена.

Задание 2

Андрей Гаврилович Сарафанов с воодушевлением произносит: “Сынок! Я всё обдумал. Мы едем в Чернигов!.. Я собираю вещи, сейчас, сию минуту, немедленно. Я возьму ... [что?] (кларнет и ноты)”. Перед нами настоящий музыкант. Бусыгин говорит: “Лучше я пойду с отцом, послушаю музыку. Глинку, Берлиоза”.

— Узнайте из предложенных фрагментов музыку Глинки.

Задание 3

— Какие песни военных лет вспоминают герои В.Быкова? Узнайте.

Создаём литературный образ

Учимся видеть и выделять в тексте способы раскрытия характера персонажа. Обращаем внимание на речевую и косвенную характеристики, интерьер, пейзаж.

Капитаны выбирают конверты, в которых находятся задания. В концертах для каждой команды лежит четыре отпечатанных фрагмента из анализируемых произведений. Фрагменты подобраны по темам: кто это говорит; о ком это говорится; кто здесь живёт; кто автор этого пейзажа.

Каждая команда, выслушав по одному отрывку, называет свой вариант ответа. Время на обдумывание ответов 30 секунд. За каждый правильный ответ — 1 балл.

Команда 1

— Кто это говорит?

“Я размышлял о жизни. Кто что ни говори, а жизнь всегда умнее всех нас, живущих и мудрствующих”.

(Сарафанов из пьесы А.Вампилова «Старший сын».)

— О ком это говорится?

“Под чёрной шапкой волос с нескрываемой радостью блеснули такие же чёрные, словно две маслины, глаза”.

(О Джулии из повести В.Быкова «Альпийская баллада».)

— Кто здесь живёт?

“Венецианское зеркало в массивной раме из серебра; ...диваны, обитые дорогим серо-зелёным шёлком; палисандровая отделка стен; карнизы, штофные портьеры, индийский ковёр и три электрических лампы с матовыми колпаками...”

(Каюта Геза на «Бегущей...».)

— Кто автор этого пейзажа?

“Наконец они вступили в прохладную сень благоухающей рощи, зашептали кусты, вдалеке зазвучали чудесные мелодии журчащих ручьёв, и пение лесных птиц пробудило эхо в горах”.

(Гофман.)

Команда 2

— Кто это говорит?

“Я говорю спасибо провидению, спасибо всем испытаниям, выпавшим на мою долю, спасибо случаю, сведшему меня с ним”.

(Джулия из повести «Альпийская баллада».)

— О ком это говорится?

Он “обладает воистину змеиным даром горячего, толкового убеждения, правильнее — способностью закружить голову человеку тем, что ему совершенно не нужно”.

(О Вильяме Гезе из «Бегущей...».)

— Кто здесь живёт?

“Старый диван и видавшее виды трюмо... Закрытое занавеской окно во двор”.

(Семья Сарафановых.)

— Кто автор этого пейзажа?

“Тёмные тучи неслись по небу и скрывались за горами; шум воды и деревьев раздавался как глухой стон, к нему примешивались пронзительные крики хищных птиц”.

(Гофман.)

Команда 3

— Кто это говорит?

“Добрый вечер!.. Добрый вечер, друзья! Не скучно ли на тёмной дороге? Я тороплюсь, я бегу...”

(Фрези Грант из «Бегущей...».)

— О ком это говорится?

У нее “были лучистые, пронизывающие сердце глаза и чуть-чуть припухлые алые губы... Это была высокая, стройная, лёгкая в движениях девушка, воплощённая грация и приветливость”.

(О Кандиде из сказки Гофмана «Крошка Цахес».)

— Кто здесь живёт?

“Её быстрые глаза подметили всё: ковёр, лакированный резной дуб, камин и тщательно подобранные картины в ореховых и малахитовых рамах”.

(Дом Дези и Томаса Гарвей из повести «Бегущая по волнам».)

— Кто автор этого пейзажа?

“Крупные, лопушистые, не топтанные ногой человека цветы, взращённые великой щедростью матери-природы, миллионами красных бутонов переливались на слабом ветру”.

(В.Быков.)

Команда 4

— Кто это говорит?

“Людям нужна музыка, когда они веселятся и тоскуют. Где ещё быть музыканту, если не на танцах и похоронах?”

(Владимир Бусыгин из пьесы А.Вампилова.)

— О ком это говорится?

“Это бешеный человек. Однажды он так хватил плотника по уху, что тот обмер и не мог встать более часа: только стонал”.

(О Вильяме Гезе из повести «Бегущая по волнам».)

— Кто здесь живёт?

“Кухня так устроена, что ни одно блюдо не подгорает, даже если ты на целый час опоздаешь к столу”.

(Доктор Проспер Альпанус, а в будущем Бальтазар и Кандида из сказки «Крошка Цахес».)

