Архив
Десятая Всероссийская олимпиада школьников по литературе
Юбилейная, десятая Всероссийская олимпиада школьников по литературе прошла с 19 по 25 апреля в Москве (точнее, под Зеленоградом, но это было и удобнее, и спокойнее для участников). Наверное, справедливо было провести её именно в столице государства, культурном центре мирового масштаба и прочая, прочая, прочая.
Жаль только, что никто из московского образовательного начальства на олимпиаду так и не прибыл — хотя повод был очевидный. Ну ладно, руководителю департамента некогда — хоть бы заместителя прислали. А то ведь и так к Москве в регионах относятся, мягко говоря, сдержанно, а тут очевидное, демонстративное манкирование, которое не прошло незамеченным.
Впрочем, не начальственным интересом держится олимпиада. И даже не желанием получить заветные дипломы (хотя их вес в этом году необыкновенно высок — победителей без экзаменов берёт к себе даже МГУ). Интерес к тайне литературного произведения — вот что привлекает к этому состязанию многих и многих школьников и их учителей. Да ещё желание встречаться, общаться, сверять часы. Ведь олимпиада — это один из немногих поводов (если вообще не единственный) для того, чтобы собраться педагогам разных краёв России и обсудить свои профессиональные вопросы. Недаром на этот раз в олимпиаде участвовали 192 российских школьника — это её рекорд.
Традиционными по форме были задания трёх туров. В первом туре участники провели комплексный анализ художественного прозаического текста: А.Погорельский «Лафертовская маковница» (9-й класс), А.П. Чехов «Дома» (10-й класс), Л.М. Леонов «Бурыга» (11-й класс).
Во втором туре требовалась интерпретация поэтических произведений: В.А. Жуковский «Цветок», А.С. Пушкин «Цветок» (9-й класс); Н.А. Некрасов «Если, мучимый страстью мятежною…», А.К. Толстой «Слеза дрожит в твоём ревнивом взоре…», А.А. Григорьев «Я её не люблю, не люблю…» (10-й класс); И.Ф. Анненский «Что счастье?..», К.М. Фофанов «Пел соловей, цветы благоухали…», И.А. Бунин «Вечер» (11-й класс).
Задания третьего тура по известным причинам (текст их объёмен) мы, по традиции, предполагаем опубликовать в одном из следующих номеров.
Организаторы олимпиады постарались, чтобы атмосфера этого мероприятия была максимально благожелательной, а условия для жизни — комфортными. И им это удалось. Насыщенная культурная программа, включавшая в себя и экскурсии, и посещение московских театров, отличное питание, уровень гостиничного обслуживания — всё было на самом высоком уровне.
Что же касается наполнения содержательного, то тут мнения участников олимпиады разделились. Некоторые сетовали на то, что не все предложенные для анализа тексты подходят школьникам (например, рассказ Леонида Леонова «Бурыга»), некоторые считали, что некорректно составлены вопросы III тура. Многие дети были удивлены тем, что кое-где в аудиториях подолгу не было проверяющих и вовсю звонили мобильные телефоны, а под партами гуляли книжки и словари… Впрочем, тут, как всегда, многое неясно и требует уточнения. Мы намечаем после публикации заданий олимпиады дать их критический разбор и пригласить коллег к серьезному разговору о том, каким быть литературно-олимпиадному движению.
Но это позже, а пока скажем так: главный итог прошедшего десятилетия в том, что олимпиада по литературе стала хорошей традицией. И её обязательно нужно продолжать и поддерживать. Хотя бы для того, чтобы наши дети имели возможность для творческого самовыражения и для признания своих успехов. Чтобы знали, что всматриваться в произведение, размышлять над прочитанным, любить стихи и разговоры о стихах — это естественно, что есть такой образ жизни и отдаваться ему можно целиком.