Я иду на урок
Я иду на урок
Людмила БЕЛЯКОВА
Людмила Муртазовна БЕЛЯКОВА (1955) — учитель литературы школы № 35 г. Рыбинска Ярославской области; лауреат областного конкурса «Учитель года–2003».
В оформлении статьи использованы эскизы обложки книги К.Д. Бальмонта «Будем как солнце» работы Фидуса (Г.Хёппенера).
Аромат солнца в искусстве символизма
Урок начинается со своеобразного “погружения” — чтения стихотворения К.Бальмонта.
Запах солнца? Что за вздор!
Нет, не вздор.
В солнце звуки и мечты,
Ароматы и цветы,
Все слились в единый хор,
Все сплелись в один узор.
— Так утверждает один из поэтов Серебряного века. А вы соглашаетесь или оспариваете мысль о том, что солнце обладает ароматом? (Высказывания учащихся.)
Солнце пахнет травами,
Свежими купавами,
Пробуждённою весной
И смолистою сосной,Нежно-светлоткаными
Ландышами пьяными,
Что победно расцвели
В остром запахе земли.
— Как вы считаете, какая школа поэтов Серебряного века проявляет значительный интерес к образу солнца? (Символисты.)
— В каких видах искусства заявили о себе символисты? (Музыка, живопись, скульптура, литература.)
Таким образом вы открыли тему урока «Аромат солнца в искусстве символизма». Для исследования вам будут предложены два творца — поэт и живописец. Кто они, вам предлагается определить по высказываниям других людей.
1. “Если сравнивать с птицами, то это великолепный шантэклер, приветствующий день, свет, жизнь”, — сказал о нём Б.Зайцев.
2. А сам он определил свою миссию так: “Я в этот мир пришёл, чтобы видеть солнце”.
3. М.Горький же восторгался: “…Дьявольски интересен и талантлив”.
4. Один из сборников его так и называется «Будем как солнце».
(Константин Бальмонт.)
И эпиграф нашего урока — это цитата “поэта с утренней душой”, как сказал о Бальмонте другой поэт — Александр Блок:
Люди Солнце разлюбили,
Надо к Солнцу их вернуть.
Союзником Бальмонта на нашем уроке будет тот, кого Ромен Роллан назвал “Колумбом душевного покоя”.
Оценка же Максима Горького была проста и лаконична: “Мне… нравится тем, что он меня заставляет задумываться как литератора!”
Но были критики, считавшие художественное творчество его “работой умалишённого”.
И, наконец, он так же, как и Бальмонт, духовные поиски осуществлял через символ.
(Это литовский художник и композитор Микаэлюс Чюрлёнис.)
Таким образом, предмет исследования обозначен: это картины М.Чюрлёниса и К.Бальмонта. Идея сформулирована в вопросе: “Почему в своём духовном поиске художники обратились к образу солнца?”
— А разве в искусстве XIX века поэты, художники, композиторы не обращались к этому образу? (Над этим вопросом ученики работали дома, анализируя стихи Жуковского, Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета.)
— Как же изменился мотив солнца в искусстве символистов?
“Вся поэтика модернизма оказывается рассчитана на активное соучастие читателя, — пишет В.Гаспаров в статье «Поэтика Серебряного века». — Спрашивается, как же должен подходить к таким текстам современный читатель? <…> Как можно проще” На уроке мы воспользуемся советом Гаспарова и “прочитаем” картины (с учащимися договариваемся, что, употребляя слово “картина”, осознаём — это репродукции) М.Чюрлёниса «Соната Солнца», представляющие цикл, состоящий из четырёх частей: Анданте, Аллегро, Скерцо, Финал.
