Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №9/2005

Я иду на урок

Готовимся к сочинению

Тема 346. Природа и человек в современной отечественной прозе. (На примере 1–2 произведений)

Обманчивая лёгкость этой темы может привести ученика к пустым рассуждениям о красоте и вечности природы. Необходимо понимать, что уже в “деревенской” прозе — 60–70-е годы XX века — одной из причин для беспокойства о деревне оказывается экологический кризис, разрушение тесных, традиционных для нации связей человека и природы. Именно поэтому в творчестве В.Белова, В.Астафьева, С.Залыгина, В.Распутина идёт разговор о том, что деградация современного человека, упадок его нравственности и приводит к нарушению природного закона, вводит в состояние экологического кризиса. Авторы пособия «Готовимся к экзамену по литературе» (СПГУ, 1996) А.О. Большев и О.В. Васильева указывают, что произведения указанных авторов пронизывает мысль: “Человек, являясь неотъемлемой частицей природы, должен жить по природному закону” (С.Залыгин), то есть ставится вопрос не только “о природе вне нас”, но и “о природе внутри нас”, о природе самого человека.

Современная жизнь, прогресс отчуждают человека от природного мира, формируют у него психологию временщика, безжалостно эксплуатирующего природу, которую он ощущает просто окружающей средой, не “храмом, а мастерской”, действуя намного жёстче, чем Базаров.

Выпускнику продуктивнее сосредоточиться на одном произведении. Это могут быть повествования в рассказах «Царь-рыба» (1976) В.Астафьева или же повести В.Распутина «Прощание с Матёрой» (1976) или «Пожар» (1985).

В астафьевском произведении, которому присуща открытая публицистичность, в центре — экологическая проблематика.

В.Астафьев рисует целую цепь картин браконьерского надругательства над природой. Браконьеры у него — и государственные чиновники, безжалостно уничтожающие великий Енисей во имя победной статистики. Исследователи отмечают, что писателю удаётся не впасть в социальный романтизм, он понимает, что прошлого не вернуть, при том даже, что каждый рассказ завершается обязательным наказанием браконьера.

“Лирические медитации” (Н.Л. Лейдерман) автора о хрупкости и трепетности жизни составляют эмоциональную, обаятельную часть повествования.

Современную жизнь он сравнивает с зимой, когда людей только и согревает мечта о лете, тепле и солнце. Согревает надежда, но наступит ли долгожданная гармония — на этот вопрос автор так и не даёт ответа.

Если же ученик обратится к распутинской повести «Пожар», то и здесь он должен будет указать на публицистичность произведения, которая свидетельствует о том, что обращение к теме экологической и нравственной катастрофы не даёт самому автору конечных ответов. Вопросы так и остаются неразрешимыми. Сможет ли предложить своё решение новое поколение писателей, следующее поколение граждан России?

Рейтинг@Mail.ru