Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №10/2005

Архив

Почтовый ящик

Мифы и правда о дистанционных курсах

Несколько газет ИД «Первое сентября» летом прошлого года объявили об открывающихся курсах. Порадовало, что в числе немногочисленных, прямо скажем, предметов оказалась и литература, причём представлена она была в виде двух курсов.

Могу предположить, что курс по русской прозе 20–30-х годов XX века Э.Л. Безносова был востребован больше: сами по себе замечательны писатели, в нём представленные. Курс лектора Л.И. Соболева я выбрала тоже. Причин две: работаю в 10-х классах и для самообразования — ведь, как известно, поэзию преподавать труднее. О своём выборе не пожалела, так как лекции и задания были интересные, правда, контрольных пришлось выполнять числом шесть вместо трёх.

По-видимому, широко рекламируя эти курсы, газета не предполагала, сколько учителей откликнется. Строго оговорив сроки сдачи работ, проверяющие поняли: самим отрецензировать их вовремя не получится. Эти трудности объяснимы, ведь преподаватели работают на основной работе, они загружены, как и мы, учителя. Идеальный вариант сотрудничества, по-моему, был бы такой: вторая контрольная работа посылается с учётом замечаний, поступивших по первой работе, а итоговая — после проверки второй.

Следующий, очень важный вопрос: можно ли благодаря курсам научиться делать то, что ты делать не умеешь или делаешь недостаточно хорошо? Скажем, лекции по поэзии не учат сравнивать стихотворения разных поэтов, а задания это предполагают сделать. Каков выход? Всё-таки учиться, пробовать, искать точки соприкосновения.

Учителей, обучающихся на курсах, могло быть гораздо больше. Что помешало? Платная основа (выложить в начале учебного года 1380 рублей за два курса не всем по карману: учителя после отпуска, в разгаре осенние заготовки, подписка, сборы в школу собственных детей и так далее). Ведь курсы на местах бесплатные, да еще командировочные выдают (хотя часто с запозданием). Но, с другой стороны, обучающемуся не нужно уезжать из дома, отрываться от семьи, просить о замене собственных уроков. За своим письменным столом, в привычной обстановке выполняются задания, под рукой личная и прочие библиотеки.

Нехватка времени — особый миф. Когда много дел, по-другому распределяешь время, и оно как-то находится, особенно если занятие тебе интересно.

Добровольная основа курсов — тоже причина для неучастия. Ведь никто не заставляет, не обязывает. А кто-то просто закрутился, не успел вовремя оформить заявку — словом, масса причин, включая даже ту, что просто не выписываешь методическую литературу и слыхом не слыхивал об этих курсах.

Однако попытаюсь представить собирательный образ учителя, прошедшего этот добровольный марафон под названием «Дистанционные курсы».

Возраст и местожительство значения не имеют, хотя, наверное, не ошибусь, сказав, что глубинка была активнее. На курсы запишутся учителя, которые сами продолжают активно учиться, которые очень любят литературу как предмет преподавания. А самое главное, они неленивы и самостоятельны в своих решениях, что всегда вызывает уважение.

Что касается контрольных заданий, то поступающие на курсы вначале не представляли, какой уровень сложности будет им предложен. Как оказалось, он шёл на повышение. Согласитесь, что проанализировать стихотворение (рассказ) всё-таки проще, чем сравнить стихи (рассказы) двух разных поэтов (писателей) или написать сценарий или лекцию. Но ходу назад не было: взялся за гуж…

Что же дают дистанционные курсы повышения квалификации?

Выполняя задания, вдруг открываешь, что постоянно идёт диалог с единомышленниками — учёными, писателями, преподавателями курсов, школьниками; погрузившись в тему, приобретаешь и углубляешь знания и одновременно появляются наработки, задания и вопросы уже для собственных уроков.

Идёт обратная связь: твою работу читают и оценивают специалисты. Правда, хотелось бы, чтобы отзывы были подлиннее, чтобы что-то советовали, предлагали, дополняли.

Появляется самоуважение: было трудно, но интересно, в течение нескольких месяцев это дополнительное занятие “работало” и на меня, повышало мой профессионализм.

К тому же курсы — для тех, у кого есть компьютер, — хорошая практика по освоению этого замечательного устройства, намного облегчающего труд словесника.

В итоге получаешь удостоверение о курсах повышения квалификации с печатью МГУ и с силуэтом всемирно знаменитой высотки, что приятно и престижно.

Хорошо, что газета «Литература» была одной из первых, кто объявил об этих курсах!

В заключение хотелось бы узнать мнение преподавателей:

  • Каков уровень выполненных работ?
  • Что удивило, порадовало, насторожило?
  • Что ждали, что получили?
  • Каково количество начавших учиться и окончивших курсы?
  • Каковы пожелания?
Ольга Сергеевна БАРАНОВА,
учитель русского языка и литературы гимназии № 1
г. Полярные Зори Мурманской области.
Рейтинг@Mail.ru