Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №10/2005

Читальный зал

КНИЖНАЯ ПОЛКА

Киреев Р.Т. ВЕЛИКИЕ СМЕРТИ. ГОГОЛЬ. Л. ТОЛСТОЙ. ЧЕХОВ. М.: Глобулус, Изд-во НЦ ЭНАС, 2004. 152 с.; Киреев Р.Т. ВЕЛИКИЕ СМЕРТИ. ТУРГЕНЕВ. ДОСТОЕВСКИЙ. БЛОК. БУЛГАКОВ. М.: Глобулус, Изд-во НЦ ЭНАС, 2004. 152 с. (Литературный семинар) Киреев Р.Т.
ВЕЛИКИЕ СМЕРТИ.
ГОГОЛЬ. Л. ТОЛСТОЙ.
ЧЕХОВ.
М.: Глобулус,
Изд-во НЦ ЭНАС, 2004.
152 с.;
Киреев Р.Т.
ВЕЛИКИЕ СМЕРТИ.
ТУРГЕНЕВ.
ДОСТОЕВСКИЙ.
БЛОК. БУЛГАКОВ.

М.: Глобулус,
Изд-во НЦ ЭНАС,
2004. 152 с.
(Литературный семинар)

Читатели «Литературы» хорошо помнят замечательный цикл прозаика и эссеиста Руслана Киреева «Великие смерти». Помнят они и то, что на страницах газеты не была опубликована глава, посвящённая Ивану Сергеевичу Тургеневу. Что ж, такова жизнь повременных изданий: сугубо по технических причинам это не удалось сделать до выхода книги. Бывает…

Но не прогадают те, кто решит приобрести эти два изящно изданные сборника (два опять-таки по технической причине: по формату и объёму серии «Литературный семинар», в один выпуск этот труд маститого писателя не вместился). Читатели получат не только увиденную новым взглядом историю кончины Тургенева, но и обретут дополненный вариант печатавшегося в газете цикла.

“Отсутствие любви означало для него отсутствие жизни. «Я словно чувствую вокруг себя запах смерти, тления, небытия», — сказал он однажды на обеде у Флобера — эти обеды вошли в историю литературы как обеды Пяти, — а один из братьев Гонкуров, Эдмон (Жюль вот уже два года как был мёртв), увековечил эти слова в их знаменитом “Дневнике”. Как и последующие: «Объяснение этому, мне кажется, заключается в одном: в невозможности любить, — по сотне причин — по причине моих седин и так далее, — в полной невозможности любить. Теперь я уже не способен на это. И вот, понимаете, это смерть!»

Тургенев оговаривал себя…”

Это надо читать. Руслан Киреев — один из тех редко встречающихся мастеров слова, которые могут писать о литературе так, что она никогда не выглядит суррогатом жизни, а её творцы остаются живыми людьми. Навсегда живыми, хотя и смертными.

Л.М.
Рейтинг@Mail.ru