Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №14/2005

Архив

Ключ к номеру

Этот номер мы решили открыть литературными играми. Знаем, как любят этот жанр наши читатели, как любят такие уроки их ученики. Поэтому очень надеемся, что вам пригодится на будущее литературная игра, придуманная мурманской учительницей Е.И. Васьковой на материале таких разных произведений, как сборник «Миргород» Гоголя, новеллы О.Генри, повести Б.Васильева «А зори здесь тихие…» и В.Железникова «Чучело», пригодится и занимательная игра по басням Крылова сельской учительницы И.В. Тумаковой из Иркутской области.

Два урока по пришвинской сказке «Кладовая солнца» для 6-го класса представлены разными учителями: Т.Н. Гайсенок из Иркутской области и Л.А. Мурзияновой из Удмуртии. Сравните их. По-нашему, они не повторяют, но дополняют друг друга.

Весьма непросто донести до ребёнка теоретические вопросы, связанные с композицией произведения. Череповецкая учительница С.Г. Ясинская подобную задачу решила, на наш взгляд, весьма неплохо. Рекомендуем её урок для десятиклассников.

Ещё два урока посвящены одному и тому же произведению — повести Гоголя «Невский проспект». Новосибирская словесница М.В. Черкашина предлагает рассмотреть языковые средства изображения Петербурга как “города-обмана”, а опытный московский методист Т.А. Калганова поможет учителю вникнуть во многие проблемы, связанные с этой повестью, и донести их до учеников.

Другой шедевр Гоголя — «Ревизор» — рассматривает литературовед В.А. Кошелев, причём с необычной точки зрения: известно ведь, что к этой комедии причастен Пушкин. Но в чём именно заключается эта причастность? Какова пушкинская мысль пьесы Гоголя?

Наш постоянный автор, московская учительница Е.Л. Демиденко, защитившая недавно кандидатскую диссертацию по творчеству М.Ю. Лермонтова, предлагает читателям очень интересную работу об образе времени в поэзии этого классика.

Наконец, вы найдёте в номере сделанный девятиклассником П.Котляром из Санкт-Петербурга историко-культурный комментарий к неоконченному стихотворению Пушкина «Была пора: наш праздник молодой…». Школьник написал его, выполняя одно из заданий третьего тура Всесоюзной олимпиады по литературе, с которыми мы знакомили вас в предыдущем номере.

Рейтинг@Mail.ru