Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №13/2005

Архив

X Всероссийская олимпиада школьников по литературеОлимпиада по литературе

Задания заключительного этапа X Всероссийской олимпиады школьников по литературе

По многочисленным просьбам читателей публикуем задания заключительного этапа Десятой Всероссийской олимпиады школьников по литературе, прошедшей в Москве (см.: Литература. 2005. № 11).

Заключительный этап состоял из трёх традиционных туров, отдельно для учащихся 9-х, 10-х и 11-х классов.

В первом туре участники провели комплексный анализ художественного прозаического текста: А.Погорельский «Лафертовская маковница» (9-й класс), А.П. Чехов «Дома» (10-й класс), Л.М. Леонов «Бурыга» (11-й класс).

Во втором туре требовалась интерпретация поэтических произведений: В.А. Жуковский «Цветок», А.С. Пушкин «Цветок» (9-й класс); Н.А. Некрасов «Если, мучимый страстью мятежною…», А.К. Толстой «Слеза дрожит в твоём ревнивом взоре…», А.А. Григорьев «Я её не люблю, не люблю…» (10-й класс); И.Ф. Анненский «Что счастье?..», К.М. Фофанов «Пел соловей, цветы благоухали…», И.А. Бунин «Вечер» (11-й класс).

Задания третьего тура печатаются в том графическом исполнении, в каком они были получены редакцией от методической комиссии олимпиады (электронный файл). Для экономии места сняты тексты соответствующих стихотворений, предлагавшихся для историко-культурного комментирования, — все желающие легко найдут их. Ответы на задания третьего тура, по традиции, опубликуем в одном из следующих номеров.

Кроме того, должны сказать о следующем.

Методическая комиссия олимпиады попросила нас не печатать 3-е задание по всем трём классам из-за споров, развернувшихся по его поводу. “Почему, — спрашивали школьники и учителя, — произведение писателя так жёстко соотнесено с местом его создания? И кто сможет доказать, что именно в этом городе (селе, деревне) вынашивал писатель замысел своего произведения? А если это недоказуемо, то какой смысл в задании?” Обращённая к нам просьба это задание не печатать — свидетельство того, что методическая комиссия признала подобные доводы резонными. Тем не менее мы не смогли выполнить просьбу комиссии: споры ведь развернулись уже после того, как ученики ломали себе голову и над этим 3-м заданием! Так что предлагаем коллегам для экспертной оценки и задание № 3 (в конце материала), а также ещё раз приглашаем все заинтересованные стороны к широкому и гласному обсуждению проблем олимпиадного движения.

Задания III тура
«История и теория литературы, культура»,
9-й класс

1. Определите название произведения и его автора по описанию усадьбы и ее окрестностям.

1. Он ехал берегом широкого озера, из которого вытекала речка и вдали извивалась между холмами; на одном из них над густою зеленью рощи возвышалась зеленая кровля и бельведер огромного каменного дома, на другом пятиглавая церковь и старинная колокольня; около разбросаны были деревенские избы с их огородами и колодезями.

2. Двенадцать лет не видал он своей родины. Березки, которые при нем только что были посажены около забора, выросли и стали теперь высокими ветвистыми деревьями. Двор, некогда украшенный тремя правильными цветниками, меж коими шла широкая дорога, тщательно выметаемая, обращен был в некошеный луг, на котором паслась опутанная лошадь

3. Дом господский стоял одиночкой на юру, то есть на возвышении, открытом всем ветрам, какие только вздумается подуть; покатость горы, на которой он стоял, была одета подстриженным дерном. На ней были разбросаны по-английски две-три клумбы с кустами сиреней и желтых акаций; пять-шесть берез небольшими купами кое-где возносили свои мелколистные жиденькие вершины. Под двумя из них видна была беседка с плоским зеленым куполом, деревянными голубыми колоннами и надписью: «Храм уединенного размышления»; пониже пруд, покрытый зеленью, что, впрочем, не в диковинку в аглицких садах русских помещиков. У подошвы этого возвышения, и частию по самому скату, темнели вдоль и поперек серенькие бревенчатые избы, которые герой наш, неизвестно по каким причинам, в ту ж минуту принялся считать и насчитал более двухсот; нигде между ними растущего деревца или какой-нибудь зелени; везде глядело только одно бревно.

