Я иду на урок
Я иду на урок
О.Ю. Аракелян,
школа № 26,
г. Владимир
Материалы к урокам по изучению поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души». 10-й класс
Личность писателя. Мир гоголевского слова
Начинаем урок с размышления о личности Гоголя. Нам представляется, что во многом осознание глубины личности творца помогает осознать и грандиозность созданного им произведения. В процессе мини-лекции останавливаемся на противоречивости характера писателя, приводим высказывания современников о нём (попутно предложив ученикам подумать над вопросом: почему современники Гоголя часто давали ему совершенно противоположные характеристики?), скажем об остром ощущении писателем своей избранности, о его религиозности, неприятии земного бытия в том виде, в котором Гоголь его наблюдал, о величайших требованиях к миру, к себе и людям. Далее обращаем внимание на эпиграф к уроку и спрашиваем учеников, как они понимают высказывание и почему такое отношение к слову возможно именно у Н.В. Гоголя.
Следующий этап урока — подготовка к чтению поэмы, разговор о характерных чертах художественной манеры Н.В. Гоголя. Урок вводит учеников в мир слова писателя, здесь звучат отрывки из его произведений; задача урока — подготовить учащихся к восприятию текста, к углублению-погружению в него.
Говоря о характерных чертах художественной манеры Н.В. Гоголя, можно вспомнить (назвать или определить) тропы и художественные приёмы, которые использовал писатель для создания своего художественного мира: антитезу, повтор, иронию, гиперболу, анафору, эпифору — и остановиться на их “использовании” писателем. Необходимые примеры выписаны на карточки или предъявлены учащимся каким-либо другим способом.
Можно сказать о том, что тропы “овнешняются”, теряя значение тропа (например, в «Записках сумасшедшего» есть сравнение директора департамента с пробкой: “Пробка обыкновенная, простая пробка, больше ничего. Вот которою закупоривают бутылки” — странное добавление: метафора не объясняется (почему сравнивается с пробкой — по уму, виду, характеру), объект сравнения начинает преобладать над субъектом, пробка оказывается больше директора.
С целью огрубления иногда в метафоре отвлечённые понятия становятся зримыми: “Мысль не лезла к нему [Чичикову] в голову” (то есть мысль существует отдельно от Чичикова, приобретая над ним власть). “Странная мысль, не то чтобы Чичиков возымел её, но она вдруг сама собой предстала, дразня и усмехаясь, и прищуривалась на него непотребица! Егоза!”
Нередки метафоры-олицетворения (“река, верная своим берегам, отлучилась прочь в луга”; “птица-тройка”).
Чисто материальное целенаправленно огрубляется (экипаж Чичикова называется “неуклюжим дорожным произведением”).
Создаются распространённые сравнения, в которых объект занимает гораздо больше места, чем субъект (например, герой начинает чувствовать себя крепостью, которую собираются взять; лицо Собакевича сравнивается с тыквой, из которой делают балалайки, далее идёт её подробное описание, а смысл этого — намёк на внутреннюю пустоту героя).
Разнообразие эпитетов характерно для манеры Гоголя (тяжёлые: “ржавый ход мыслей”; соединяющие черты характера в единое целое: “мужчина издержанный”, “экая занозистая”; оживляющие материальные предметы: “дряхлая печь”, “загребистая лапа”; цветовые эпитеты придают осязаемость, обозначая характер: “цвет лица имел калёный, горячий”).
Часто встречаются слова в неожиданной позиции (“попотчевать старика мёртвыми”, “ожерелье тарелок”, “глупость всех наших умников”, “когда покойница рожала”); отдельно посеянные слова (“продулся”, “или нарежется в буфете... или прорвётся... нагадит вам... посаливая: распуская небылицу”); обыгрывание грамматических форм с целью снижения образа; вместе с учащимися можно проследить это на нескольких примерах (“О, этот (м.р.) голова (ж.р.) — важное лицо (ср.р.) на селе”).
Для домашнего задания можно предложить найти подобные примеры, характеризующие художественную манеру Н.В. Гоголя, в тексте поэмы.
Идейное содержание и художественный мир поэмы
Обсуждается смысл названия (три значения словосочетания “мёртвые души”* могут быть записаны на доске; результатом должен стать вывод: в названии задано противопоставление мёртвого и живого, указывается, что живое нельзя искать вне мёртвого: оно скрыто в нём как подразумеваемый идеал, например, как душа Собакевича, прячущаяся где-то за горами; три значения отражают идею — три проблемы: социальную, морально-психологическую и философскую; беда России — в подмене истинных ценностей ложными, их девальвация).
