Я иду на урок
Я иду на урок
Уроки владимирских учителей
Составление, подготовка к публикации, вступительное слово и методический комментарий Е.С. Романичевой.
Готовя материал для традиционной рубрики «Уроки учителей России» и рассказывая об опыте работы владимирских учителей, мы отказались от традиционного состава рубрики (только конспекты уроков) и попытались представить всё разнообразие той методической работы, которая ведётся в городе и области. Нам представляется, что современному учителю сегодня важнее и нужнее другое: дидактический материал, который он может использовать на уроке, интересные таблицы, сопровождающие учебник, и — главное — апробированные на практике новые подходы к анализу текста. Уроки владимирских учителей тем и подкупают, что работа на них идёт “на основе текста, в связи с текстом, по поводу текста”*. А как по-другому можно объяснить тот факт, что в программе городского педагогического марафона учебных предметов, который, кстати, во Владимире стали проводить вслед за московским, стоит научно-методическая конференция «Текст в школьном преподавании»?
* Эти слова взяты из книги известного методиста Н.А. Ипполитовой «Текст в системе изучения русского языка в школе: Материалы к спецкурсу» (М.: Флинта-Наука, 1992), к которой мы попутно адресуем читателей.
Замечательно, что владимирские учителя в практике своей работы последовательно отказываются от распространённой и по сей день методики изучения художественного произведения, когда работа с текстом идёт от “идейного содержания” к “художественным средствам”. Думается, что для своих учеников они стали теми людьми, которые, перефразируя Толстого, руководят своими учениками “в том бесчисленном лабиринте сцеплений, в котором и состоит сущность искусства”, и при этом делают это по законам искусства. Словесники Владимира понимают, что методика преподавания литературы сохраняет своё сущностное единство и с базовыми науками (литературоведением, лингвистикой), и с самой формой познания мира — литературой. И задачу свою видят в том, чтобы их ученики не рассуждали на уроках “об идеях, которые они, может быть, неправильно вычитали из текста” (Л.В. Щерба), то есть говорили о самом тексте, а не по поводу его, и поэтому работу с произведением строят через осмысление его поэтики.
Поэтому в целом материал этого блока можно разделить на две рубрики. В первой собраны материалы, позволяющие осваивать трудное “искусство чтения” (Г.О. Винокур) художественного текста на уроках литературы. Во второй — фрагмент пособия, подготовленного учителями, к учебникам «В мире литературы» под редакцией А.Г. Кутузова.
В заключение добавим: готовя материал к печати, мы подвергли его незначительным сокращениям и редакторской правке и там, где это необходимо, на наш взгляд, снабдили необходимым методическим комментарием, который должен перевести разговор об уроках в иную плоскость, заданную самим жанром семинария, и призвать читателей к соразмышлению, сотрудничеству, сотворчеству.
Статья опубликована при поддержке компании "Терра окна". "Терра окна" - это территория оконного комфорта, высокое качество обслуживания, услуг и продукции, доступные цены. Компания предлагает Вам такие услуги, как остекление и отделка балконов и лоджий, а также остекление дач и коттеджей. В каталоге магазина Вы найдёте пластиковые окна, окна ПВХ, подоконники, оконные профили, москитные сетки и многое другое. Узнать подробную информацию о компании, посмотреть стоимость пвх окон "Богородское" и других товаров Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://terraokna.ru/home.html.