4. Деревня показалась ему довольно велика; два леса, березовый и сосновый, как два крыла, одно темнее, другое светлее, были у ней справа и слева; посреди виднелся деревянный дом с мезонином, красной крышей и темными или, лучше, дикими стенами, - дом вроде тех, как у нас строят для военных поселений и немецких колонистов. Было заметно, что при постройке его зодчий беспрестанно боролся со вкусом хозяина. Зодчий был педант и хотел симметрии, хозяин - удобства и, как видно, вследствие того заколотил на одной стороне все отвечающие окна и провертел на место их одно маленькое, вероятно понадобившееся для темного чулана. Фронтон тоже никак не пришелся посреди дома, как ни бился архитектор, потому что хозяин приказал одну колонну сбоку выкинуть, и оттого очутилось не четыре колонны, как было назначено, а только три. Двор окружен был крепкою и непомерно толстою деревянною решеткой.

5. Дом Бориса Петровича стоял на берегу Суры, на высокой горе, кончающейся к реке обрывом глинистого цвета; кругом двора и вдоль по берегу построены избы дымные, черные, наклоненные, вытягивающиеся в две линии по краям дороги, как нищие, кланяющиеся прохожим; по ту сторону реки видны в отдалении березовые рощи и еще далее лесистые холмы с чернеющимися елями, налево низкий берег, усыпанный кустарниками, тянется гладкой покатостью — и далеко, далеко синеют холмы, как волны

2. Прочитайте строки русских поэтов, посвященные Москве. По характерным особенностям стиля определите авторов этих стихотворных строк.

Москва, стоя в средине всех,
Главу, великими стенами
Венчанну, взводит к высоте,
Как кедр меж низкими древами,
Пречудна в древней красоте.

Когда Смоленский Князь,
Противу дерзости искусством воружась,
Вандалам новым сеть поставил
И на погибель им Москву оставил,
Тогда все жители, и малый и большой,
Часа не тратя, собралися
И вон из стен Московских поднялися,
Как из улья пчелиный рой.

Пора! В Москву, в Москву сейчас!
Здесь город чопорный, унылый,
Здесь речи – лед, сердца – гранит;
Здесь нет ни ветрености милой,
Ни муз, ни Пресни, ни харит.

То ли дело быть на месте,
По Мясницкой разъезжать,
О деревне, о невесте
На досуге помышлять!

Напрасно думал чуждый властелин
С тобой, столетним русским великаном,
Померяться главою и – обманом
Тебя низвергнуть. Тщетно поражал
Тебя пришлец: ты вздрогнул – он упал!

4. Дайте историко-культурный комментарий к стихотворению А.С. Пушкина «Была пора: наш праздник молодой…».

5.Назовите известные оперы русских композиторов, написанные на сюжеты произведений Н.В. Гоголя.

6. Напишите статью для словаря литературоведческих терминов. «Строфа».

7. Если бы вы были составителем сборника стихотворений о Великой Отечественной войне, какие произведения вы бы туда включили? Напишите вступительную статью к этому сборнику.

10-й класс

1. Определите название произведения и его автора по описанию усадьбы и ее окрестностям.

1. Люди они были небогатые; дом их, весьма старинный, деревянный, но удобный, стоял на горе, между заглохшим садом и заросшим двором. Под горой текла река и едва виднелась сквозь густую листву. Большая терраса вела из дому в сад, перед террасой красовалась продолговатая клумба, покрытая розами; на каждом конце клумбы росли две акации, еще в молодости переплетенные в виде винта покойным хозяином. Немного подальше, в самой глуши заброшенного и одичалого малинника, стояла беседка, прехитро раскрашенная внутри, но до того ветхая и дряхлая снаружи, что, глядя на нее, становилось жутко.

2. За церковью тянулось в два ряда длинное село с кое-где мелькающими трубами над соломенными крышами. Господский дом был построен в одном стиле с церковью, в том стиле, который известен у нас под именем Александровского; дом этот был также выкрашен желтою краской, и крышу имел зеленую, и белые колонны, и фронтон с гербом. Губернский архитектор воздвигнул оба здания с одобрения покойного <…>, не терпевшего никаких пустых и самопроизвольных, как он выражался, нововведений. К дому с обеих сторон прилегали темные деревья старинного сада, аллея стриженых елок вела к подъезду.

3. Барский двор находился на конце прямой, по большой дороге расположенной деревни, за вновь вырытым, полно налитым прудом, с не обросшими еще травой берегами, в середине молодого леса, между которым стояло несколько больших сосен.

Барский двор состоял из гумна, надворных построек, конюшен, бани, флигеля и большого каменного дома с полукруглым фронтоном, который еще строился. Вокруг дома был рассажен молодой сад. Ограды и ворота были прочные и новые; под навесом стояли две пожарные трубы и бочка, выкрашенная зеленою краской; дороги были прямые, мосты были крепкие, с перилами. На всем лежал отпечаток аккуратности и хозяйственности.

