Я иду на урок
Готовимся к сочинению
Тема 156а. Образ Петербурга в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
“Петербургский миф” начал складываться в русской литературе первой половины XIX века в первую очередь в творчестве А.С. Пушкина («Медный Всадник») и Н.В. Гоголя («Шинель», «Невский проспект» и др.). Романы Ф.М. Достоевского — очередной этап в формировании “петербургского мифа” (который впоследствии получит развитие в творчестве авторов Серебряного века — например, в романе А.Белого «Петербург»).
В романе Ф.М. Достоевского «Записки из подполья» Петербург назван “самым отвлечённым и умышленным городом на всём земном шаре”. Такая характеристика имеет прямое отношение к «Преступлению и наказанию»: здесь Петербург воплощает образ “ненастоящей” жизни, в которой все нравственные принципы и подлинно человеческие чувства могут функционировать лишь в искажённом, уродливом виде. В этом смысле очень важное значение имеет эпилог, в котором главные герои переносятся из Петербурга в “другую” реальность — в безграничное пространство Сибири, на берег широкой реки, где перед ними открывается новая жизнь.
Подобно А.С. Пушкину в поэме «Медный Всадник», Ф.М. Достоевский рисует двойственный образ Петербурга. С одной стороны, это “парадный” город, напоминающий декорацию: величественная панорама, которую Раскольников видит из-за реки (обозначающей непреодолимую границу между двумя социальными “мирами”). С другой стороны — это город “униженных и оскорблённых”. Топография города (теснота улиц, бесконечные лестницы, напоминающие о социальной иерархии, подвалы и закоулки), преобладание жёлто-серой цветовой гаммы, жара, грязь, вонь, духота (заметим, кстати, что неслучайно в конце романа жара и духота сменяются грозой и дождём), искажённое пространство интерьеров (вспомним комнаты Раскольникова и Сони), многонаселённые квартиры, в которых у человека нет своего угла, — вот Петербург Достоевского.
Помимо “внешнего” изображения города, в образ Петербурга включаются и отношения между его обитателями. Можно характеризовать их с той или иной степенью полноты (например, развить мысль о том, что теория и “эксперимент” Раскольникова соответствуют “духу” города, порождены им), но во всяком случае важно подчеркнуть общий стиль, характер петербургской жизни: это жестокий, безжалостный город, противостоящий любому проявлению гуманности, город, в котором “человеку некуда пойти”, в котором главными жертвами становятся дети. Поэтому подлинно человеческие чувства, проявляемые персонажами романа, выглядят скорее отступлениями от “правил”, нежели нормой.
Петербург в романе — это не только образ исторически и географически конкретного пространства (столица России), но и символический образ города-мира. Евангельские знаки, основная сюжетная коллизия, темы греха, преступления, наказания и спасения позволяют увидеть в образе Петербурга развитие темы греховного Вавилона — города-“блудницы”. Таким образом, подчёркивается апокалиптический характер происходящего, а проблема преступления и наказания становится проблемой не только отдельного человека, но и мира в целом.