Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №9/2005

Я иду на урок

Готовимся к сочинению

Тема 127. Роль портрета в раскрытии характеров героев романа И.С. Тургенева.

(По роману «Отцы и дети»)

Повторим ещё раз: за эту тему должен браться только тот, кто хорошо знает текст и свободно и быстро ориентируется в нём. Думается, что основной тезис сочинения ясен: Тургенев — мастер портрета и часто и разнообразно использует портрет в целом или портретную деталь как средство раскрытия характера героя. Таким образом, зная ведущую черту характера героя, пытаемся выйти на неё через портрет.

Покажем это на конкретном примере. Итак, самое начало романа: появляется слуга Пётр, “в котором всё: и бирюзовая серёжка в ухе, и напомаженные, разноцветные волосы, и учтивые телодвижения, — словом, всё изобличало человека новейшего, усовершенствованного поколения, из «детей»”.

И в портрете (точнее — через деталь одежды) Ситникова, тоже из “молодых”, автор иронически выделит “славянофильскую венгерку”.

Что объединяет этих героев, которым не суждено встретиться на страницах романа? Душевная пустота, если не сказать жёстче — лакейство, прикрытое стремлением идти в ногу со временем, хотя для обоих важны не внутренние убеждения, а форма, внешность.

А вот другая хрестоматийная сцена: Павел Петрович в тщательно выглаженном сьюте (обратим внимание: не пиджаке!) и небрежно одетый Базаров. Несостоявшееся рукопожатие, когда красная, не знающая перчатки рука Базарова повисла в воздухе, потому что-то аристократ Павел Петрович демонстративно не подал разночинцу Базарову свою холёную руку. Тогда становится понятным, почему Базаров вроде как замешкался, подавая руку Николаю Петровичу. Что за этой заминкой? Горький опыт? Самолюбие? Боязнь оказаться в сложной ситуации?

Общее направление работы над этой темой, думается, ясно: оно во многом определено позицией Тургенева, который считал, что автор не должен открыто заявлять о себе, о его отношении к героям и событиям свидетельствует деталь, в том числе и портретная. Авторская позиция в романах Тургенева открывается только вдумчивому читателю, внимательному к “мелочам”, постоянно сопоставляющему сцены, героев и события.

Рейтинг@Mail.ru