* Беседа на уроке идёт с опорой на статью учебника: Кутузов А.Г., Романичева Е.С. и др. В мире литературы. 10-й класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. М.: Дрофа, 2000. С. 145–147.
Идею поэмы могут сформулировать сами учащиеся (показать людям, во что превратились их души, пробудить способность “человеков” вернуть себе души живые), а учитель покажет, что идея отражается в жанре (мистерия, смешение элементов плутовского романа, романа-путешествия, бытового романа).
Следует обратить внимание на важную роль лирических отступлений, в которых ирония по поводу несовершенства мира поглощается восторгом перед полнотой замысла о мире, что делает «Мёртвые души» поэмой. Ирония направлена на действительность, забывшую о своём первообразе.
Указать на трагизм, заключающийся в том, что высокие и добрые качества искажаются в царстве “мёртвых душ” (доведённые до отчаяния крестьяне гибнут или очертя голову бросаются в любое рискованное дело). На фоне такой жизни прекрасные качества обращаются в противоположные (трагическое превращение: любовь поразмыслить оборачивается пустословием, праздное глубокомыслие и степенность — ленью, участливость становится любопытством — в этом отражается трагический конфликт поэмы: “полная силы национальность” (Герцен) несовместима с отупляющей неволей.
Домашнее задание может быть связанным с проверкой усвоенных на уроке знаний либо опережающим, готовящим к анализу системы образов поэмы.
“Вот какой был Ноздрёв!”
По форме это может быть урок-исследование, поэтому вначале учащимся предлагается сравнить два высказывания: “Ноздрёв ещё долго не выведется из мира” (Гоголь) и “Гоголь показал особенный мир негодяев, который никогда не существовал и не мог существовать” (Булгарин) — и попробовать сделать вывод: Ноздрёв типичен или это надуманная индивидуальность? Таким образом, ставится проблема, решить которую поможет только анализ образа персонажа.
Начиная беседу о герое, можно обратить внимание учащихся на поставленный Гоголем восклицательный знак в предложении, вынесенном в тему урока, и выяснить их мнение о персонаже.
Анализируя образ, идём по плану автора, попутно предлагая учащимся следующие вопросы и задания.
— Найдите контраст в портрете Ноздрёва и объясните его.
— Почему мы встречаем Ноздрёва вне его усадьбы?
— В чём особенность его характера? Как он раскрывается в общении? Привлекательна ли его широта?
— На что герой тратит свою энергию?
— Почему Гоголь называет Ноздрёва “историческим человеком”? Какой художественный приём используется в этой метафоре? Стоит обратить внимание учащихся на то, что у Ноздрёва нет поступков (одни проступки). Почему? (Поступок имеет нравственную основу.)
— Чем отличается речь безудержного помещика? О чём она свидетельствует?
— Есть ли что-то общее у Ноздрёва с Коробочкой?
— Каково художественное пространство героя, как он в нём существует?
— С кем из помещиков он близок в своём стремлении расшириться во все стороны?
— Почему глава о Ноздрёве начинается лирическими отступлениями об аппетитах?
По ходу беседы на доске можно записать типичные и индивидуальные черты Ноздрёва, а в конце сделать вывод, каких черт больше. Это позволит сделать вывод о типичности героя. Учащиеся могут проанализировать лирическое отступление из главы, посвящённой Плюшкину, о помещике, “кутящем во всю ширину”, очень напоминающем Ноздрёва.
— Виновато ли общество в том, что Ноздрёв такой?
— Кого из других героев Гоголя он напоминает? (Хлестакова.)
— Актуален ли образ?
Возвращаясь к проблеме, поставленной в начале урока, делаем вывод, кто прав.
Подводя итог, учитель говорит о том, что типичность “в сумме с актуальностью” делает образ персонажа общечеловеческим.
“И до какой ничтожности может снизойти человек!”
Идя по общему плану характеристики помещиков, сразу можно обратить внимание на отличие главы о Плюшкине от других глав, задать вопрос: в чём оно заключается?
Следуя по тексту главы о Плюшкине и обращая внимание учащихся на особую роль деталей, акцентируем внимание на особенной ветхости, лежащей на всём, и работаем над следующими вопросами.
