Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №9/2005

Я иду на урок

Готовимся к сочинению

Тема 264. Образ Родины в лирике С.А. Есенина

При всех превратностях судьбы С.Есенина, при всех переменах собственного характера и внешних условий одно в его жизни и творчестве оставалось неизменным — это его любовь к Родине.

Родина для Есенина — это крестьянская, избяная Русь. С верой в деревню, с религиозным преклонением перед нею пришёл в русскую поэзию юный Есенин. Его ранняя лирика посвящена воспеванию богоспасаемой Руси. Лирический герой здесь не ищет Бога, потому что Бог и так присутствует в буднях деревни, повседневности сельских забот, в русской природе. Бог Есенина рядом, он ощутим во всём близком и родном: “в каждом страннике убогом” может скрываться “помазуемый Богом”, в каждом нищем — пытающий “людей в любови” Господь.

После революции мир неподвижной святости, воспетый Есениным, приходит в движение; Есенин и его соратники связывали с революцией особенные надежды на возвышение мужицкой Руси.

Однако надеждам крестьянского поэта не суждено было сбыться. Он почувствовал себя обманутым: вслед за мечтами о преображении Руси наступила эпоха разочарований; вера в великую будущность деревенской Руси сменилась растерянностью и тоской. Темой есенинских стихов начала 20-х годов становится общая и личная катастрофа — наступление железного зверя цивилизации на святую деревенскую Русь. Поэт не говорит, а кричит об этом, захлёбываясь метафорами, громоздя причудливые образы — под общим знаком ужаса и отчаяния.

Общая беда сопровождается личной бедой: деревенский поэт, захваченный в плен городом, чувствует себя оторванным от своей подлинной Родины и тоскует о ней — поэт элегически оплакивает обречённую деревню и себя как её последнего певца. Тоска по прежней, уже утерянной Родине выливается то в пьяный бред (“Ты, Рассея моя… Рас… сея… // Азиатская сторона!), то в исповедальный лирический порыв (“Я люблю родину. // Я очень люблю родину”), то в пронзительные воспоминания — почти в любой строчке его звучит искупающая всё “хулиганство” поэта любовь к отчизне.

В поздних стихах Есенина тоска по уходящей крестьянской Руси выражается с особенно проникновенной лирической интонацией. В них есть нежная горечь прощания с прежней Россией и с самим собой, так и не сумевшим перешагнуть в “Русь Советскую”. Ради блага Родины он вроде бы готов отказаться от прежних идеалов, но себе в новой действительности места он так и не находит: “Я не знаю, что будет со мною… // Может, в новую жизнь не гожусь, // Но и всё же хочу я стальною // Видеть бедную, нищую Русь”.

Пафос самоуничтожения в поздних стихах соединяется с глубокой нежностью к родной стороне. Символическим выглядит последний жест стихотворения: “И, утратив скромность, одуревши в доску, // Как жену чужую, обнимал берёзку”. Любовь к родине (символ её — берёзка) является здесь едва ли не запретной, потому что поэт теряет моральное право на эту любовь, но всё же она прорывается наружу вопреки всему. В стихотворении «Спит ковыль, равнина дорогая…» Есенин подводит итог своей жизни: “Дайте мне на родине любимой, // Всё любя, спокойно умереть”. Что остаётся в “сухом остатке”, после всех метаний и сомнений поэта? Безоглядная любовь к крестьянской Руси.

Рейтинг@Mail.ru