М.Чюрлёнис — литовский художник и композитор, который за свою недолгую жизнь написал около 300 картин, многие из которых объединены в циклы: «Знаки зодиака», «Соната моря», «Соната солнца» и другие. Он является основоположником музыкальной живописи, разработав целую науку музыки цвета. Его цикл «Соната Солнца» — результат увлечения художника астрономией:
Анданте — из хаоса появляются солнце, планеты;
Аллегро — рождение Земли;
Скерцо — пышно расцветает жизнь: необыкновенной красоты цветы, деревья, подвесные мосты;
Финал — угасание жизни. Звучит суровое предупреждение человеку: нельзя разрушать гармонию, вечная красота в созидании, а не в разрушении.
После этого ученики работают в группах, пытаясь ответить на главный вопрос урока: “Почему в своём духовном поиске символисты обращаются к Солнцу?”
Класс разделён на четыре группы. Каждой группе предложен свой материал для исследования.
1-я группа
- М.Чюрлёнис. «Соната Солнца. Анданте»
- К.Бальмонт. «Сонеты Солнца»
2-я группа
- М.Чюрлёнис. «Соната Солнца. Аллегро»
- К.Бальмонт. «Гимн Солнцу». Гл. 1.
3-я группа
- М.Чюрлёнис. «Солната Солнца. Скерцо»
- К.Бальмонт. «Гимн Солнцу». Гл. 3.
4-я группа
- М.Чюрлёнис. «Соната Солнца. Финал»
- К.Бальмонт. «Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце»
Учащиеся работают по следующему алгоритму:
— Что объединяет эти произведения?
— Какова роль символа в каждом из них?
— Приведите примеры яркой образности в произведениях.
— Какую формулу жизни отстаивают К.Бальмонт и М.Чюрлёнис?
(Во время работы учащихся звучит музыка из балетов И.Стравинского «Жар-птица» — «Заколдованный сад Кощея» и «Петрушка» — «Русская».)
Творческие отчёты учащихся
1-я группа
— Произведения объединены строгостью формы (соната и сонет); оба — четырёхчастные.
— Музыкальность (чистый небесно-голубой пронзительный цвет в картине и аллитерация сонорных в стихотворении).
— Символ Солнца — символ рождения новой жизни.
— Утверждается формула жизни: жизнь = творчество + красота (“мёд” — творчество; “пчёлы” — жизнь; “солнце” — красота).
2-я группа
— Один символ — Солнце как путеводная звезда, как светлое в жизни, как гармония в мире.
— Наполнено жизненной энергией (в картине — чёткая композиция; в стихотворении — синтаксический строй: риторические восклицания, использование повелительного наклонения глаголов).
— Созидательный пафос (в стихотворении — через ключевые слова — “создатель”, “податель” и прозрачно-тёплый коричневый цвет в картине).
3-я группа
— Повышенная эмоциональность.
— Темы красоты.
— Идея: красота обладает спасительной силой. Неслучайно эпиграфом к стихотворению стали слова Ф.М. Достоевского “Красотою мир спасётся!”
— Солнце — символ источника красоты, первооснова жизни.
4-я группа
— Авторская позиция выражена предельно ясно: звучит суровое предупреждение людям беречь красоту, жизнь, солнце.
— Наполнены произведения торжественной патетикой: в стихотворении через анафору, многократное использование “я” — одиннадцать раз; рефрена “Я буду петь”, а в картине автор обращается к символам “колокол”, “паутина”. Тем самым можно утверждать, что обоих авторов объединяет отторжение “футлярной”, бессолнечной жизни.
Отчёты групп обсуждаются. В результате совместными усилиями создаётся следующая схема.
Аромат солнца в искусстве символизма
Публикация статьи произведена при поддержке студии «Videoglobal». Посетив сайт студии, который располагается по адресу http://www.videoglobal.ru/videouslugi.html, Вы можете ознакомиться с подробным перечнем видеоуслуг от «Videoglobal». Имея в арсенале высококачественное оборудование и профессиональных специалистов, студия осуществляет все виды и выездной видеосъемки, вне зависимости от степени сложности. Обращаясь в «Videoglobal», Вы можете быть уверены, что с Вами работают лучшие видеооператоры, режиссеры и сценаристы.