— Кто автор этого пейзажа?

“Ручей остался где-то в стороне, говор его притих; сильнее и отчётливее стали шуметь ели — свежий ветер настойчиво раскачивал вершины”.

(В.Быков.)

Тесты

Команда 1

1. Жанр своих произведений Гофман определил как “сказки из новых времён”. Какое из утверждений помогает объяснить подобную формулу?

А) Это старые сказки на новый лад.

Б) Такой подзаголовок сразу привлекает внимание.

В) Сказочная фантастика помогает автору решать наисовременнейшие проблемы.

2. «Бегущая по волнам» — это название корабля, и Фрези Грант, и скульптурный памятник. Именно в такой последовательности главный герой встречается с «Бегущей...». Какое из утверждений верно объясняет эту цепочку встреч?

А) Это случайные встречи, объяснить их последовательность невозможно.

Б) Таинственное название толкнуло Гарвея в опасное путешествие. От гибели его спасает Фрези, указав путь к мечте, которую попытаются, но не смогут разрушить люди “с тёмными душами”.

В) В названии корабля — тайна, путь к разгадке укажет Фрези Грант; свержение памятника — это крушение надежд, бессмысленных мечтаний.

3. Такой элемент композиции, как письмо, в финале повести В.Быкова «Альпийская баллада»... (Выбери правильный ответ.)

А) помогает узнать дальнейшую судьбу героини;

Б) не играет особой роли;

В) делает повествование достоверным, оптимистичным: гибель Ивана не бессмысленна...

4. Какое из утверждений помогает правильно объяснить смысл названия пьесы А.Вампилова?

А) Добро нуждается в защите, и поэтому в семье Сарафановых появляется старший сын.

Б) Сарафанов — человек слабый, поэтому ему нужна опора, поддержка.

В) Старший сын — это возможность переложить свои проблемы на плечи молодого поколения.

Команда 2

1. Трижды Гарвей сталкивается с теми, кто воплощает образ “Бегущей по волнам”. Укажите вариант, в котором правильно указана последовательность встреч.

А) Название корабля — Фрези Грант — скульптурный памятник на площади города Гель-Гью.

Б) Фрези Грант — название корабля — скульптурный памятник.

В) Название корабля — скульптурный памятник — Фрези Грант.

2. Столкновение добра и зла — важнейший сказочный мотив. Кто или что олицетворяет зло в сказке Гофмана «Крошка Цахес»? Укажите правильный вариант ответа.

А) Злые волшебники.

Б) Злом являются человеческие пороки: зависть, карьеризм, любовь к золоту...

В) Враждебная природа, которая препятствует человеку стать счастливым.

3. Время на сцене течёт гораздо быстрее, чем в жизни. За несколько часов главный герой в пьесе А.Вампилова становится и старшим сыном, и братом. Какое из утверждений правильно объясняет причину случившегося?

А) Сарафановы — наивные люди, если бы на месте Бусыгина оказался другой человек, они поверили бы и ему.

Б) Родные дети Сарафанова хотят уехать из дома, поэтому рады поверить Бусыгину.

В) Сарафанов и его дети живут сердцем, поэтому глубоко чувствуют того, кому они жизненно необходимы.

4. Какое из утверждений, на ваш взгляд, правильно объясняет название повести В.Быкова?

А) Баллады — необычный (чаще героический) поэтический рассказ из жизни человека, страны. Название сразу уточняет позицию автора: альпийская история — героическое повествование.

Б) В названии горькая ирония автора: любовь на войне — противоестественное явление, и ничего героического в чувствах и поступках героев быть не может.

В) Красивое название, настраивающее читателей на то, что их ждёт красивая романтическая история.

Команда 3

1. Критики до сих пор обходят стороной повесть В.Быкова «Альпийская баллада». Это можно объяснить тем, что... (Выбери правильный ответ.)

А) критики не любят анализировать произведения о войне, так как в них много жестокости, трагизма;

Б) критики не знали, как относиться к главному герою: бежавший из плена советский солдат позволяет себе рассказывать “суровую правду” о своей стране оказавшейся рядом молодой итальянке;

В) критики уверены: всё, что рассказывает Иван Джулии, жестокая выдумка, клевета, оправдание того, почему он оказался в плену.

2. Главный герой пьесы А.Вампилова случайно вынужден выдавать себя за “старшего сына” в чужом семействе. Глупая шутка в начале сюжета оборачивается... (Выберите правильный ответ.)

А) серьёзной ролью для молодого человека, требующей от “исполнителя” и сердца, и ума;

Б) дальнейшей трагедией для всех членов семьи Сарафановых, которые поверили “самозванцу”;

В) забавным эпизодом, о котором через некоторое время с улыбкой будет вспоминать главный герой.