4. Жаркий июльский полдень. На дубровинской барской усадьбе словно все вымерло. Не только досужие, но и рабочие люди разбрелись по углам и улеглись в тень. Собаки раскинулись под навесом громадной ивы, стоящей посреди красного двора, и слышно, как они хлопают зубами, ловя в полусне мух. Даже деревья стоят понурые и неподвижные, точно замученные. Все окна, как в барском доме, так и в людских, отворены настежь. Жар так и окачивает сверху горячей волной; земля, покрытая коротенькой, опаленной травою, пылает; нестерпимый свет, словно золотистою дымкой, задернул окрестность, так что с трудом можно различать предметы. И барский дом, когда-то выкрашенный серой краской, а теперь побелевший, и маленький палисадник перед домом, и березовая роща, отделенная от усадьбы проезжей дорогой, и пруд, и крестьянский поселок, и ржаное поле, начинающееся сейчас за околицей, - все тонет в светящейся мгле. Всякие запахи, начиная с благоуханий цветущих лип и кончая миазмами скотного двора, густою массой стоят в воздухе.

5. Романические мечты мои показались мне вдруг чрезвычайно странными, даже как будто и глупыми, как только я въехал в С. Это было часов около пяти пополудни. Дорога шла мимо барского сада. Снова, после долгих лет разлуки, я увидел этот огромный сад, в котором мелькнуло несколько счастливых дней моего детства и который много раз потом снился мне во сне, в дортуарах школ, хлопотавших о моем образовании. Я выскочил из повозки и пошел прямо через сад к барскому дому. Мне очень хотелось явиться втихомолку, разузнать, выспросить и прежде всего наговориться с дядей. Так и случилось. Пройдя аллею столетних лип, я ступил на террасу, с которой стеклянною дверью прямо входили во внутренние комнаты. Эта терраса была окружена клумбами цветов и заставлена горшками дорогих растений.

2. Прочитайте строки русских поэтов, посвященные Москве. По характерным особенностям стиля определите авторов этих стихотворных строк.

1.

Звон медный несется, гудит над Москвой;
Царь в смирной одежде трезвонит;
Зовет ли обратно он прежний покой
Иль совесть навеки хоронит?

2.

Ученый говорит: «Тот град славнее Рима»,
Прозаик «сердцем родины» зовет,
Поэт гласит «России дочь любима»,
И «матушкою» чествует народ.

3.

Я скоро в Москву прискакала,
К сестре Зинаиде. Мила и умна
Была молодая княгиня,
Как музыку знала! Как пела она!
Искусство ей было святыня.

4.

Точно море в час прибоя,
Площадь Красная гудит.
Что за говор? Что там против
Места лобного стоит?
Плаха черная далеко
От себя бросает тень…
Нет ни облачка на небе…
Блещут главы… Ясен день.

5.

Был чудный майский день в Москве;
Кресты церквей сверкали,
Вились касатки под окном
И звонко щебетали.
Я под окном сидел влюблен,
Душой и юн, и болен.
Как пчелы, звуки вдалеке
Жужжали с колоколен.

4. Дайте историко-культурный комментарий к стихотворению Ф.И. Тютчева «Гус на костре».

5. Назовите балеты на сюжеты произведений А.П. Чехова.

6. Напишите статью для словаря литературоведческих терминов: «Психологизм в литературе».

7. Если бы вы были составителем сборника рассказов о Великой Отечественной войне, какие произведения вы бы туда включили? Напишите вступительную статью к этому сборнику.

11-й класс

1. Определите название произведения и его автора по описанию усадьбы и ее окрестностям.

1. Потом я повернул на длинную липовую аллею. И тут тоже запустение и старость; прошлогодняя листва печально шелестела под ногами, и в сумерках между деревьями прятались тени. Направо, в старом фруктовом саду, нехотя, слабым голосом пела иволга, должно быть, тоже старушка. Но вот и липы кончились; я прошел мимо белого дома с террасой и с мезонином, и передо мною неожиданно развернулся вид на барский двор и на широкий пруд с купальней, с толпой зеленых ив, с деревней на том берегу, с высокой узкой колокольней, на которой горел крест, отражая в себе заходившее солнце.

