Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №9/2005

Я иду на урок

Готовимся к сочинению

Тема 270. Лирический герой ранней лирики В.В. Маяковского

Начиная работать по этой теме, ученик должен показать, что он понимает, что такое лирический герой. Затем — краткая характеристика раннего периода творчества Маяковского. Важнейшие произведения — трагедия «Владимир Маяковский» (1913), поэмы «Облако в штанах» (1914–1915) и «Флейта-позвоночник» (1915–1916). Почему важно назвать крупные произведения, хотя в теме речь идёт о лирике (как правило, под лирикой понимаются лирические стихотворения)? У Маяковского нет разделения на лирическое и эпическое: даже самое эпичное произведение у него пронизывают глубоко личные мотивы, расширяющиеся до масштабов всечеловеческого.

Важно, чтобы ученик понимал значение слова “вочеловечение”. В русском языке есть слово воцерковление — вхождение в лоно Православной Церкви, соединение с Богом в духе. В стихотворении Блока «О, я хочу безумно жить…» звучит желание “безличное — вочеловечить». Вочеловечить — приобщить к соборной душе всего человечества. Такой человек — идеал Маяковского, но перед собой он видит, как правило, уродов и недочеловеков.

Поиски Бога в себе и себя в Боге, обнажение человеческой пошлости и несовершенства в обезличенной атмосфере города, стремление поднять людей до собственных переживаний и исканий — основные мотивы ранней лирики поэта. В раскрытии темы можно опереться на “четыре крика” поэмы «Облако в штанах»: “Долой вашу любовь”, ”долой ваше искусство”, ”долой ваш строй”, “долой вашу религию”.

Выбрав точку опоры, можно обратиться к анализу образа лирического героя в конкретных стихотворениях этого периода: «А вы могли бы?», «Я», «Адище города», «Нате!», «Скрипка и немножко нервно», «Послушайте!» и других.

Рейтинг@Mail.ru