3. В сказке Гофмана главный герой — жалкий уродец Цахес — вдруг стал привлекать всё возрастающее восхищённое внимание. Какое утверждение, на ваш взгляд, правильно объясняет такое поведение окружающих?

А) Люди ослеплены блеском золота, они рабы “жёлтого дьявола”.

Б) Таким образом фея решила посмеяться над людьми.

В) Уродец Цахес очень стремился расположить к себе людей, прилагал для этого всевозможные усилия.

4. Какое из утверждений, на ваш взгляд, правильно объясняет смысл названия романа А.Грина?

А) “Бегущая по волнам” — это крылатая мечта, которая стремительно бежит в океане судеб и без которой жизнь скучна и однообразна.

Б) В названии звучит авторская ирония. Нельзя пробежаться по волнам, как нельзя бесцельно мечтать — жизнь быстротечна.

В) Красивое созвучие случайных слов.

Команда 4

1. В середине 70-х годов XX века в театрах нашей страны ставились пьесы, призывающие зрителей быть активными на работе, поднимать производительность труда, и вдруг появляются пьесы А.Вампилова (в том числе и «Старший сын»), которые... (Выберите правильный ответ.)

А) предлагают заглянуть в себя, поверить в хороших людей, откликнуться на добро;

Б) поднимают настроение, заставляют отвлечься от проблем на производстве;

В) обличают современную действительность, предлагают изменить существующий строй.

2. В.Быкова упрекали в том, что в центре его произведений неприметный герой войны. Иван бежит из плена и погибает. В чём здесь героизм, разве об этом стоит писать? Какое из утверждений помогает правильно разобраться в поставленных вопросах?

А) Героизма в истории Ивана и Джулии никакого нет, но три дня счастья сами по себе прекрасны и заслуживают писательского внимания.

Б) Иван — символ русских солдат, которых можно убить, но нельзя победить. Стойкость и мужество таких солдат удивляли даже врагов и приближали час нашей победы.

В) Один день на войне — уже подвиг, поэтому всё, что связано с войной, достойно писательского интереса.

3. На пути главного героя романа А.Грина «Бегущая по волнам» встречаются две прекрасные девушки — Биче и Дези. Какое утверждение, на ваш взгляд, правильно объясняет дальнейший выбор героя?

А) Гарвей не смог понять возвышенную душу Биче, как ни жаль, но ему пришлось с ней расстаться.

Б) Биче равнодушна к таким мечтателям и фантазёрам, как Гарвей. Её холодный расчёт пугает Гарвея, и в растерянности он обращает внимание на Дези, которая не упускает случая расположить к себе богатого человека.

В) Биче боится того, чего не понимает, Дези же готова принять неизведанное. Дези и Гарвей — родственные души, поэтому в финале они вместе.

4. В название сказки Гофмана вынесено имя жалкого уродца. Крошка Цахес — это... (Выберите правильный ответ.)

А) олицетворение человеческого подхалимства и искреннего поклонения перед гением обмана;

Б) герой, по отношению к которому проверяются все люди — и герои сказки, и читатели;

В) символ мирового беспорядка, вселенского зла.

Конкурс «Мир литературных вещей»

Сейчас каждый из вас может воочию увидеть предмет, который литература “прячет” за словом.

Капитаны выбирают подносы, снимают салфетки и показывают всем участникам турнира предметы, называя их. Затем команды думают над тем, какие из этих вещей встречались в рассматриваемых произведениях. Называете “литературную вещь” и произведение. За каждый правильный ответ 1 балл.

Команда 1

Пуговица — её пришивает Макарская Васеньке в пьесе А.Вампилова «Старший сын». Крошка Цахес носил орден Зелёно-пятнистого тигра с двадцатью пуговицами.

Луковица — мать крошки Цахес принесла их на продажу.

Команда 2

Болт с гайкой — предмет, сыгравший роковую роль в гибели капитана Геза из романа А.Грина.

Конверт — в конверт запечатал прощальное письмо Васенька из пьесы А.Вампилова.

Команда 3

Маски, конфетти... — предметы из «Бегущей по волнам»; они использовались на маскараде.

Макароны — “Я, я, макарони”, — подтвердила Джулия.

Команда 4

Хлеб — драгоценный предмет из повести В.Быкова.

Гребень — им фея расчёсывала волосы крошке Цахес.

Конкурс капитанов

Играем в ассоциации.

1. Напишите шесть слов, которые ассоциируются у вас с произведением В.Быкова «Альпийская баллада».

2. Напишите шесть слов, которые ассоциируются у вас с произведением Гофмана «Крошка Цахес».

3. Напишите шесть слов, которые ассоциируются у вас с произведением А.Вампилова «Старший сын».

4. Напишите шесть слов, которые ассоциируются у вас с произведением А.Грина «Бегущая по волнам».

Рейтинг@Mail.ru