Я иду на урок
Готовимся к сочинению
Тема 214. Тема любви в прозе И.А. Бунина
Тема глубоко затрагивает сдающих экзамены юношей и девушек, возможны неоднозначные оценки с выражением личностного отношения к теме, поэтому автору комментариев стоит лишь наметить канву для сочинения.
Тема любви в русской литературе: её актуальность на протяжении всего XIX века, трактовка различными писателями (возможен краткий обзор: В.А. Жуковский, А.С. Пушкин, И.С. Тургенев).
Среди писателей XX века Бунин выделяется особо пристальным вниманием к теме любви. Ей посвящены рассказы «Лёгкое дыхание», «Сны Чанга», сборник рассказов «Тёмные аллеи», страницы повести «Суходол» и романа «Жизнь Арсеньева».
Вступление закончилось. Далее необходим тезис: какой, на взгляд ученика, предстаёт любовь в произведениях Бунина? Возможно, это просто чувственная любовная страсть. Одухотворена ли она? Что движет влюблёнными? К чему приводит подобная любовь? Каковы финалы бунинских историй? Как связано изображение любви у Бунина с развитием психологической науки в начале XX века? (Позиция автора консультации отражена в статье: Ерёмина О.А. Бегство от одиночества. Любовь в рассказах И.А. Бунина // Литература. 2003. № 44.)
Затем ученик привлекает к доказательству своего тезиса знакомые ему произведения. Главное, чтобы сочинение не превратилось просто в пересказ посвящённых любви рассказов. Ученик должен постоянно держать в сознании ключевую мысль, отражая в сочинении повороты проблемы, которые ставит перед своими читателями Бунин.
Завершение: что нового внёс Бунин в трактовку темы любви? Есть ли в современной литературе писатели, которые продолжают традицию Бунина? Личностный мотив: как повлияли произведения Бунина на понимание любви автором сочинения?