Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №10/2005

Читальный зал

КНИЖНАЯ ПОЛКА

НЕ БОЙСЯ КНИГИ, ШКОЛЬНИК: Уроки петербургских словесников / Составление и общая редакция Н.М. Свириной. СПб.: Азбука-классика; Сага, 2004. 317 с. НЕ БОЙСЯ КНИГИ,
ШКОЛЬНИК: Уроки
петербургских
словесников /

Составление и общая
редакция Н.М. Свириной.
СПб.: Азбука-классика;
Сага, 2004. 317 с.

Почему наши дети всё меньше и меньше читают? Одна из причин в том, что выпускные экзамены теперь нацеливают старшеклассников не столько на глубинное понимание содержания произведений, сколько на “узнавание фактов”, которые каким-либо образом связаны с литературным процессом. Причина вторая: родители, занятые работой, не обсуждают прочитанное со своими детьми так, как это было лет двадцать тому назад. Третья причина: личностное становление современного ребенка происходит под всё возрастающим влиянием информационной среды и, прежде всего, и экрана (теле- и компьютерного), а современное общество настойчиво ориентирует молодёжь на получение лёгких удовольствий и разнообразных наслаждений. Осмысление же классической литературы требует концентрации внимания и труда души.

Недавно в свет вышел сборник методических рекомендаций для учителей «Не бойся книги, школьник!». Его составила известная в кругах словесников Наталья Михайловна Свирина, доктор педагогических наук, научный руководитель Ассоциации гимназий Санкт-Петербурга. Результаты опроса, проведённого ею в петербургских школах и в школах Ленинградской области, свидетельствуют, что “те, кого мы сегодня учим, не отвергают литературу, их интерес диктуют возрастные особенности”. И потому цель преподавания литературы в школе авторы статей видят в том, чтобы поддержать потенциально существующий интерес подростка к книге. При этом чтение как труд самим учеником не воспринимается, если художественное произведение ему интересно.

Уроки, с которыми можно познакомиться в сборнике, различны: уроки-игры, уроки вдумчивого чтения, проблемного анализа, уроки-загадки, урок–детективное расследование, обзорный урок… В книге предложены конкретные “завязки”, “закрутки” уроков, которые помогут учителю сразу уйти в анализ текста, “минуя часто малоинтересные вопросы, сбивчивый и утомляющий класс пересказ”. Этой теме посвящена статья Н.М. Свириной: «Завязка урока — условие его развития (5–11 классы)». В ходе постановки методической проблемы — поиска разнообразных форм начала урока — автор и решает важную воспитательную задачу: помогает ученикам понять, что особенность искусства в преображении действительности, в сотворении гармонии даже там, где равнодушный взор увидеть её не может.

Учитель Н.А. Хохлова делится с читателем опытом: “Чувственное восприятие готовит почву для интеллектуального. Урок в 5-м классе, посвящённый бережному, вдумчивому прочтению стихотворения А.К. Толстого «Колокольчики мои…», начат поэтическими строками: “Слух же душевный сильней напрягай и душевное зренье…”.

Пробуждение интереса школьников к отечественной культуре разных эпох — основная задача, которую ставит учитель Е.К. Лифоренко, автор статьи «За далью — Даль» (уроки-игры в 7-м классе). В блоке предложенных уроков намечена перспектива работы с 5-го по 11-й классы: как возможно расширить представление школьников о научном, творческом наследии учёного, лингвиста, писателя.

“Мысль народная” в эпопее «Война и мир» — ведущая тема в статьях С.В. Фёдорова «Народ в изображении Толстого…» и Ж.Б. Абдуллаевой «Роль французского языка в романе Л.Н. Толстого». С.В. Фёдоров поясняет значимость избранной им темы: “Понять народ, «мысль народную» — значит понять глубинную сущность истории и, в конечном итоге, самого человеческого существования. Образ народной жизни в романе также складывается из противоречивых проявлений народного характера”.

“Понять тайну Обломова — значит во многом постичь тайну человеческого бытия”, — утверждают С.П. Белокурова и С.В. Друговейко в статье «В поисках идеала», посвящённой изучению романов И.А. Гончарова «Обыкновенная история» и «Обломов» в 10-м классе. Они же предлагают интересное, свежее наблюдение при подведении итогов изучения романа И.А. Гончарова «Обломов» — сопоставляя значения слов “идеал” и “идиллия” в контексте произведения. Авторы истолковывают ставшее нарицательным понятие “обломовщина”: “Обломовщина — это нежелание, невозможность и неспособность стремления к идеалу: подмена недостижимого идеала вполне осуществимой идиллией…”

В статье «Этот трудный Набоков» учитель Т.В. Алексеева пишет: “Набоков нужен прежде всего для становления личности”. Исходя из аналитического прочтения рассказа «Рождество», учитель приходит к парадоксальному выводу: “Жизнь, по Набокову, — трагична… Счастье жизни для Набокова — в самой жизни, а жизнь едина и прекрасна во всех своих проявлениях”. Читателю, познакомившемуся со сборником, не может не запомниться стихотворение Альфреда Мюссе (1842), приведённое в статье Т.В. Алексеевой: “То, чему я хотел вас научить, — // Точно яблоня, покрытая листвою. // То, что я при этом знаю, — // Всего лишь веточка в кроне. // То, что я при этом говорю, — // Всего лишь яблоко на этой ветке. // А то, что у вас останется, — // Всего лишь зёрнышко. // Но из него иногда // Яблоня вырастает”.

Смело рекомендую коллегам это новое методическое пособие: материал, представленный в каждой из пятнадцати его статей, интересен, разнообразен, глубоко продуман и, наконец, опробован на практике.

С.Ф. ЩУКИНА,
учитель литературы.
Санкт-Петербурга
школы № 581.
Рейтинг@Mail.ru