2. Въехали в фабричные ворота. По обе стороны мелькали домики рабочих, лица женщин, белье и одеяла на крыльцах. "Берегись!" - кричал кучер, не сдерживая лошадей. Вот широкий двор без травы, на нем пять громадных корпусов с трубами, друг от друга поодаль, товарные склады, бараки, и на всем какой-то серый налет, точно от пыли. Там и сям, как оазисы в пустыне, жалкие садики и зеленые или красные крыши домов, в которых живет администрация. Кучер вдруг осадил лошадей, и коляска остановилась у дома, выкрашенного заново в серый цвет; тут был палисадник с сиренью, покрытый пылью, и на желтом крыльце сильно пахло краской.

3. Сад у тетки своею запущенностью, соловьями, горлинками и яблоками, а дом -- крышей. Стоял он во главе двора, у самого сада, -- ветви лип обнимали его, -- был невелик и приземист, но казалось, что ему и веку не будет, -- так основательно глядел он из-под своей необыкновенно высокой и толстой соломенной крыши, почерневшей и затвердевшей от времени. Мне его передний фасад представлялся всегда живым: точно старое лицо глядит из-под огромной шапки впадинами глаз, -- окнами с перламутровыми от дождя и солнца стеклами. А по бокам этих глаз были крыльца, -- два старых больших крыльца с колоннами. На фронтоне их всегда сидели сытые голуби, между тем как тысячи воробьев дождем пересыпались с крыши на крышу... И уютно чувствовал себя гость в этом гнезде под бирюзовым осенним небом!

4. Мужики завели лошадей во двор. Стояли без шапок, косясь на слюдяные окошечки боярской избы. Туда, в хоромы, вело крыльцо с крутой лестницей.

Красивое крыльцо резного дерева, крыша луковицей. Выше крыльца - кровля - шатром, с двумя полубочками, с золоченым гребнем. Нижнее жилье избы - подклеть - из могучих бревен.

5. Четырнадцать пар быков, косяк лошадей, матки с Провальских заводов, полтора десятка коров, пропасть гулевого скота, гурт в несколько сот овец. Да и так поглядеть есть на что: дом не хуже моховского, о шести комнатах - под железом, ошелеван пластинами. Дворовая служба крыта черепицей, нарядной и новой; сад - десятины полторы с левадой. Чего же еще человеку надо?

2. Прочитайте строки русских поэтов, посвященные Москве. По характерным особенностям стиля определите авторов этих стихотворных строк.

1.

Упоительно встать в ранний час,
Легкий след на песке увидать.
Упоительно вспомнить тебя,
Что со мною ты, прелесть моя.
Я люблю тебя, панна моя,
Беззаботная юность моя,
И прозрачная нежность Кремля
В это утро – как прелесть твоя.

2.

Слава прабабушек томных,
Домики старой Москвы,
Из переулочков скромных
Все исчезаете вы…

3.

Семь холмов – как семь колоколов,
На семи колоколах – колокольни.
Всех счетом: сорок сороков, -
Колокольное семихолмие!

4.

Не диво ль дивное, что вертоград нам снится,
Что реют голуби в горячей синеве,
Что православные крюки поет черница:
Успенье нежное – Флоренция в Москве.

5.

Как по левой руке – пустырь,
А по правой руке – монастырь.
А напротив – высокий клен
Ночью слушает долгий стон.

4. Дайте историко-культурный комментарий к стихотворению С. А. Есенина «Возвращение на родину».

5. Назовите спектакли, поставленные в Московских театрах на сюжеты произведений М.А. Булгакова при жизни автора.

6. Напишите статью для словаря литературоведческих терминов: «Контекст».

7. Составьте сборник избранных произведений писателя - участника Великой Отечественной войны. Напишите вступительную статью к этому сборнику.

Задание № 3

9-й класс

Соотнесите названия литературных произведений с местом их создания.

А.С. Пушкин

«Цыганы» Одесса;
«Моцарт и Сальери» Михайловское;
«Сказка о Царе Салтане» Петербург;
«Полтава» Царское Село;
«Кавказский пленник» Болдино.

10-й класс

Соотнесите названия литературных произведений с местом их создания.

«Рудин» Петербург (Спасское-Лутовиново);
«Дворянское гнездо» Рим (Петербург);
«Ася» Москва (Рим);
«Бежин луг» Спасское-Лутовиново (Петербург);
«Отцы и дети» Париж (Спасское-Лутовиново).

11-й класс

Соотнесите названия литературных произведений с местом их создания.

«Митина любовь» Петербург (Грасс);
«Жизнь Арсеньева» Орёл (Грасс);
«Окаянные дни» Одесса (Грасс);
«Господин из Сан-Франциско» Москва (с. Васильевское);
«Лёгкое дыхание» Париж (с. Васильевское).
Рейтинг@Mail.ru