Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №13/2005

Читальный зал

КНИЖНАЯ ПОЛКА

Юрий Манн. ПОСТИГАЯ ГОГОЛЯ. М.: Аспект Пресс, 2005. 206 с. Юрий Манн.
ПОСТИГАЯ ГОГОЛЯ.

М.: Аспект Пресс,
2005. 206 с.

Вот книга, написанная в том жанре, в каком поначалу задумывалась наша газета, — в жанре занимательного литературоведения. Нам не удалось осуществить свой замысел, потому что трудно (скорее всего, вообще невозможно!) быть занимательным методическим пособием: далеко не все методисты умеют занимательно доносить свой материал до читателя; к тому же ориентированная на определённых специалистов газета обязана информировать своё профессиональное сообщество о подчас далеко не занимательных вещах, непосредственно касающихся его интересов.

Тем не менее до конца от своего замысла мы не отказались. О чём говорят иные напечатанные у нас материалы, которыми мы гордимся и за которые благодарны их авторам. Один из таких почитаемых нами авторов — Юрий Владимирович Манн.

На титульном листе книги «Постигая Гоголя» стоит такой её жанровый подзаголок: «Учебное пособие для старшеклассников и студентов вузов». Можно представить себе, с каким неподдельным интересом встретят подобное пособие учащиеся. Думаю, что не меньший интерес вызовет она и у обучающих литературе. Поэтому очень советую учителю-словеснику приобрести эту книгу. Она не только поможет ему дать верные ориентиры ученикам в восприятии художественного мира Гоголя. Она в состоянии подсказать учителю, как выстроить урок, как в течение всего урока удержать внимание учащихся на нужной теме.

А это значит, что книга Ю.Манна не просто учебное, но самое настоящее методическое пособие. И при этом невероятно занимательное.

Чего, например, стоят одни только названия глав: «Кто рассказывает историю ссоры Ивана Ивановича с Иваном Никифоровичем», «Почему Хлестаков обманул Городничего», «Почему лекарь Гибнер не произносит ни одного слова», «Почему Гоголь повторяет сходные по значению слова». Все перечислять не стану (нет места), но понятно, что каждой объявленной теме можно посвятить урок. Каждая даст возможность учителю и ученикам совершить увлекательное путешествие по художественному миру Гоголя. Посмотреть на его произведение с совершенно неожиданной точки зрения.

Почему, в самом деле, Хлестакову удалось то, что до сих пор не удавалось никому: он смог обмануть Городничего? Потому, объясняет Ю.Манн, что Хлестаков и не собирался его обманывать. С самого начала он говорит Городничему правду, с самого начала он естественен, ибо ему ничего не нужно придумывать. Эта его естественность и сбивает Городничего с толку: он принимает её за невероятно тонкую игру.

То есть не его обманули, а он обманывается!

Впрочем, сознаю, что пересказать занимательность невозможно. Хотя и очень хочется пересказывать дальше. И не только эту главу, но обе части книги — «На подступах» и «Перед шедевром (комедия Гоголя “Ревизор”)».

Надеюсь, что прочитавшие книгу поймут это моё желание. И что захочется им того же, что и мне: приобщить к ней как можно больше народу. Она этого стоит!

Геннадий КРАСУХИН
Рейтинг@Mail.ru