Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №13/2005

Я иду на урок

Я иду на урок

Г.С. Савельева,
школа № 34,
г. Владимир


“А как же вы в афишке пропустили грозу?
Ведь она тоже действующее лицо”

Смысл названия пьесы А.Островского «Гроза». 10-й класс

Мы не подберём названия — что это значит? Это значит, что идея пьесы не ясна; что сюжет не освещён как следует... что самое существование пьесы не оправдано, зачем она написана, что нового хочет сказать автор? (А.Н. Островский)

На доске — тема урока и эпиграф.

В течение многих лет я работаю над методикой изучения драматического произведения и пришла к убеждению, что обычный способ комментированного чтения по актам неэффективен, если не сказать больше — он несостоятелен, так как при таком пути изучения пьесы школьник с трудом постигает специфику развития драматического конфликта, поэтику драмы как рода литературы. Урок, ход которого описан дальше, посвящён традиционной теме — смыслу названия произведения. Многие писатели XIX века используют метафорические названия, смысл которых ученик либо затрудняется раскрыть самостоятельно, либо даёт ему примитивную трактовку. Поэтому нашей задачей было показать ученикам, какими “смыслами” может быть нагружено название произведения, как последовательно они актуализируются автором.

— Перечитайте тему урока, попробуйте определить, о чём будем говорить на уроке.

— Назовите ключевые слова в формулировке темы урока. (Гроза — действующее лицо.)

— Перечитайте эпиграф к уроку. Какую связь устанавливает автор внутри триады название–идея–сюжет?

— Определите значения слова “гроза” по словарю В.И. Даля. (Проверка домашнего задания — работа со словарём В.И. Даля: страх, шум, беспокойство, нарушение порядка, сокрушить, гром, явление природы, угроза, грозить, трагедия, очищение.)

— В каком значении слова “гроза” появляется в пьесе? (В первом значении — “угроза”, “острастка”, “ругатель”. Это связано с образом Дикого, Кабанихи.)

Итак, вся экспозиция связана со значением слова “гроза”. Островский универсально реализует метафору грозы. Образ связан со всеми действующими лицами.

— Какое значение “грозы” преобладает в экспозиции? (Страх, угроза, грозить.) Для калиновцев гроза “сверху” и “снизу”. Сверху — наказание Божие, снизу — власть и деньги имущего.

— Какие образы драмы символизируют грозу снизу? (Дикой, Кабанова.) В чём гроза Дикого? (Деньги — сила — страх.) В чём гроза Кабановой? (Деньги — сила под видом благочестия — страх.) Итак, цель “воина” Дикого — беззаконное упоение властью. Кабанова — более сложный вариант самодурства: её цель — законное упоение властью (под видом благочестия). Для чего им нужен страх в обществе? (Удержать власть.)

— Только ли Дикой и Кабанова испытывают упоение властью? (Анализ монологов в первом действии.) Итак, Островскому в развёрнутой экспозиции нужно было показать, что порядок купеческого городка держится на страхе. Осадная война Кабанихи, также как и лихие наскоки Дикого, идут от неуверенности и тревоги. Тревога Дикого смутная и неосознанная, страх Кабанихи осознанный и дальновидный: что-то не ладится, что-то сломано в механизме власти и подчинения. Таким образом, метафора грозы — страх, упоение властью, угроза, грозить — проходит через всю экспозицию.

— Когда появляется гроза как явление природы? (В конце первого действия.) Рассмотрим значение этой сцены. Для чего Островский ввёл образ полусумасшедшей барыни? К кому она обращается? Что пророчит? На чём основано её пророчество? (“Всю жизнь смолоду грешила”.)

— Какова реакция Варвары на её кликушество? (Улыбается.) А Катерины? (“Боюсь до смерти...”) Итак, у Варвары — здравый смысл, она с иронией принимает вековые традиции. Это её защита. Расчёт и здравый смысл нужны Варваре как “лекарство” против страха. У Катерины — полное отсутствие расчёта и здравого смысла, а нечто другое. Что страшит Катерину? (Смерть застанет с помыслами греховными, лукавыми.)

— Какова композиционная роль этой сцены? (Завязка. Звучат два раза раскаты грома.) Таким образом, в завязке действия тоже участвует гроза.

