Архив
Литературная карта
Государственный историко-литературный музей-заповедник А.С. Пушкина (усадьба Вязёмы)
Мемориальный музей — музей, хранящий память о тех, кто некогда бывал здесь… Переступая порог такого дома, словно пересекаешь границу времени и оказываешься в иной эпохе. И всё казавшееся таким далёким, книжным, обретает зримые очертания. Вот они, вещественные, в полном смысле этого слова, доказательства хорошо известных нам фактов биографии. Мы смотрим и почти ужасаемся — насколько же на самом деле всё реально, насколько же мы приблизились к недостижимому и непостижимому! Пусть спустя десятилетия, столетия — но мы стоим на том же месте, в окружении тех же предметов, смотрим из окна на ту же улицу или на тот же сад.
Все места, связанные с жизнью Пушкина, вызывают у нас особые чувства. Попробуем объединить их словом благоговение. Лицей, Михайловское, Болдино, Каменный остров, Мойка, 12… Каждый адрес — словно краткое обозначение множества событий жизни поэта, место рождения его произведений. Наверное, всё-таки не простое любопытство движет нами, когда мы отправляемся по пушкинским местам. Скорее, мы ищем сопряжения предметов — событий — строк. И пусть тайна гения останется тайной — мы хотя бы для себя откроем нечто ранее нам неведомое.
Санкт-Петербург, пронизанный строками Пушкина, сам по себе своего рода мемориальный музей поэта. Каждый шаг здесь отзывается его словом. Но как не вспомнить матушку Москву, где поэт родился, где венчался, где провёл первые месяцы семейной жизни! И как не вспомнить подмосковное Захарово — пушкинское детство. Здесь, в имении бабушки поэта Марии Алексеевны Ганнибал, семья Пушкиных с 1805 по 1810 год проводила летние месяцы (как-то довелось им коротать здесь и зиму). Старый усадебный дом, к сожалению, не сохранился. Но тщательно воссозданный, он даёт ясное представление о том, как жил маленький Саша Пушкин. Дом небольшой, деревянный, покрашенный в скромный серый цвет, типично “усадебной” архитектуры: с высоким первым этажом, и вторым — пониже, с просторной террасой, выходящей в сад, колоннами, бельведером, красной кровлей. Уютный, удобный. Несмотря на отсутствие больших парадных залов, не возникает ощущения тесноты, настолько всё просто и гармонично, без вычурности и помпезности. Но как же здесь всё знакомо… Это чувство усиливается в парке. Аллея, ведущая к пруду, мостик, беседка… Знакомо, явно знакомо. Казалось бы, ничего серьёзного здесь Пушкиным не было написано, да и о самом Захарове много ли найдётся упоминаний в его творческом наследии. Пожалуй, впрямую, лишь одно — в стихотворении, написанном Александром Сергеевичем в 1830 году, после посещения имения, уже принадлежащего другим хозяевам (хотя для поэта оно остаётся “его” Захаровом).
Мне видится моё селенье,
Моё Захарово…
Но не из-за этих же строк, которые и не сразу вспомнишь, всё столь узнаваемо для нас в имении Марии Алексеевны Ганнибал! Эти липы, этот пруд, этот скромный усадебный дом… Ах, конечно, мы бывали здесь вместе с героями «Дубровского», «Евгения Онегина», «Барышни-крестьянки». Хорошо, не здесь, но в таком же парке, на таких же аллеях, возле такого же пруда…
Вот строки из «Дубровского»:
“Выехав из деревни, поднялись они на гору, и Владимир увидел берёзовую рощу, и влево на открытом месте серенький домик с красной кровлею…”
И дальше:
“12 лет не видал он своей родины. Берёзки, которые при нём только что были посажены около забора, выросли и стали теперь высокими ветвистыми деревьями. Двор, некогда украшенный тремя правильными цветниками, меж коими шла широкая дорога, тщательно выметаемая, обращён был в некошеный луг, на котором паслась опутанная лошадь”.
Словно это — впечатления от посещения Пушкиным Захарова в 1830 году. Дочь Арины Родионовны запомнила слова Пушкина: “Всё наше решилося... всё поломали, всё заросло”.
А вот описание усадьбы Троекурова:
“Дубровский поднял голову. Он ехал берегом широкого озера, из которого вытекала речка и вдали извивалась между холмами; на одном из них над густою зеленью рощи возвышалась зелёная кровля и бельведер огромного каменного дома, на другом пятиглавая церковь и старинная колокольня; около разбросаны были деревенские избы с их огородами и колодезями”.
Такое ощущение, что это — пейзажная зарисовка Вязём, имения Голицыных, раскинувшегося в нескольких верстах от Захарова. Есть в Вязёмах и большой пруд, и роскошный каменный дом с бельведером. Здесь, в бывшей вотчине Бориса Годунова, во дворце, некогда принадлежавшем царю Борису, Пушкины бывали у Голицыных, с которыми они находились в дальнем родстве. А храм XVI века Преображения Господня с уникальной звонницей был приходской церковью Захарова. Сюда приезжали Пушкины на богослужения. В ограде храма похоронен малолетний брат Александра Сергеевича — Николай...
Очевидно, что не только в «Дубровском» нашли отражение детские воспоминания поэта о Вязёмах. Не тогда ли, ещё до серьёзного знакомства с русской историей, впервые услышал Пушкин о Годунове, Лжедимитрии, Смутном времени? Не благодаря ли этим ярким детским впечатлениям появилась на свет трагедия «Борис Годунов»?
Потом будут Царское Село, Санкт-Петербург, Крым, Кавказ, Михайловское. Значительные события жизни поэта вытеснят из нашего сознания московское и подмосковное детство Пушкина. Словно ничего и не было. Не случайно вернулся Пушкин в Захарово в 1830 году. Не случайно назвал своим...
Алла КОЛИБАБ
Адрес историко-литературного музея-заповедника А.С. Пушкина:
143050, Московская область, Одинцовский р-н, с. Большие Вязёмы.
Телефон для справок: (095) 598-24-04.
Посещение по предварительной договорённости.
Проезд: От Белорусского ж/д вокзала Москвы до ст. Голицино, далее авт. 38, 39 до ост. «Институт».
Режим работы: Ежедневно с 10.00 до 17.00, кроме понедельника, вторника и последней пятницы месяца.