— Есть ли в главе о совершенно опустившемся человеке обнадёживающие знаки? (Образ-символ запущенного сада, в котором когда-то была жизнь, глаза помещика “ещё не потухнули”, у Плюшкина есть история жизни, стоит проанализировать сравнение с пауком.)
— Почему именно для Плюшкина автор предполагал возможность возрождения? (У него была душа и есть, но он безразличен к ней.)
— Что общего у Плюшкина с другими помещиками? (Сама его скупость обратилась в расточительство — он объединяет всех.)
— Почему именно в эту главу Гоголь помещает отступление о “помещике, кутящем во всю ширину”? (Контраст.) Что роднит их?
— Почему именно на фоне трагедии жизни Плюшкина звучит обращение к юношеству?
— Влияет ли замкнутость или беспредельность художественного пространства на духовность помещиков в поэме?
Домашнее задание носит обобщающий характер и предполагает размышление над следующими вопросами.
— Что объединяет героев глав о помещиках?
— В чём смысл такого расположения глав? Контраст или нарастание отрицательных качеств?
— Какова роль лирических отступлений о помещиках для понимания их образов?
Чичиков
Беседу с учащимися строим вокруг следующих вопросов.
— Зачем герой скупает “мёртвые души”?
— Что сделало возможным его аферу?
— Что позволило воспользоваться ситуацией?
— Откуда эти качества? Только ли
сформированы
в детстве?
— Что стало результатом его страсти к приобретательству и постоянного надувательства? (Постепенное омертвение души.)
— Почему “приобретатель”, а не “предприниматель”? Чем герой отличается от “скопидомной” Коробочки и “накопителя” Собакевича? Что общего у Чичикова с помещиками?
— Как ведёт себя Чичиков с каждым помещиком? В чём причина его изменчивости? (Актёр? Психолог? => он похож на своих собеседников, он их зеркало, совокупность их качеств, он многогранен.)
— Говоря об омертвении героя, следует спросить у учеников, способен ли Чичиков к возрождению. Есть ли в его характере светлые начала?
В качестве домашнего задания предлагаем учащимся выполнить задание, предложенное в “творческом практикуме” учебника (с. 147).
Образ Родины
Начало урока предполагает возращение к замыслу: тема России — это основной мотив, побудивший Гоголя к созданию поэмы.
Всё в поэме ведёт к созданию целостного образа России, который складывается из четырёх аспектов:
а) материального (быт России);
б) духовного (идея России отражается в могучем пространстве);
в) современного (план путешествия Чичикова);
г) исторического, которое переходит в вечное (символичный финал).
Целесообразно спросить: почему в отступлении о Родине Гоголь использует обращение “Русь”?
— Как выражается вера в великое предназначение Родины? (Перед “птицей-тройкой”, олицетворяющей Русь, расступаются другие народы, но современная писателю действительность — доказательство уклонения от выполнения великой миссии. Бескрайние просторы — это отражение предвечного замысла, поэтому-то бытие Руси наполнено смыслом.)
Метафорический образ “птицы-тройки”, стремящейся выпорхнуть в небо, — это факт, обращающий читателя к миру идеала, к которому он должен устремиться с целью очищения. Здесь возвращаемся к первому уроку и говорим о том, что именно отношение Гоголя к своему таланту и предназначению как мессианскому, его твёрдая вера в возможность возрождения России-Руси через сближение с Богом легло в основу грандиозного замысла поэмы «Мёртвые души». Метафора “Божье чудо” = “молния” — провозвестник катастрофы бездуховности, оторванности от Первообраза.
Домашнее задание. Образ пути-дороги. (Проследить, следуя за вопросами учебника — с. 156, развитие метафоры “путь-дорога”, определить, в каких точках сюжета и почему, как реальная дорога в художественном пространстве поэмы “дополняется” дорогой во времени — рассказом о жизненном пути человека.)
Методический комментарий
Перенесение в программу 10-го класса поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души» требует от учителя нового подхода к её рассмотрению. И в первую очередь — это более тщательное и последовательное (буквально с первых уроков) обращение к её поэтике. Именно поэтому из всей системы уроков, предложенных О.Ю. Аракелян, мы выбрали для публикации лишь те фрагменты, в которых внимание сосредоточено именно на этом аспекте, и показали, как может на уроках анализа художественного текста “работать” учебник.