— Какое потрясение испытала Катерина в сцене прощания Тихона перед отъездом в Москву? Как это передано через авторские ремарки? (Потрясена унижением.)

— “Предвещать дурной исход” — это ещё одно значение слова “гроза”. Как это значение обыгрывается в данной сцене? (“Тиша, не уезжай...” — “Ну, бери меня с собой...” — “Батюшки, погибаю я...” — “...возьми клятву”.) Проанализируйте монолог Катерины после сцены прощания (д. 2, явл. 4). Каким образом в нём реализуется метафора грозы? (“Сокрушила она меня”.)

— Как Кудряш предупреждает Бориса о возможной погибели Катерины? (“Только бабы взаперти сидят”; “Значит, вы её совсем загубить хотите”; “Съедят, в гроб вколотят”.) Какой мотив/тема появляется в этом диалоге? (Тема гроба, могилы, которая с этого момента звучит сильнее.) Способен ли Борис защитить Катерину?

— Зачем в пьесе нужен диалог Кулигина и Дикого о громоотводе?

— Как вы думаете, почему так рассердился Дикой? (“Гроза-то нам в наказание посылается...”) Громоотвод словно против самого Дикого. Страх Божий испытывают перед самим Диким, боятся наказания от самого Дикого. У Кабанихи та же роль; вырвавшись от неё, Тихон радуется, что над ним “две недели никакой грозы не будет”. Самодурство связано со страхом за свою власть, поэтому оно требует постоянного её подтверждения и испытания.

— Когда второй раз гроза как явление природы врывается в пьесу? Проанализируйте эту сцену. Зачем в ней нужны фразы: “гроза даром не пройдёт”, “ползёт, шапкой обложило”? Что усиливает напряжённую атмосферу? Почему Катерина при появлении барыни с криком прячется? К кому обращается сумасшедшая барыня? Найдите фразы в её монологе, которые по-своему слышит Катерина. (“Умирать не хочется...” “Красота-то ведь погибель...” “В омут с красотой-то…” “От Бога не уйдёшь...”) Итак, стечение обстоятельств (каких?), усиливают трагедию в душе Катерины и ведут к признанию. И как удар грома звучит её признание. Для Катерины гроза (как и для калиновцев) — не глупый страх, а напоминание человеку об ответственности перед высшими силами добра и правды. “...Небесная гроза... только гармонирует с грозою нравственною ещё более ужасною. И свекровь — гроза, и сознание преступления — гроза” (Писарев). Таким образом, в кульминационной сцене тоже присутствует гроза.

— Гроза несёт очищение. Смерть Катерины, подобно грозному раскату, грозовому разряду, несёт очищение: просыпающееся чувство личности и новое отношение к миру. В ком из героев под воздействием смерти Катерины просыпается личность? (Варвара и Кудряш убежали. Тихон впервые обвиняет принародно мать: “Вы её погубили”. Кулигин: “...Душа теперь не ваша, она перед судиёй, который милосерднее вас!”)

Итак, А.Н. Островский универсально реализовал метафору грозы в пьесе. Название пьесы представляет собой образ, символизирующий не только стихийную силу природы, но и грозовое состояние общества, грозу в душах людей. Гроза проходит через все элементы композиции (с образом грозы связаны все важные моменты сюжета).

Методический комментарий

Учитель работает по программе под ред. А.Г. Кутузова. На это прямо указывает формулировка темы урока — она дословно повторяет название главки в учебнике — и эпиграф к нему*. Думается, что и замысел самого урока во многом “подсказан” фразой из учебника: “Островский в своей драме универсально реализует метафору грозы”. Понимая, что это утверждение нуждается в развёрнутом комментарии, учитель обращает на него особое внимание в процессе урока. Таким образом, урок не повторяет материал учебника, а существенно дополняет и углубляет его. Обратившись к поэтике заглавия буквально на первых уроках изучения пьесы, учитель даёт некий универсальный ключ ко всему тексту, учит “мастерству понимания” (Г.Винокур) драмы как рода литературы.


Кутузов А.Г., Романичева Е.С. и др. В мире литературы. 10-й класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. М.: Дрофа, 2000. С. 215–217.

Рейтинг@Mail.ru