Читальный зал
КНИЖНАЯ ПОЛКА
Г.Г. Анпеткова-Шарова, В.С. Дуров. АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА: Учебное пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений / Под ред. В.С. Дурова. СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: Издательский центр «Академия», 2004. 480 с. (Серия «Студенческая библиотека») |
||
А.И. Зайцев. ГРЕЧЕСКАЯ РЕЛИГИЯ И МИФОЛОГИЯ: Курс лекций: Учебное пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений / Под ред. Л.Я. Жмудя. СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: Издательский центр «Академия», 2005. 208 с. (Серия «Классическая учебная книга») |
Со школьных ещё лет помню не только увесистые тома античных классиков 1930-х годов с грифом «Academia» и изящные сборники худлитовской «Библиотеки античной литературы», но и соответствующие учебники — Тронского, Радцига. Жажда познания просила, и они становились необходимым дополнением к шедеврам Аристофана, Еврипида, Платона, Лукиана, Марциала… читатель ждёт уж — и подтверждаю, конечно, Апулея я тоже читал (в Цицерона, впрочем, тоже заглядывал).
Но вместе с тем не могу не признаться, что в тех замечательных учебниках были целые страницы, а то и главы, которые погружали в чёрную меланхолию. О, это марксистско-ленинское толкование истории! Маркс, конечно, это голова, и античность воспринимал вполне здраво, как я позднее разобрался, заглянув в некоторые его ранние, не очень у нас пропагандировавшиеся сочинения. Но бедных-то профессоров понуждали работать в конфигурациях ублюдочного историзма марксовых последышей!
Ныне пока что другие времена, и молодёжь имеет не только право, но и возможность учиться по деидеологизированным учебникам. О двух из них и скажу несколько слов.
Учебное пособие «Античная литература» подкупает своим стремлением представить именно литературную картину античности. Даже полноправная тема христианской литературы III–V веков от Р.Х. помещена здесь именно в эстетический контекст, порой не без черт десакрализации. Есть благой принцип образования: учебной литературы должно быть много, и в этом смысле живо и ясно написанная книга Анпетковой-Шаровой и Дурова найдёт благодарных читателей не только среди студентов, но и в школе, в семьях, где живёт интерес к истории мировой культуры.
Также надо вспомнить ещё один принцип хорошего образования: у учащегося должно быть не только много хороших книг, но и хотя бы один хороший наставник, который помогал бы во всём разобраться. Такой, например, как Александр Иосифович Зайцев, профессор кафедры классической филологии Санкт-Петербургского университета. Вышедшая, к сожалению, посмертно его книга «Греческая религия и мифология» выросла из университетского спецкурса и сохранила все черты живого движения мысли лектора, его аналитического и педагогического мастерства. Сама по себе тема лекций А.И. Зайцева чрезвычайно сложна, а за годы безбожия по-большевистки стала и чрезвычайно запутанной. Исходя из того, что “религиозные представления рождаются и закрепляются в моменты эмоционального напряжения”, учёный-филолог смог предложить этически корректную и вместе с тем литературно полноценную концепцию античной картины мира, как она выразилась в словесности тех времён.