Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №9/2005

Я иду на урок

Готовимся к сочинению

Тема 287. Христианские мотивы в прозе М.А. Булгакова

(По роману «Мастер и Маргарита»)

В данном случае предварительного уточнения требует сама формулировка темы. Роман М.А. Булгакова не может быть представлен как “христианское” произведение (в том смысле, как об этом говорят, например, применительно к романам Ф.М. Достоевского). Важнее показать, что христианская образность (наряду с литературными реминисценциями) выступает здесь в качестве своего рода “строительного материала” для постановки нравственных проблем, важнейшей из которых является проблема морального компромисса. Автор «Мастера и Маргариты» стремится показать, что “божеское” и “дьявольское” живут в самой человеческой душе — и от самого человека зависит, какие силы в ней возобладают.

В основе сюжета булгаковского романа лежит традиционный литературный мотив: явление дьявола среди людей. Однако Воланд и его свита противоречат “традиционным” представлениям об инфернальных силах: они не только не творят зла, но по-своему даже борются с ним. Во всяком случае, от их вмешательства страдают лишь те, кто небезупречен в моральном отношении (вспомним, например, “сеанс чёрной магии”). Поэтому булгаковский “дьявол” не столько сеет зло, сколько помогает ему обнаружиться, стать явным. Недаром большинство сатирических эпизодов связано именно с действиями Воланда и компании.

Явной вариацией на тему евангельского сюжета предстаёт роман Мастера. Однако, во-первых, следует обратить внимание на то, что роман этот — не о Христе и даже не об Иешуа, а о Понтии Пилате, то есть главным его героем является прокуратор. Во-вторых, сопоставляя текст романа с евангелием, мы должны прийти к выводу, что Булгаков сознательно допускает множество отступлений от “оригинала”, общий смысл которых состоит в том, что в романе Мастера изображён не Сын Божий, а “земной” человек (хотя и не вполне обыкновенный). Соответственно, акцент делается не на судьбе Иешуа, а на проблеме трусости, которая касается прежде всего Пилата.

В романе Булгакова важен приём “уподобления” двух фабул — “московской” и “ершалаимской”; обратим внимание, что время действия в обоих случаях приурочено к дням весеннего полнолуния (то есть к периоду Пасхи). Поэтому судьба Мастера и судьба Иешуа явно сходны. Но разница в том, что если Иешуа остался верен своим убеждениям до конца, то Мастер проявил слабость — решил уйти из “мира” (сам себя признал душевнобольным), отказаться от своего романа и от любви Маргариты. В этом смысле он напоминает не только Иешуа, но и Пилата.

Однозначные ассоциации вызывает открывающая роман смерть Берлиоза: отрезанная голова заставляет вспомнить о судьбе Иоанна Предтечи. Однако булгаковский герой по имени Иван ассоциируется с другим евангельским персонажем — любимым учеником Христа, апостолом Иоанном. Именно Иван Бездомный/Понырёв к концу булгаковского романа выходит на первый план, оказываясь единственным человеком, в памяти которого (пусть лишь во сне) сохраняются все произошедшие события. Начав свой путь с создания “антирелигиозной” поэмы (в которой, между прочим, Иисус получился “совершенно живой”), Иван в итоге уподобляется “евангелисту” — то есть в каком-то смысле продолжает образ Мастера, “угадавшего” истину об Иешуа.

Рейтинг@Mail.ru