Я иду на урок
Готовимся к сочинению
Тема 238. Стихотворение А.А. Блока «Незнакомка».
(Восприятие, истолкование, оценка)
«Незнакомка» входит в число самых известных стихотворений Блока. Написанное в 1906 году, оно было включено во второй сборник поэта — «Нечаянная радость». Если первый сборник — «Стихи о Прекрасной Даме» — отражал ранний, романтический период творчества Блока, то в «Нечаянной радости» происходит трагическое разрушение единого образа Прекрасной Дамы. Вечная Женственность не исчезает — она распадается в сознании поэта, бликует и множится. Блок готов видеть Прекрасную Даму не только в своём идеальном мире, но и в грубой реальности. Она становится более близкой к земле — и в то же время безмерно далёкой от лирического героя поэта, который из идеальных сфер опускается в самую гущу жизни.
Посмотрим на композицию стихотворения: чётко выделяются две части. Первая посвящена житейской пошлости, она разрушает романтическое представление о весне и любви. Весенний дух, который традиционно воспринимается как животворящий, у Блока становится “тлетворным”. Вечерний воздух из свежего превращается в дикий и глухой. Любовь опускается из высоких сфер на пыльные переулки. С дамами гуляют не влюблённые, а “испытанные остряки”, и не по аллеям, а среди канав; над озером раздаётся не мелодичный смех, а “женский визг”; таинственная луна превращается в бессмысленно кривящийся диск, который приучен к любым, даже самым непоэтичным сценам.
Среди этого деструктивного мира лирический герой пытается погасить свой экзистенциальный кризис в стакане “влаги терпкой и таинственной”. Герой одинок; единственный его друг — он сам: “И каждый вечер друг единственный // В моём стакане отражён…” Но вино не помогает найти свой путь: оно лишь временно оглушает, смиряет взбунтовавшиеся чувства.
Часть вторая. Явление Незнакомки не сопровождается какими-то знамениями, оно происходит словно бы обыденно (обратим внимание на анафору: “И каждый вечер…”). Вечная Женственность присутствует не только в высших сферах, она разлита во всём мире, её надо только уметь различить среди уродливых проявлений жизни.
Образ Незнакомки — квинтэссенция образа женщины в символизме. Одиночество, духи, туманы, “древние поверья”, “упругие шелка”, “шляпа с траурными перьями”, “в кольцах узкая рука”, “тёмная вуаль” — Блок воплотил в слове образ, ставший архетипическим. «Незнакомка» И.Н. Крамского ассоциируется именно с Незнакомкой Блока.
Интересно прокомментировать строфу:
И странной близостью закованный,
Смотрю за тёмную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.
Не забудем, что Блок — символист. Символом чего является “берег очарованный”? Чем является этот берег для лирического героя стихотворения? Может быть, он видит смысл и цель своей жизни, которых не может достичь из-за трагической двойственности: ему поручены “глухие тайны” — и “чьё-то солнце”, и эти противоположные силы борются в душе героя. Борьба заставляет его подключать все силы, душа не выдерживает высокого напряжения, которое гасится “терпким вином”.
Ключевые строки стихотворения:
В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!
Никто не может за человека выполнить то, что предназначено сделать именно ему. Высшие силы могут только послать напоминание — дыхание Вечной Женственности в образе Незнакомки.
Парадоксальными кажутся финальные строки:
Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине.
Блок загадывает нам загадку. Как мы её решим? Может быть, истина для поэта в чувстве вины, которое способно заставить лирического героя вырвать самого себя из житейской пошлости и вновь обратиться к подлинному знанию, скрытому в излучинах его души?
По ходу анализа можно отметить, что стихотворение написано четырёхстопным хореем с перекрёстными рифмами, первая и третья строки строфы имеют дактилическое окончание. Рифмы просты и органичны, внимание сосредотачивается не на них, а на содержании. Говоря о средствах художественной выразительности, отметим антитезы в первой, жёстко реалистичной части, и характерность символических эпитетов для второй части.
Для ученика важно показать личностное восприятие этого стихотворения. Закончить можно словами, что Блок как поэт, воспевающий Прекрасную Даму, был дорог немногим, а “Блок «Незнакомки» стал любимцем толпы” (С.Соловьёв).