Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №9/2005

Я иду на урок

Готовимся к сочинению

Тема 227. Можно ли среди споров ночлежников о правде, о вере и человеке выделить позицию, созвучную авторской?

(По пьесе М.Горького «На дне».)

Честно говоря, с такой странной формулировкой всем привычной темы я сталкиваюсь впервые. Видимо, она родилась по необходимости что-то менять в экзаменационных комплектах, но что именно, безымянные составители тем не знали. Вот и получилось у них так, что авторская позиция будто бы существует отдельно от художественного текста и как-то ещё помимо него выражена. Что будто бы Горький периодически, по ходу пьесы, выбегает на сцену, прерывая действие, и сообщает: “Имейте в виду, что по обсуждавшемуся только что вопросу моя лично позиция вот какая…” Конечно, можно сравнить то, что говорят герои, с высказываниями Горького разных лет о собственной пьесе и поднятых в ней проблемах, но эти “метатексты” не входят в школьный минимум и знакомство с ними нельзя вменить в обязанности выпускнику. Что же делать?

Во-первых, ни в коем случае не скатываться в вульгарно-литературоведческие рассуждения типа: “Мне кажется, что именно позиция этого героя (Сатина, Луки и так далее) наиболее близка авторской”. Во-вторых, понять, что в этой теме, если уж увернуться от неё не удаётся, нужно последовательно, аргументированно, с цитатами раскрыть позиции трёх основных героев пьесы (Бубнова, Луки и Сатина) по поводу вынесенных в формулировку проблем. В-третьих, необходимо хотя бы поставить вопрос о неоднозначности героев, прежде всего Луки. В этом вам поможет материал, который мы предлагаем в виде рабочей карточки. Высказывания критиков разных лет могут стать основой для повторительной беседы в классе, отправной точкой для сочинения, эпиграфом или “финальным аккордом” рассуждения.

1. “Этот странник вошёл в подвал, как луч яркого и животворного солнца, сразу осветив в нём всё дурное и жизневраждебное и повсюду пробудив к жизни дремавшие и бесплодно глохнувшие в несродной атмосфере ростки добра” («Московские ведомости», 1902).

2. “Светлый момент примирения вносит Лука в жизнь, которую он проходит со страннической котомкой на плечах <…> Фактически судьба обитателей ночлежки от пребывания Луки не улучшилась <…> но все эти люди от слов старика лишний раз почувствовали себя людьми, и свет засиял в их униженных душах” («Русская мысль», 1903).

3. “Религия «старца лукавого» <…> есть религия лжи” (Д.Мережковский).

4. “Старик у вас — несимпатичный, в доброту его не веришь” (Л.Толстой).

5. “Горький читал (пьесу) великолепно, особенно хорошо Луку. Когда он дошёл до сцены смерти Анны, он не выдержал, расплакался. Оторвался от рукописи, поглядел на всех, вытирает глаза и говорит: «Хорошо, ей-богу, хорошо написал… Правда, хорошо!»” (из воспоминаний М.Ф. Андреевой).

6. “Лука — жулик. Он, собственно, ни во что не верит. Но он видит, как страдают и мечутся люди. Ему жаль этих людей. Вот он и говорит им разные слова для утешения” (М.Горький, 1910).

7. “Утешители этого ряда — самые умные, знающие и красноречивые. Они же поэтому самые вредоносные. Именно таким утешителем должен быть Лука в пьесе «На дне» но я, видимо, не сумел сделать его таким. «На дне» — пьеса устаревшая и, возможно, даже вредная в наши дни” (М.Горький, 30-е годы).

8. “Вся деятельность Луки состоит в том, что он, как медиум, улавливает сигналы индивидуальной мечты, излучающиеся из каждого человека, и даёт этой мечте оформиться в целое” (современный исследователь).

Рейтинг@Mail.ru