Я иду на урок
Готовимся к сочинению
Тема 258. Стихотворение С.А. Есенина «Спит ковыль. Равнина дорогая…»
(Восприятие, истолкование, оценка)
Невозможно сказать об этом стихотворении так, чтобы не повториться: так оно “заезжено”, разобрано-переразобрано. Но мы ведь не сочиняем очередную шпаргалку для экзамена, поэтому рискнём предложить общеизвестные тезисы, облечённые в форму так часто критикуемых сегодня тестов. Ответы можно записывать в виде предложений, тогда получится костяк сочинения. Материал, содержащийся в вариантах ответов, в некоторых случаях (3, 4, 8, 9, 10) также пригодится при построении рассуждения. Если эти задания не впишутся в формат предэкзаменационной консультации, их можно использовать на уроке.
1. В каком из перечисленных стихотворений используется тот же стихотворный метр, что и в «Спит ковыль…»?
а) Лермонтов. «Выхожу один я на дорогу…»;
б) Пушкин. «Зимняя дорога» («Сквозь волнистые туманы…»);
в) Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу…»);
г) Тютчев. «О чём ты воешь, ветр ночной?..».
2. Назовите художественное средство, которое не используется в 1-й строфе:
а) звуковые повторы;
б) инверсия;
в) аллегория;
г) метафора.
3. Какой традиционный для темы родины в русской поэзии мотив преобладает во 2-й строфе?
а) мотив заброшенности родного края;
б) мотив парадоксальности, широты русской души;
в) мотив смирения и долготерпения народного;
г) мотив сострадания народному горю.
4. Какой художественный принцип изображения природы, присущий лирике Есенина, характерен и для этого стихотворения?
а) использование цветовых эпитетов;
б) особая религиозная символика;
в) одушевление природы (антропоморфизм);
г) связь пейзажных мотивов с возрастным течением человеческой жизни.
5. Основное отличие трёх последних строф от трёх первых:
а) другой стихотворный размер;
б) противопоставление “старой” и “новой” родины;
в) появление мотива любви к родине;
г) другой способ рифмовки.
6. Какой мотив становится сквозным в трёх последних строфах?
а) смерти;
б) неприятия новой жизни;
в) счастья;
г) смирения.
7. Какой художественный приём применяется в 5-й строфе для придания основной мысли выразительности?
а) гротеск;
б) антитеза;
в) гипербола;
г) параллелизм.
8. Какая из приведённых ниже цитат из стихотворений Есенина 20-х годов не созвучна строкам: “Дайте мне на родине любимой, // Все любя, спокойно умереть!”?
а) “Теперь со многим я мирюсь // Без принужденья, без утраты…”;
б) “На земле, мне близкой и любимой, // Эту жизнь за всё благодарю...”;
в) “Приемлю всё, как есть всё принимаю…”;
г) “Дар поэта — ласкать и карябать, // Роковая на нём печать”.
9. Какая строка наиболее близка по смыслу стихам: “…Как чужая юность брызжет новью // На мои поляны и луга”?
а) “Другие юноши поют другие песни”;
б) “Я полон дум о юности весёлой”;
в) “О, возраст осени! Он мне // Дороже юности и лета”;
г) “Эх ты, молодость, буйная молодость…”.
10. Какое из поэтических заявлений не принадлежит Сергею Есенину?
а)
Теперь в советской стороне
Я самый яростный попутчик;
б)
Я последний поэт деревни;
в)
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким «Русь»;
г)
Я всю свою звонкую силу поэта
тебе отдаю, атакующий класс!