Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №9/2005

Я иду на урок

Готовимся к сочинению

Тема 171a. Раневская и Гаев в пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад»

Предлагаемая тема традиционна для школы и накопила за долгое время определённую инерцию. В частности, очень живучей оказывается схема, согласно которой Раневская и Гаев — это отживающее дворянское прошлое, Лопахин — капиталистическое настоящее, а будущее России за Аней и Петей. В соответствии с этой концепцией нужно всячески подчёркивать паразитизм и никчёмность старых хозяев сада, их непрактичность и неумение уберечь его от гибели.

Но пьеса Чехова устроена не так. Драматург вообще отказывается от внешней интриги, от борьбы персонажей, их противопоставленности друг другу. Если в пьесах, к примеру, Островского мы наблюдаем разделение персонажей по какому-либо признаку (гонители и их жертвы, богатые и безденежные), то у Чехова эти различия не играют роли. Например, Лопахин, которому в результате достаётся вишнёвый сад, будет постоянно предлагать свою помощь для спасения имения Раневской. Лопахин не является её антагонистом. Если Тихон у Островского может прямо обвинить Кабаниху в смерти Катерины, то в пьесах Чехова обвинять некого. Почему так и не соберутся в Москву три сестры? Почему не удастся спасти вишнёвый сад? Почему вообще все герои ощущают себя несчастными, неудавшимися людьми, отчего им плохо? Кто во всём происходящем виноват? Нет у Чехова такого виноватого, поскольку герои в его драмах противостоят не друг другу, а общему, медленному, затягивающему, как болото, течению обыденной жизни.

Тема незаметно проходящего времени весьма значима в творчестве Чехова. “Почему человек не может жить так, чтобы не было... потерь и убытков?.. — вопрошает герой одной из его повестей. — Зачем люди делают всегда именно не то, что нужно?..” Жизнь человека утекает в какие-то мелочи, как сквозь пальцы, от неё остаются одни “страшные убытки” — это ощущение владеет многими героями Чехова.

Отсюда и основная тональность чеховских пьес, атмосфера тоски, бесплодных ожиданий, несбывающихся надежд. Персонажи Чехова часто не слышат друг друга, хотя говорят об одном и том же. Смысл их сообщений, посылаемых без всякой надежды на ответ, состоит в жалобе на одиночество, на нескладывающуюся жизнь. Пьесы Чехова часто сравнивают с музыкальными оркестровыми произведениями, где каждый герой ведёт свою партию, но в общей тональности.

Может быть, стоит повернуть раскрытие традиционной темы именно в эту сторону: показать похожесть персонажей друг на друга (например, Раневская пародийно отразится в Дуняше и Шарлотте), их общее неумение жить, их растерянность перед потоком времени. Ничем Раневская не хуже Ани (вспомним, что именно Аня последней скажет о том, что Фирса увезли в больницу), а Гаев — Пети. Да и не в этом дело. Справедливы слова Н.Шапиро: “Ни один персонаж не лучше и не значительнее других. Все иногда смешны и нелепы, иногда говорят умно, тонко и сердечно, а затем снова совершают что-нибудь, что позволяет к ним отнести любимое словечко Фирса «недотёпа», которым и заканчивается эта странная пьеса”. Покажите в сочинении эту нелепость, идущую рука об руку с тонкостью и сердечностью, покажите детскость персонажей, их бестолковость и одновременно обаятельность — и привычная тема заиграет свежими красками.

Рейтинг@Mail.ru